Французы больше не хотят видеть жестокие кадры в СМИ
Кровь, жестокость и смерть в прямом эфире. Наутро Верховный совет по контролю за аудио- и видео-информацией вынес предупреждение для всех редакций. А в социальных сетях вновь набросились на французских журналистов за то, что в погоне за сенсацией они готовы пойти на преступление против морали.
200 часов видеозаписей ночи с 14 на 15 июля находятся сейчас на рассмотрении Совета по контролю за аудио- и видеоинформацией Франции (СSA). 300 жалоб от телезрителей поступило в Совет в течение суток после теракта в Ницце.
Особенное возмущение вызвали репортажи телеканала France2 (охват телеканала около 13% аудитории). В одном из выпусков канал показал интервью мужчины на коленях у мертвого тела его жены.
До утра в непрерывном эфире на всех новостных каналах с пометкой «Urgent» («Срочно») - страшный путь грузовика, неприкрытые трупы на улицах, паника, раненые. Впервые в таком объеме без кадрирования и ретуши изображения с места трагедии распространялись в СМИ. Впервые CSA получило такое огромное число жалоб всего за несколько часов.
Кроме кадров насилия, французская пресса в спешке публиковала непроверенную информацию. Телеканалы LCI, TF1, iTELE пропустили в эфир слух о взятии заложников в одном из ресторанов Ниццы, не получив официального подтверждения полиции. Слух, к счастью, позже опровергли. Но только один из этих телеканалов, TF1, охватывает более 20% аудитории. Это самый первый, самый старый, и самый популярный из новостных общенациональных каналов Франции.
Утром 15 июля CSA опубликовал предупреждение для редакций всех французских теле- и радиоканалов с призывом к осторожности и сдержанности при освещении теракта в Ницце. За этой публикацией последовали официальные заявления и извинения от СМИ. Как будто ночью ими овладело что-то адское.
«Этот сюжет (интервью мужчины у тела жены) был показан по ошибке, он не прошел обычную проверку. Это не было выбором редакции», - говорила в свою защиту в интервью AgenceFrancePresse (AFP) Александр Кара, директор редакции France2. «Нам пришлось вызвать в срочном порядке всех, кто мог работать. Не все из них знали об обязательных процедурах проверки».
Без кровавых картинок перед глазами ушли спать ночью 15 июля только зрители BFMTV, телеканала с охватом около 3% аудитории. Когда утром коллеги выходили с официальными извинениями, директор BFMTV Эрве Беру также сделал заявление в AFP: « Большинство фото и видео, что мы получили ночью 14 июля, содержали изображения мертвых тел, рассыпанных по Променад дез Англе. Все это отправлялось непосредственно в мусорную корзину. Мы не показываем мертвые тела, даже прикрытые».
Они имели право это делать
Во французском законодательстве («Закон о свободе распространения информации») нет запрета на распространение изображений мертвых тел или крови в эфире или печати. Ограничения касаются фотографий и видео, которые могут оскорбить достоинство и честь человекa. «Это зависит от того, узнаваем ли человек на фото или видео или нет. Вам изображение может показаться жестоким или оскорбительным, но если нельзя определить личность человека, то оно может быть опубликовано», - пояснили в CSA.
Еще одно жесткое ограничение касается «защиты от нежелательной информации детей и подростков». Но на французском телевидении после десяти часов вечера исчезает пометка «Возраст +». Это регламентировано и общеизвестно. С этого времени - это только ваша ответственность, если вы смотрите телевизор вместе с детьми. Все репортажи о теракте делались после 10 часов вечера.
То есть формально жалобы, направленных в Совет, в большинстве случаев не имеют юридических оснований. Общее возмущение зрителей касается не кадров, оскорбивших честь и достоинство конкретной личности. Французы жаловались на сцены насилия в прямом эфире, которых в ту ночь было слишком много.
Солидарность, грусть и сострадание, но прежде всего, пожалуйста, уважение
Уважайте Человека
Комментарий внизу : Ой, это бесполезно, с этими американизированными до мозга кости сми, им только сенсации подавай любой ценой, они не услышат
потому что освещение теракта в Ницце в СМИ этой ночью было просто скандальным
Так случилось, что в этот раз на месте трагедии оказалось слишком много людей, готовых снимать. На празднике независимости Франции было много журналистов с готовым к работе оборудованием. Они оказались на месте трагедии и сразу же стали снимать. Местные жители, а еще больше туристы (ведь это центральная улица Ниццы, лето, выходной) снимали праздник, себя, друзей и были готовы сразу же повернуть камеры туда, где что-то происходит. Поэтому свидетельства в этот раз, в отличие, например, от теракта 13 ноября в Париже, получились слишком «свежими». И в первые минуты улетели в сеть и в эфир.
«Нам постоянно звонили, и впервые в Твиттере появился хэштэг CSAcoupeztout («CSA выключите все»), требующий от нас просто нажать на кнопку и отключить всё вещание. Конечно, мы не можем этого сделать. Это подчиняется другим правилам, согласно демократическим процедурам и закону Республики», - говорят в CSA.
Твиттер национальной полиции : Из уважения к жертвам и их семьям, не способствуйте распространению фото и видео сцен насилия
Картинка служит не для информации. А для удержания внимания
Мари-Франс Шамба-Ульон, медиаэксперт и аналитик, в интервью газете «FranceOuest» 19 июля с заголовком «Почему мы приклеены к экранам» говорит: «Об этом никогда не будет сказано достаточно. Картинка не информирует, она служит для удержания внимания. После такой трагедии вы находитесь в состоянии как будто оцепенения. Вы ожидаете конкретной информации и сидите перед экраном, перед картинкой».
Во Франции несколько сотен телеканалов. Французы любят и смотрят свое телевидение. Согласноисследованиям института медиаисследований Médiamétrie, в среднем, каждый француз смотрит телевизор более 3 часов в день.
Если посчитать всех тех, кто увидел самые свежие кадры, на Променад дез Англе в четверг вечером побывала буквально вся Франция. Не только те, кто был в Ницце, получили сильнейший шок от увиденного и пережитого насилия, но вся Франция. Вся Франция в режиме «live» и «urgent» была на месте событий.
«Не нужно забывать, что заложники и убитые для террористов не цель, а средство. Средство влияния на общественное мнение. Не будем наивными, распространение информации входит в стратегию наших врагов. Мы гипермедиатизируем эти события, мы помогаем террористам запугивать всех вокруг, помогаем им становиться известными, вербовать сторонников», - пишет Эрве Маритон, французский политик и депутат от департамента Drôme в блоге HuffingtonPost в статье 18 июля
Даже если большинство страшных картинок той ночи давно удалены с сайтов и из социальных сетей, шокирующей информации в СМИ предостаточно. Можно, например, зайти на сайт TF1, и просто почитать заголовки видео : «Подросток больше не разговаривает после теракта в Ницце», «Женщина рассказывает о пережитом в четверг вечером», «После теракта на пляжах в Ницце дежурят жандармы».
Журналисты имеют право публиковать это. Возможно, французские СМИ просто пока еще не знают, как вести себя сейчас. Три теракта за последние полтора года – это беспрецедентный феномен, как для медиа, так и для общества, с учетом сегодняшних технологий мгновенной передачи данных. Ни у кого нет рецепта, как лучше пережить это.
А что если то, что произошло с французскими телеканалами в ночь с четверга на пятницу 15 июля, не так уж ужасно, как кажется на первый взгляд. По крайней мере, ужас привел к тому, что общество ясно высказалось: это не стоит публиковать в прямом эфире. И можно очень надеяться, что французские СМИ, как, возможно, редко какие другие СМИ в мире, именно к этому голосу и прислушаются.
«Я не думаю, что будут какие-то изменения в законодательстве. На сегодня у нас есть все инструменты контроля и проверки. Я не думаю, что сейчас можно принять какой-то закон, который позволит нам лучше работать», говорит пресс-секретарь CSA.
Решения по 300 жалобам в Совет по контролю будут приняты в следующую среду, 27 июля 2016 года. В связи с чрезвычайным положением в стране, процедуры принятия решения были ускорены.
Вероника Чигирь, Mediaktritika.by