Столбняк министерства здравоохранения
Драматическая ситуация в Днепре, где пятилетняя девочка все еще находится в реанимации на грани жизни и смерти, всколыхнула украинское общество. В результате многодневной эпопеи нужное лекарство — противостолбнячную сыворотку — все-таки удалось найти и доставить в больницу. Как это часто сейчас бывает, помогли волонтеры. Сейчас смертельно опасная болезнь отступает, но вопросы остаются.
События в Днепре совпали с назначением Ульяны Супрун и. о. министра здравоохранения. До этого не было ни министра, ни его первого зама. Это единственное ведомство, которое оставалось «обезглавленным» после смены премьера: большого количества желающих руководить этими авгиевыми конюшнями не наблюдалось.
С назначением Супрун можно считать завершенным период «реформы» Минздрава в исполнении экс-министра Александра Квиташвили. Выпускник истфака Тбилисского университета сделал карьеру в ПРООН и международных организациях, после чего два года был министром здравоохранения Грузии. Его заместителями были Игорь Перегинец, который пятнадцать лет работал в основном в структурах ВОЗ, и Виктор Шафранский, который с 1997 года занимал руководящие должности в представительствах крупных иностранных фармацевтических компаний.
Период руководства Квиташвили запомнится целым рядом скандалов и громких событий. Была реорганизована санитарно-эпидемиологическая служба, которая, по мнению министра, только обкладывала взятками предпринимателей и не приносила реальной пользы. Закупки лекарств передали международным организациям — опять же, в целях борьбы с коррупцией. Еще одним ярким и скандальным событием стала дополнительная поголовная иммунизация всех украинских детей против полиомиелита.
Увы, приходится констатировать: ни одно из революционных начинаний нельзя признать успешным. СЭС ликвидировали в нарушение закона, процесс сопровождается скандалами и судебными исками. Недавняя вспышка кишечных инфекций в Измаиле показала, что профессионально реагировать на подобные случаи просто некому. Закупки в ЮНИСЕФ были переданы с большим трудом, процесс не довели до конца, договоры не подписали, вакцин в стране по-прежнему нет. Есть победные рапорты о миллионах сэкономленных на закупке средств, хотя за счет чего удалось добиться такой экономии — наверняка в скором времени это станет темой отдельного разговора. Наконец, в ходе дополнительной вакцинации против полиомиелита добиться планируемого охвата прививками не удалось. Позже оказалось, что вакцину подарили Украине аккурат накануне полного запрета ее использования во всем мире. Теперь использовать ее нельзя, и остатки (почти три миллиона доз) приходится утилизировать.
О том, в каком состоянии Супрун принимает министерство, красноречиво говорит один факт. Как рассказала и. о. министра на пресс-конференции 2 августа, сейчас, в ситуации тотального дефицита всех вакцин, в министерстве нет ни одного сотрудника, который занимается госзакупками: должность начальника отдела вакантна, а четверо сотрудников в отпусках или на больничном.
Ситуация в Днепре, где ребенок оказался на грани жизни и смерти, — тоже прямой результат минздравовской то ли халатности, то ли идиотизма. Раньше противостолбнячную сыворотку покупали в России и изготавливали на станции переливания крови в Донецке. Сейчас пресс-служба МОЗ разъясняет, что покупка сыворотки по закону — компетенция местных властей, и перекладывает на них вину за то, что произошло. Но что, извините, они могли сделать, если закупки в России запрещены, в Донецке — невозможны, а препараты других производителей Минздрав так и не зарегистрировал?
Теперь о резонансе в СМИ. Изначально спасителем пятилетней Нади назвали начальника днепропетровского облздрава Наталью Будяк — якобы она за свои деньги приобрела нужное лекарство. Эту информацию распространила пресс-служба ОГА, она широко разошлась в СМИ, но вскоре ее с возмущением опроверг волонтер, президент хоккейного клуба «Кривбасс» Александр Шевченко.
Отдельного внимания заслуживает сообщение о том, что девочка якобы не была вакцинирована против столбняка в плановом порядке. Источником этой информации является Федор Лапий, главный внештатный детский иммунолог города Киева. Почему именно он, а не местные специалисты, занимался этим вопросом — отдельный вопрос. Но именно Лапий вбросил информацию о том, что родители якобы отказались от прививки после консультации в Донецке. Вскоре он «поменял пластинку»: по новой версии, родителей от прививок отговорили местные врачи.
Эта информация распространилась в СМИ очень широко. В адрес матери пострадавшей девочки сыплются проклятия, читатели требуют для нее строгого наказания, сам Лапий заявляет о необходимости создания ювенальной юстиции, которая бы занималась такими безответственными родителями.
Но по крайней мере журналисты «ТСН» и канала «112» удосужились получить комментарий второй стороны. И тут выяснились удивительные вещи. Во-первых, медицинская карточка ребенка бесследно исчезла. По всей видимости, в ней были данные об обращениях с жалобами после травмы и оказанной медицинской помощи. В комментарии каналу «112» мама девочки сказала, что при обращении к местному сельскому врачу после того, как Надя поцарапала ногу, тот не предложил ей сделать инъекцию, только обработал рану перекисью и йодом. Далее специалисты разных клиник не могли понять, в чем причина ухудшения состояния ребенка… В общем, была ли правильно обработана рана, проведена ли антибиотикотерапия, как врачи допустили развитие столбняка — надеюсь, всё это выяснят. Что касается вакцинации, то мать уверяет, что водила ребенка на прививки шесть раз — это ровно столько, сколько полагается по календарю прививок для возраста девочки. Подтвердить слова матери без карточки невозможно, но опровержений (например, обязательного в таких случаях письменного отказа) тоже нет.
Отдельно хочется остановиться на пресс-конференции, которую Ульяна Супрун и Федор Лапий вместе с общественниками провели 2 августа в КМЦ. По закону, медработники и другие лица, которым в связи с исполнением служебных обязанностей стало известно о болезни, результатах медицинского обследования или осмотра, не имеют права разглашать эти сведения. Несмотря на это, главный внештатный специалист Киева в присутствии и. о. министра обсуждать состояние здоровья чужого ребенка в прямом эфире не считает зазорным. Я не исключаю, что эта ситуация обернется судебными исками; в любом случае, когда всё благополучно закончится, я готов оказать родителям девочки любую посильную помощь.
В целом ситуация с вакцинацией в Украине, мягко говоря, аховая. Об этом можно детально прочитать в отчете Счетной Палаты о выполнении национальной программы иммунопрофилактики на 2009–2015 годы. Если коротко: бюджетные деньги использовались незаконно, нерезультативно, непродуктивно и неэкономно; температурный режим хранения вакцин не обеспечивался; мониторинг эффективности прививок не проводился. По согласованию с МОЗ ликвидировали кафедры эпидемиологии, детских инфекций, сокращали часы на изучение детских болезней.
Привычные заявления о том, что причиной низкого охвата является недостаточное финансирование, оказались пустой болтовней. Денег хватало. Счетная Палата установила, что Минздрав из года в год не осваивал десятки и сотни миллионов выделенных бюджетных средств. По мнению аудиторов, нарушения в министерстве приобрели системный характер.
В такой ситуации виновными за полный развал системы иммунопрофилактики хотят сделать родителей — которые либо не смогли привить своих детей, потому что министерство не купило вакцину, либо просто побоялись доверить здоровье своих детей вакцине, которая хранилась с нарушением холодовой цепи.
Несомненно, столбняк — очень опасная болезнь. Если послушать запись пресс-конференции 2 августа, можно заметить, как смертность от столбняка началась с 50 %, а к концу мероприятия увеличилась до 70 %, а затем и 90 %. На самом деле, по данным американского центра по контролю за инфекциями (CDC), смертность при столбняке в последние годы снизилась с 30 до 10 %.
Несомненно, это не повод расслабляться. Более того, даже полный курс вакцинации, проведенный качественными вакцинами, не дает полной гарантии. Поэтому в стране должны быть не только вакцины, но и сыворотка, и условия для ее хранения, и грамотные врачи. Особенно это касается государства, на территории которого идут боевые действия.
Ну а пока министерство годами разбазаривает бюджетные средства, пока в стране нет достаточного количества вакцин и лекарств, которые можно легально приобрести и провезти через границу — надежда остается разве что на волонтеров. Пусть и в этот раз их старания будут успешными. Маленькой Надежде пожелаем скорейшего выздоровления.
А СМИ — большего внимания этой теме, с привлечением компетентных экспертов и точным воспроизведением фактов. Вместо пиара или «зрады».