
Василий Гатов: Этика информационной деятельности - это не дисциплина, это чувственный «скелет» профессии журналиста


Известный российский медиа-аналитик опубликовал в Facebook проповедь об этике профессии.
«Просмотр очередной серии Newsroom навел меня на некоторые мысли, которые мне показалось важным высказать - прежде всего в отношении профессии журналиста как таковой.
Один из главных элементов деятельности людей, которые называют себя журналистами - способность видеть в процессе распространения этическую составляющую. Этика информационной деятельности - это не дисциплина, это чувственный "скелет" профессии.
Этическая составляющая журналистики - не в качестве предмета в вузе, а в качестве профессионального инструмента не поддается оценке, ее нельзя знать на "отлично", или на "удовлетворительно". Это более сложное качество, чем знание о законах, регулирующих твою деятельность, или о "понятиях", которые приняты в редакциях или в отношениях редакций с собственниками СМИ. Способность отличить добро от зла, оценить релятивистскую категорию - невозможно "образмерить".
Можно - в 18 лет - слушать преподавателя, профессора, который будет рассказывать о соотношении закона и правды/истины, можно сдавать зачеты на основании формального понимания этих лекций - и завтра идти работать в ньюсрум, где вполне нормальным является позиция "да, он убийца, но он - "наш" убийца, поэтому он герой". Можно искренне - на материале сериалов - не понимать, почему симпатичный подонок остается прежде всего подонком. Можно доказывать моральный релятивизм Раскольникова на утренних занятиях на журфаке - и через несколько часов, высунув язык, ждать премии от арамашотыча за картинки умирающей "звезды" на больничной койке. Я даже не говорю о политике - в этой низменной части бывшей профессии все совсем плохо.
Реальная, практическая деятельность - даже самая "низовая" в редакционном бардаке - очень быстро знакомит вас со специфическими проблемами этического выбора. Не всё, что тебе известно, можно и нужно рассказывать другим, тем более - "неограниченному кругу лиц". И, наоборот, есть такие тайны, к которым ты прикасаешься - случайно или закономерно - которые очень страшно и опасно рассказать, но это необходимо сделать именно, и только потому, что твое этическое чувство требует этого, и профессиональный долг диктует.
Журналист, и его редакция - это не только информационный, но еще и этический посредник между разными частями общества, между институтами и гражданами, между гражданами и институтами. Это кажется совершенно незначительной задачей, в сравнении с мифами об "эксклюзивах" и "прососах", в сравнении с иерархией и премиями, в сравнении с "допущенностью" к столам олигархов или приемным бюрократов. Но именно эта профессиональная особенность - увидеть этическую проблему в отношении информации - и есть единственное свойство "журналиста", которое не отменяется технологиями, социальными инновациями, "режимами" и цензорами.
Очень важно понимать, что это даже не разговор о правде и истине. Это не разговор о "профессионализме" - способности найти и разобраться, описать и объяснить. Это часть "особенности", которую профессия выстрадала. Отказ от нее, даже в форме делегирования этого ежедневного выбора своему обожаемому редактору - ошибка. Отказ от нее ради постоянной зарплаты и комфортного офиса, оправдание своего соучастия голодными детьми и стареющими родителями - часть самообмана и самоуничтожения. Готовность "согласиться с аргументами" до того, как твоя собственная совесть приняла решение - что делать с оказавшимися тебе известными новостями - это "волчий билет" в настоящей, пусть и не самой уважаемой профессии.
Ты идешь на компромиссы, ты идешь на преступления, ты совершаешь геройские или подлые поступки - но не ради зарплаты и даже не ради славы. Единственная и главная цель - это право твоих потенциальных читателей, зрителей или слушателей знать, что на самом деле происходит. И наличие в профессии журналиста этического фильтра - это не только ограничение на сообщение чего-то плохого; это не только обязанность усомниться в чем-то излишне хорошем; и это не стремление затормозить, придержать новость до того момента, когда получено подтверждение из второго, независимого источника. Этический фильтр также отвечает за трансляцию справедливости как идеи; не все законное - справедливо, и наоборот.
Я не знаю, что именно вы вынесете из этой мини-проповеди, но я хотел написать об этом все равно».
