Александр Ягольник: Face to Face о Законе Рыбчинских (№ 4461)
Сравнивать украинские авторские сборы даже с российскими, не говоря уже о французских, немецких, английских, американских – не буду ввиду еще большей унизительности цифр превосходства над нами из-за глобального и многолетнего воровства и коррупции в этой сфере, с чем и собираются наконец-то покончить прогрессивная общественность украинского шоу-бизнеса во главе с Дмитрием Костюком и главой Авторского совета УААСПа Юрием Рыбчинским, проведя в парламенте Закон №4461 авторства народного депутата Евгения Рыбчинского.
Процедура перемен в нашей стране – дело, увы, очень долгое, но, кажется, #ЗаконРыбчинских, как окрестили этот закон, прошел еще один обязательный "зачетный круг" и подходит к завершению, т.е. стадии, когда за него будет идти голосование в парламенте.
К счастью для тех, кто верит в возможность перемен к лучшему, в Кабмине идею единого централизованного агентства по сбору роялти поддерживают. И даже организовали международный круглый стол по авторским и смежным правам, чтобы разрешить спор внутри украинского шоу-бизнеса, соответствует или нет закон №4461 европейским нормам, куда съехались полномочные представители всех (!) ведущих мировых и европейских организаций, поддерживающих европейский вектор развития Украины и понимающих важность правильно отрегулированных сборов роялти.
Приехали – замечу – специально в Киев, чтобы рассудить продюсеров, авторских юристов, и авторитетно, как говорится, face to face ответить на все возникающие вопросы и неясности.
Увы, ни Юрия Никитина, ни Вадима Лисицу, кто больше всего на "Обоз ТВ" критиковал #ЗаконРыбчинских и позиции Дмитрия Костюка, я там не увидел. Равно как и многих других, активно дискутировавших на эту тему в Фейсбуке. Зачем тогда было поднимать волну? Впрочем, были их представители, которые молчали аки рыбы и внимали тем, к кому, собственно, обращались заочно в своих многочисленных письмах, когда трубили в колокола "ой все не так, как в Европе".
Случился даже один шоу-бизнесовый демарш одного из приглашенных представителей 19 ОКУ, не вынесшего позора критики Юрия Рыбчинского, но, кажется, уважаемых иностранных гостей этим он не столько удивил или удручил, сколько поставил в недоумение. Их вердикт: в расширенном (по итогам круглого стола) варианте Закона № 4461 учтены все главные основополагающие принципы международного авторского права, он юридически грамотен по всем позициям украинских реалий, гарантированно перекрывает всю коррупционную составляющую в сфере авторского права в Украине и делает прозрачными все авторские выплаты.
Но не спешите радоваться, авторы. Разделите пока сдержанный оптимизм с теми коллегами, кто вчетвером отдувался за весь авторский цех на этом круглом столе – Юрием Рыбчинским, Сашей Кольцовой, Александром Ягольником и Александром Ярмолой ("Гайдамаки").
"Сдержанный" - потому что у Закона Рыбчинских есть мощное олигархического анти-лобби, представитель которого, естественно, тоже присутствовала на круглом столе и ясно обозначила, что противодействие будет. Взяв слово, она тут же ловко вбросила заранее приготовленную "утку" с несоответствием какой-то регламентной норме и без обиняков намекнула, мол, сюрпризы ждите и далее, нас устраивает все, как есть сейчас.
Еще бы: музыкальные телеканалы и радиостанции хотят и дальше платить роялти по-старому, т.е. крохи, и за свои интересы они поборются всеми бюрократическими методами и ресурсом. И уже на следующий день после круглого стола в Кабмине опять начали муссировать вопрос о незаконченном и… – о, ужас! это ведь не имеет никакого отношения к творчеству – медицинском образовании Дмитрия Костюка, благодаря чему он все еще "и.о", и о том, что его надо кем-то заменить, кого можно назначить без "и.о".
Такое впечатление, что то ли в Кабмине на 4-м этаже с прежних времен все еще сохранился "кабинет идиотов", то ли не знают, что в Киеве вот-вот пройдет Евровидение-2017 и что "и.о. УААСПа Д.Костюк" – это именно тот Дмитрий Костюк, который в 90-х и 2000-ных стоял у истоков зарождения инфраструктуры украинского шоу-бизнеса вовсе не как медик скорой помощи, и именно как человек-практик является столь же уважаемым человеком в украинском шоу-бизнесе, как и Юрий Рыбчинский.
Словом, то ли еще будет. Можно не сомневаться, что битва за #ЗаконРыбчинских в Парламенте будет похлеще, чем у Жанны Д`Арк в Орлеане – особенно если вспомнить, как непостижимо нелепо и убийственно обидно для патриотов (в т.ч. на фронте) был провален в Верховной Раде Закон Княжицкого о защите украинского гастрольного рынка от российского проникновения.
Да и скрытому московскому лобби в Верховной Раде (которое "круглый стол" по понятным причинам проигнорировало) вряд ли выгодно, чтобы украинским діячам культуры лучше жилось. Им, конечно, проще, чтоб, как водится, "хохлы между собой переругались", но пока этого не произошло.
С другой стороны, московское лобби могло бы при случае задуматься, что от Закона Рыбчинских выиграют в том числе и российские артисты, вновь зачастившие во Дворец "Украина" (о телерадиоэфире тактично умолчу). Например, фаворит Людмилы Кучмы Александр Малинин или тайная любовь президента Порошенко Кристина Орбакайте, открывающие весенний сезон Дворца "Украина", (впрочем, это касается всех звезд), в довесок к своему гонорару в конце года от РАО (Российское Авторское Общество) обязательно получат авторское роялти за свой концерт – чего никогда не случалось ранее даже в "золотые времена" правления Кучмы, а станет возможным только после Революції Гідності, благодаря настойчивости Дмитрия Костюка и под давлением общественности на одиозного гендиректора Дворца "Украина".
Не знаю, правда, найдут ли в себе смелость противники Закона Рыбчинских после этого круглого стола признать тот очевидный факт, что Закон №4461 прошел свой последний "зачетный круг" на отлично, и что это "отлично" Киеву поставили Брюссель и Вашингтон?
Фото: radio.kiev.fm