«Крым. Путь на Родину». Камин-аут диктатора
Отливающий багровым закат. Православный храм на берегу моря. Барражирующий средь облаков боевой вертолет. Доверительным тоном вещающий Владимир Путин. Все это под музыку то ли из "Терминатора", то ли из "Властелина колец".
Так выглядят первые 40 секунд презентованного вечером 15 марта в эфире телеканала "Россия-1" телевизионного фильма "Крым. Путь на Родину".
Очевидно, что в переводе с языка образов данный смысловой ряд означает красоту, духовность, силу, мудрость и эпичность.
Следующие 2,5 часа - а фильм богат не только бюджетом, но и хронометражем, - лишь расцвечивают красками и деталями эту последовательность.
Хотя назвать "Крым. Путь на Родину" фильмом в полном смысле этого слова нельзя. По факту это большое интервью президента Владимира "я всех переиграл" Путина журналисту Александру "50 оттенков подобострастия" Кондрашову.
Вальяжно попивая чай в кожаном кресле, Владимир Путин, словно поддавшийся ностальгии ветеран, в деталях вспоминает процесс эвакуации Виктора Януковича с территории Украины и последующую аннексию Крыма, объясняя это единственной возможностью спасти крымчан от катка националистов. Вспоминает Аксенова, которого ему, Путину, представили как крымского Че Гевару. Вспоминает бравое "ополчение" и "ставших брендом вежливых людей".
- Говорю вам совершенно откровенно, честно говорю, абсолютно, - признается Владимир Путин, говоря о простых крымчанах, на чей клич о помощи откликнулась Русь-матушка. - Я про себя так подумал: если люди так захотят, ну, значит, так тому и быть.
Разговор президента и журналиста перемежается подробной, масштабной реконструкцией того, что в российскую Википедию вошло как "Крымская весна", а в украинскую – как "Аннексия Крыма".
Очевидно, что реконструкция эта задумывалась как масштабное полотно в лучших традициях ненавистного Голливуда.
Увы.
Неумело балансируя между гэбэшно-патриотическим дискурсом, обязательными книксенами в адрес православия и заигрыванием со вскормленным на сериалах народом, авторы "Пути на Родину" вместо захватывающего дух живописания одной из самых выдающих спецопераций в мировой истории (уверен, что именно под таким жанром "Крым. Путь на Родину" проходил в сценарной заявке), скатываются в гротескную пошлятину и пародию. Эдакая "Наша Раша"Ю из которой убрали шутки, зато добавили бюджета.
Уровень пафоса в этой 2,5 часовой поделке так сильно выплескивается за край, что складывается впечатление, что Крым аннексировал не спецназ морской пехоты РФ под руководством стратега-Путина, а трио в лице Яна Флеминга, Даниэллы Стил и Георгия Победоносца.
В общем хотели голливудский экшн, а получили былину.
Перескажу дословно пару закадровых начиток. Подчеркиваю, дословно.
"Шла в Симферополе мимо оцепления молодая женщина с коляской, а ее деликатно остановил солдат. И говорит: "Покажи". Она: "Что покажи?". Он: "Его покажи" и пальцем на коляску показывает. Она малыша достает: "На, смотри". И у него слезы. Говорит: "У меня дома такой же, 4 месяца ему".
"27 февраля добровольцы на пароме прибыли в Керчь. Но тут стало ясно, что Киев приказал местным властям, чтобы сотни крепких россиян не могли получить ни жилье, ни транспорт. Казаки остались на улице под февральским дождем и ветром и пошли помолиться в храм Андрея Первозванного. Неожиданно именно здесь и нашли убежище".
Также фильм изобилует так называемыми реконструкциями. Вот ночное сафари на джипах – националисты с факелами гонят по прерии крымчан, ездивших в Киев на мирный безоружный Антимайдан. А вот мускулистые, бородатые крымские "ополченцы" выковывают щиты в кузнях (я не шучу), чтобы встретить вооруженный до зубов "Правый сектор", прошедший через кровь Майдана. "Шли не с оружием, но с верой. И щиты красили в триколор". Это цитата.
Бегущие в солнечный блик дети, вспархивающие от мраморных фонтанов голуби, гипертрофированно глубокие цвета выдубленной HDR-картинки... А еще – слоумоушен, летающие краны, съемки с вертолета, солидные массовки. Допускаю, что "Унесенные ветром 2. Цитадель" отныне не самый дорогой российский фильм.
- Конечно, можно все что угодно болтать языком и как угодно интерпретировать эти события.
На этой фразе Владимира Путина я, пожалуй, прекращу пересказ этой елейно-героической фантасмагории, и от формы перейду к содержанию.
Во время просмотра в какой-то момент я поймал себя на том, что начал считать, сколько раз за интервью Владимир Путин произнесет местоимение "Я". Бессчетные "мы", "мои" и "наш", за которыми, и это само собой разумеется по тону Путина, стоит тоже "Я", решил не учитывать. Бросил на 73-й минуте, когда счет перевалил за второй десяток. Потому что именно на 73-й минуте главный герой произносит одну из ключевых фраз этого дорогого-дешевого телеспектакля.
- Наше преимущество знаете в чем заключалось? – спрашивает Владимир Путин Александра Кондрашова о причинах победы "Русской весны" в Крыму. – В том, что я занимался этим лично.
Занавес. Дальше можно не смотреть.
Но я пересиливаю себя. И чем ближе фильм к финалу, тем отчетливее понимаю, что ошибались те россияне и те крымчане, которые считали, что Крым их. На самом деле Крым - не ваш, не наш, не их. Крым - его. Чтобы это понять, не надо быть искушенным дипломатом.
Фильм-мокьюментари "Крым. Путь на Родину" – это летопись персональной победы, вишенка на торте карьеры полковника комитета государственной безопасности СССР Владимира Владимировича Путина, из чьей шинели так и не вышел нынешний президент России. Его бенефис. Бенефис, который, увы, многими остался незамеченным.
Целый год планета Земля не знала, какую тонкую, хитрую, многоходовую и продуманную операцию единолично осуществил скромный полковник КГБ. Целый год! Наверное, нечто похожее чувствует одержимый коллекционер-преступник, укравший подлинник Айвазовского и мучающийся от того, что некому его показать.
И "Крым. Путь на Родину" решает проблему незаслуженного забвения. С его помощью всему миру явлен хитрый, мудрый, справедливый, прозорливый полковник, в одиночку переигравший всех.
Да, именно полковник. Потому что был бы Владимир Путин не полковником КГБ, а президентом России, создатели этого документального шедевра давно бы чалились в недрах Лефортово за подрыв основ российской государственности. Были бы они там за подробное, изобилующее доказательствами обвинение первого лица в совершении международного преступления, за попытку выставить российского гаранта откровенным безумцем. Чего только стоит реплика Владимира Путина о том, что в случае чего Россия была готова применить ядерное оружие.
Если отбросить многословную, аргументированную отсылками к исконности русских земель, болтовню и беллетристику, то очевидно, что фильм "Крым. Путь на Родину" задумывался как памятник выдающейся личности Владимира Путина. Хорошо понимая, что эпоха монументов из гранита и металла прошла, а эра информационных технологий требует новых решений в искусстве увековечивания, всю мощь фигуры президента России решили воплотить не в статуе на площади, а в фильме.
Но то ли бюджетом подавились, то ли переиграли, а скорее всего окончательно повредились умом на почве несовпадения виртуальной российской реальности с действительностью. И в результате вместо памятника явили миру нового диктатора.
Максим Щербина, Insider