Продюсер фильма «Мариуполис» Анна Паленчук: «Многие члены съемочной группы работали без гонораров»
Документальному фильму «Мариуполис» продюсер Анна Паленчук прочит успешную фестивальную судьбу. Его премьера состоится во время Берлинского фестиваля, который пройдет в начале февраля нынешнего года. Картина, снятая литовским режиссером Мантасом Кведаравичюсом, — это совместное производство компаний Украины, Литвы, Германии и Франции. Фильм будет показан в программе «Панорама», проходящей параллельно с основной конкурсной программой мирового кинофеста.
— Мариуполь появился в моей жизни неожиданно, — рассказала «ФАКТАМ» продюсер фильма «Мариуполис» Анна Паленчук. — Знакомые сказали, что в Украину приезжает литовский режиссер Мантас Кведаравичюс, который хочет снимать документальное кино. Меня попросили о содействии. Мы встретились с Мантасом, обсудили все детали.
Речь шла о том, что Мантас будет снимать кино о жителях небольшого греческого поселка Сартана, расположенного недалеко от Мариуполя, где живут этнические греки, сохранившие все традиции своей родины. Мантас приехал в Украину и отправился со съемочной группой в Сартану. И вдруг он неожиданно позвонил мне и сказал: «Я в Мариуполе. Это самый кинематографический город из всех, что я видел. Мы будем здесь снимать!» Буквально за две недели собралась команда, и мы направились на восток Украины.
— Вы впервые были в Мариуполе?
— Да, этот город меня поразил и влюбил в себя. Знаете, о нем бы немного позаботиться, и он запросто мог бы превратиться в один из тех уютных морских городков, множество которых разбросано по побережью Италии. В Мариуполе своя особая атмосфера. Там невысокие дома, старинные особняки. Этот город находится между войной и миром. Наверное, второго такого места, действительно, не найти.
Мы приехали туда в конце апреля 2015 года. И, по сути, без перерывов снимали два месяца. Помню, как Мантас упрашивал наших операторов прерваться на обед, а они все снимали и снимали. Знаете, у всей съемочной группы было особое отношение к проекту. Мы понимали, что делаем очень важное кино. Для людей и ради них. Многие из съемочной группы работали без гонораров.
— Вы попали в Мариуполь как раз на празднование 9 Мая.
— Находились в тот день на центральной площади города, где происходило запоминающееся сценическое действо. Рядом стояли люди, переодетые в военную форму советского времени, и ребята из зоны АТО, а за ними — военные на мотоциклах, оставшихся еще со времен Второй мировой войны. Это был марш мира. Вообще, мариупольцы — уникальные люди, способные сохранять хладнокровие даже в самые тяжелые моменты. В городе до сих пор слышны звуки от разрывов снарядов. Но на лице ни у кого из прохожих я не встречала обреченности и паники.
— Вы были в районе Мариуполя, пострадавшем от атаки «Градов»?
— Да, мы снимали там несколько дней. Этот район находится совсем недалеко от линии огня, на границе военных действий. Следы разрушений видны везде. Одна из наших героинь — женщина, у которой полностью разбомбило квартиру. Но она не убежала из города, а потихоньку стала ремонтировать свое жилье. Мы видели дома, в которых до сих пор чернеют дыры от пожара. На стоянках можно увидеть остатки сгоревших машин. Честно говоря, жуткое зрелище. Но рядом детская площадка, где гуляют родители с детьми. Город продолжает жить по своим законам, будто заявляя всем: мы вас не боимся, это наша земля.
— Ведь вы снимали даже в театрах.
— Творческая жизнь в Мариуполе не прекращается. Но больше всего нас потрясла поездка в Сартану. Греческое поселение находится рядом с передовой, тем не менее люди там продолжают жить, играть свадьбы, печь потрясающе вкусные пироги. Мы снимали репетицию оркестра и были на концерте. Потом переехали в Широкино, где снимали в местном Доме культуры. Через пару дней после нашего отъезда в это здание попал снаряд и его полностью разбомбило. Так что Дома культуры, который есть в нашем фильме, на самом деле уже не существует.
— Анна, вам было страшно во время съемок?
— Только однажды, когда начался обстрел «Градами». Казалось, снаряды разрываются буквально в нескольких метрах. Я выбежала на улицу, а вокруг люди, которые совершенно спокойно идут по своим делам.
Оказывается, можно привыкнуть к жизни в условиях перманентной войны. В городе на каждом шагу указатели бомбоубежищ. Мы привезли с собой комплекты бронежилетов, но, слава Богу, так ими и не воспользовались.
*Съемочная группа работала в Широкино, в Доме культуры, которого сейчас нет — его разбомбили. Кадр из фильма «Мариуполис»
— Как, по вашему мнению, настроены жители Мариуполя? Они поддерживают Украину?
— Мариуполь очень неоднозначный город в смысле настроений. Признаюсь, мы никому даже не сказали, что приехали из Киева и снимаем здесь украинскую картину. Нас предупредили, что в городе много агрессивно настроенных людей, которые могут жестко отреагировать. Поэтому не говорили на украинском языке.
— Снимая картину, готовили ее для фестивалей?
— Такую задачу никто перед собой не ставил. Но Мантас Кведаравичюс в Берлине человек уже достаточно известный. Его картину показывали на кинофестивале. Поэтому вторую работу режиссера, естественно, там ждали. Я рада, что мне довелось принимать участие в этом проекте. Тем более, что работали мы не для славы или гонорара, а потому, что хотелось зафиксировать историю, людей, оказавшихся в совершенно уникальной, жесткой ситуации. Это интернациональная картина, которую поддержали Украина, Германия, Литва и Франция. И каждая из этих стран вложила частичку своего сердца и труда, чтобы мир увидел «Мариуполис».
Таисия Бахарева, «Факты»
Фото - «Факты»