Каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, сепаратисты отправляют «глушилки» – Попова

Каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, сепаратисты отправляют «глушилки» – Попова

11 Квітня 2016
2119
11 Квітня 2016
12:48

Каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, сепаратисты отправляют «глушилки» – Попова

Денис Тимошенко, «Донбасс.Реалии»
2119
Некоторые инициативы по восстановлению украинского вещания на Донбассе тормозятся по причине неповоротливости бюрократической системы. Об этом в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказала заместитель министра информационной политики Украины Татьяна Попова.
Каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, сепаратисты отправляют «глушилки» – Попова
Каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, сепаратисты отправляют «глушилки» – Попова

Кроме того, по ее словам, некоторые уже реализованные меры для восстановления вещания встречают отпор со стороны боевиков. Тем не менее, например, в Луганской области государство планирует построить 135-метровую вышку, которая сможет обеспечить вещание на неподконтрольный Луганск.

– Объясните, в чем суть Вашей работы и как на территориях Донецкой и Луганской области появляется украинское телевидение и радио?

– Моя задача в прошлом году состояла в том, чтобы расставить максимальное количество передатчиков, полученных от западных партнеров, по территории зоны АТО. Мы расставили порядка пятидесяти передатчиков – больше, чем за последние десять лет на Донбассе. Но мы информационно отбивали наши территории, а чтобы охватить оккупированные, где захвачены 364-метровая вышка в Донецке и 180-метровая вышка в Луганске, нужно вещать с соизмеримо высоких точек. На данный момент у нас ближайшая к Донецку 80-метровая вышка в Волновахе, к Луганску – 60-метровая в Широком. И той, и другой не достаточно, чтобы воевать с 364-метровой или со 180-метровой вышкой. Наша задача в этом году построить или начать строить телевизионные вышки, которые смогут доносить сигнал хотя бы на оккупированные территории, где расположены большие конгломерации.

– Какой высоты будут вышки, когда и где они будут построены?

– В Луганской области будет 135-метровая вышка, точное расположение я не могу назвать по причине безопасности. Она должна добивать до Луганска, но представители «ЛНР» очень активно занимаются глушением, хотя вещание с высокой телевышки на мощных передатчиках им будет глушить сложнее. В Донецкой области в мае мы достроим 180-метровую вышку на горе Карачун и закроем нашу территорию на севере. Мы подали на рассмотрение в Кабмин бюджетирование для концерна РРТ на постройку дополнительной вышки в Донецкой области для вещания именно на Донецк. Сейчас она проходит круги ада согласования в министерствах и ведомствах.

– Расскажите поподробнее про круги ада. Это бюрократическая процедура?

– Чтобы вы понимали, передатчики от западных партнеров мы получаем за 3-4 месяца. Для того, чтобы их поставить, нужны еще фидеры и антенны. Мы подавали на них прошение в апреле прошлого года, голосование прошло только в августе, а деньги концерн получил в декабре. Речь шла о двух миллионах гривен. Проблемы возникают почти во всех ведомствах, в Минэкономики и Минфине, в бюрократической системе. Дело в том, что люди там специализируются в первую очередь на закупках и не понимают, зачем это нужно.

– Проблема, как я понимаю, не в персоналиях, а в бюрократической системе. Не ищут ли парламентарии или Кабмин какой-либо выход из этой ситуации?

– К нам обращались некоторые парламентарии с идеями запустить региональное радио в Запорожской области и вешать передатчики на ТЭС. Мы пытались сделать последнее еще в 2014 году: на Кураховской он был срезан, а Светлодарскую ТЭС обстреляли через три дня после того, как наш министр написал официальное письмо министру энергетики.

– То есть идея с ТЭС подвергает риску стратегические объекты.

– Да, они для жизнеобеспечения более важны, чем телевидение. Мы сказали, что лучше помочь концерну РРТ получить деньги на фидеры и антенны, чтобы можно было расставить передатчики или запустить радиостанцию. Мы не можем запустить «Голос Донбасса» уже с декабря прошлого года. В итоге, мы запустили на его частотах «Громадского радио» и «Донбасс.Реалии» в тестовом режиме, потому что до сих пор не могут найти бюджетирование и сложить штатное расписание. Это все занимает в государстве очень много времени. Я двадцать лет работала в медиабизнесе и в ужасе от этих сроков.

– Скажите, почему не сделать вышку на горе Карачун выше, чтобы она покрывала Донецк?

– Вышка в любом случае не будет добивать до Донецка. Она находится на очень высокой точке – более 360 метров над уровнем моря, но расположена слишком далеко от города. Для того, чтобы покрывать Донецк, нужна минимум 180-метровая вышка на высокой точке не далее 30 километров от города. Высота подвеса даже важнее мощности передатчика. Последняя дает только качество изображения, а дальность зависит от высоты. Даже 364 метра, которые есть в Донецке, не бьют дальше 50 километров.

– То есть при нынешнем положении дел на фронте невозможно построить такую вышку?

– Возможно. Мы собираемся это делать.

– До конца этого года?

– Мы будем утверждать бюджет лишь до конца этого года. Строиться она будет порядка года-полтора. В Луганск же привезут готовую вышку, которую мы сможем летом собрать. Не совсем верно, что там ничего не вещает. В Широком включено «Громадское», радио и телевидение Луганской областной телерадиокомпании, УР-1. Дело в том, что в «ЛНР», как в Советском Союзе, каждый раз, когда мы что-нибудь включаем, отправляют «глушилки». Например, «Радио Пульс» провещало неделю, «Громадское» – три дня. В Попасной разрушена наша вышка, но там включили областное ТРК, 1+1 и недавно УР-1. В общей сложности захвачено более 60 наших передатчиков, на которых теперь ведется вещание. Для того, чтобы восстановиться на линии столкновения, нам нужно построить две телевышки и поставить 60 передатчиков. Мы же расставили по всей нашей зоне только 50, потому что надо было отбить территорию, ведь вдоль границы с Россией последние 25 лет принимались и российские каналы.

– Это не только Донбасс, но и Сумская, Харьковская области?

– Да, мы поставили два передатчика в Черниговской и Сумской области, сейчас ведем переговоры с Харьковской. Но мы упираемся сейчас в то, что с 1 января Нацрада не может принимать к расчету аналоговые лицензии из-за ожидаемого перехода на цифру. Мы ищем юридическое решение этой проблемы, потому что Россия не откажется от аналога, и нам нужно расставлять передатчики по всей линии соприкосновения с ней и ее анклавами: Приднестровьем, Крымом, Донбассом. Чтобы нормально вещать на Донбасс и на Крым, нужно строить телевышки прямо на этих территориях рядом с линией разграничения, и на это нужны деньги, ресурсы. Я думаю, что журналисты, которые ездили, помогли бы гораздо больше, если бы инициировали сбор денег или объяснили, почему Минфин не выделяет необходимые суммы. Мы знаем ситуацию, я могу сказать, какие каналы вещаются с донецкой и луганской телевышки. Необходимо находить передатчики или создавать новые радиоканалы. Не все еще хотят вещать: у нас лежит сейчас десять передатчиков, и некого на них запустить. Мы не можем получит деньги для областных телерадиокомпаний или УТ-1, а частные компании не готовы вещать, потому что это не монетизируется.

– Вы имеете в виду, что они не заинтересованы вещать туда, где не смогут получить прибыль от рекламы?

– Да. «Эспрессо» вещало на Донбасс, но передатчик был дорогим, потреблял много энергии, и они отдали его нам вместе с фидерами и антеннами, которые купили за свой счет.

– И он сейчас лежит?

– Нет, он вещает, потому что он уже был сделан. А вот другие передатчики и те, которые едут из Словении, ждут своего часа, пока мы пройдем все круги ада, согласуем бюджетирование и сможем их отправить в Херсонскую, Одесскую, Харьковскую, Донецкую и Луганскую область.

– Все мощности Донецкой областной телерадиокомпании остались у сепаратистов. Есть ли какие-либо идеи по поводу контента у Мининформполитики, и есть ли какое-либо оборудование у этого канала сейчас?

– Все областные телерадиокомпании сейчас подчиняются НТКУ, они становятся её региональными филиалами. Этот вопрос нужно задавать Зурабу Аласании. Мы с донецкими журналистами, которые работают и на Радио Свобода, подготовили концепцию для радиоканала, который они собираются запускать, дали свои рекомендации, уже несколько месяцев просим их создать эту радиостанцию. Донецкие журналисты готовы помогать, Мининформполитики уже получило временные разрешения для канала от Нацрады. Но когда были поставлены передатчики, оказалось, что региональный филиал НТКУ нам пока ничего не может дать.

– В плане контента?

– Да, они не запустили радиостанцию. В Луганской области есть региональная радиостанция, они сделали её сами, там хорошо работают с местной властью. В Донецкой области радиостанции нет, поэтому мы запустили туда «Громадское». Учитывая передачу «Киев-Донбасс», их все равно будут брать на радиостанцию, которая создастся региональной филией НТКУ. На телевидении приблизительно такая же ситуация: есть минимальное оборудование, делаются какие-то новости, но над этим нужно работать. Я надеюсь, что будет какой-то проект с «Громадским ТБ» Донбасса с совместной студией в Краматорске. В Киеве часть студии «До ТеБе» собираются переносить в здание НТКУ.

– Штат и бюджет Вашего министерства очень мал, насколько я понимаю?

– Около двадцати человек и три миллиона шестьсот гривен.

– Может стоит с таким штатом действовать нестандартно? К примеру, Донецкий институт массовой информации провел исследование, что люди, скучая по объективной информации, перемещаются в социальные сети.

– Да, я читала это исследование, более того, мы совместно разрабатываем стратегию информационной реинтеграции Донбасса. На последнее заседание рабочей группы мы пригласили специалистов из волонтерской организации i-army. Их буквально три человека, у которых десятки тысяч подписчиков, и вместе с Донецким институтом информации они будут писать часть, которая касается социальных сетей.

– То есть будет такая программа?

– Конечно, мы должны дописать её в мае, затем утвердить на экспертном совете при Министерстве, и после она станет законным постановлением. Я надеюсь, что хотя бы в следующем году мы сможем заложить в бюджет какие-то деньги на информационную реинтеграцию Донецкой и Луганской областей.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
Денис Тимошенко, «Донбасс.Реалии»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2119
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду