Слабые и сильные версии убийства Шеремета
Украинские силовики выдвинули несколько версий убийства в Киеве журналиста Павла Шеремета. Большинство из них крайне уязвимы для критики и наверняка отпадут в ближайшее время.
В частности, следователи полагают, что Павел мог перейти дорогу кому-то из влиятельных чиновников или олигархов, которые заказали убийство, чтобы он не смог опубликовать некий компромат.
Однако Шеремет не занимался расследовательской журналистикой, его профиль — публицистика, аналитика, интервью, репортажи. Но даже если предположить, что он получил какой-то компромат, то убийство вряд ли могло заблокировать его публикацию. О материале он наверняка предупредил бы своих коллег и, как минимум, гражданскую жену — журналистку Алену Притулу.
Еще одна версия как раз связана с Притулой: она возглавляла издание "Украинская правда", где работал и сам Шеремет. Следователи допускают, что настоящей мишенью киллеров была именно Притула, а Павла, который был за рулем ее автомобиля, взорвали по ошибке.
Но сама Притула заявила, что Шеремет почти всегда пользовался этим автомобилем, передвигаясь по городу. Для киллеров, которые всегда заранее следят за потенциальными жертвами при организации таких покушений, это точно не было секретом. Кроме того, по сообщению прокуратуры, взрывное устройство, заложенное в автомобиле, было активировано дистанционно — то есть убийцы прекрасно видели, что за руль сел Шеремет, а значит, хотели расправиться именно с ним.
Видимо, будет проверена и возможная причастность к убийству белорусских спецслужб. Шеремет родился в Беларуси и много лет был последовательным критиком режима Александра Лукашенко. Его выдворили из страны и лишили гражданства. Тем не менее он продолжал возглавлять один из самых популярных сайтов белорусской оппозиции, где ежедневно публиковались новости, отличные от государственной пропаганды.
Впрочем, Лукашенко человек рациональный, и в данный момент он очевидно не заинтересован в таком скандале. Шеремет хоть и раздражал президента Белоруссии, но точно не наносил его власти ощутимого вреда. К тому же сегодня Лукашенко более-менее наладил отношения с Западом: с его страны сняли санкции, а сам "Батька" освоил роль миротворца, принимая в Минске лидеров государств, договаривающихся о мирном урегулировании конфликта на Донбассе. Если в убийстве Шеремета найдут следы белорусских чекистов, то это станет новым поводом, чтобы изолировать режим Лукашенко. Так подставляться опытный диктатор не станет.
Ну и наконец главная версия — покушение на Шеремета было организовано российскими спецслужбами. Именно эта версия, с моей точки зрения, наиболее вероятна и требует предельной концентрации усилий со стороны следствия.
Во-первых, киллеры действовали предельно профессионально. Взрывное устройство было установлено идеально и сработало таким образом, что не оставило Шеремету шансов выжить, но при этом никто из случайных прохожих не пострадал. Техническое исполнение убийства явно свидетельствует о высоком уровне исполнителей и указывает на почерк спецслужб.
Во-вторых, у вероятных российских заказчиков убийства был явный мотив. Давайте называть вещи своими именами: режим Путина продолжает холодную войну против Украины. Расправа над известным журналистом в самом центре Киева дестабилизирует политическую обстановку в стране и бьет по репутации властей. Обратите внимание, как старательно кремлевская пропаганда раскручивает тему неспособности команды Порошенко обеспечить безопасность прессы. Наверняка и оппозиция внутри Украины будет ставить это в вину своему президенту (и небезосновательно).
В-третьих, убийство Шеремета — недвусмысленное послание тем российским гражданам, которые эмигрировали в Киев и продолжают критиковать режим Путина, находясь (как им кажется) в безопасности на территории соседнего государства. Гибель Шеремета в явном виде дает понять всем российским эмигрантам в Украине, что это не более чем иллюзия безопасности. Теперь все понимают: убивать критиков Путина могут не только напротив Кремля, но и в центре Киева.
Мы достаточно часто общались с Шереметом. После убийства Немцова я рассуждал, что, возможно, в свое время нам следовало убедить Бориса перебраться в Киев — это спасло бы ему жизнь.
Шеремет, который тогда уже жил в украинской столице продолжительное время, грустно улыбнулся. "Если ты думаешь, что путинские спецслужбы не смогут достать здесь кого захотят, то ты заблуждаешься. Фээсбэшники чувствуют себя в Киеве, как дома", — сказал он.
Илья Яшин, «112 Україна»