Российский предвыборный эфир за неделю до выборов: бочки варенья и ящики печенья
...Вдруг зарявкали моторы,
Подошел комбайнов строй,
А в комбайне - тот, который!
А в соседнем - тот, второй!
...../
Увидавши пред собой их,
Поселянин заблажил:
- Как же вас сюда... обоих?!
Чем я это заслужил?!
Неожиданно доступен -
Вербовать-то он мастак, -
- Да не бойсь! - промолвил Путин.
- Мы с Димоном просто так.
Дмитрий Быков, «Путин и мужик»
В воскресенье, 27 ноября, в Москве состоялось историческое событие. Приостановленный в сентябре съезд «Единой России» возобновил свою работу, с тем чтобы теперь уже официально объявить о выдвижении Владимира Путина кандидатом в президенты РФ.
Можно ли считать это историческим событием и событие ли вообще то, что открыто и более чем просто публично уже состоялось два месяца назад (объявление о выдвижении премьера стало кульминацией сентябрьской части съезда) - это вопрос философский. В практическом же плане это событие. Причём не столько политико-юридическое, сколько пропагандистское. Это гвоздевой номер избирательной кампании «Единой России».
Надо признать, к финалу выборов в Думу единороссы подготовились тщательно, буквально за несколько дней вывалив на избирателей многие корзины разнообразных пряников, балуя их ящиками стеклянных бус и развлекая всяческими аттракционами. Выдвижение Путина - главный аттракцион. Так же, как объявления о повышении зарплат и пенсий - главные пряники. А возвращение российского (и эстонского) лётчиков из «таджикского рабства», демонстрация укрепления союзного государства с Беларусью, и, особенно, суровое заявление Медведева в связи с разворачиванием в Европе системы ПРО и, соответственно, введение в строй новой РЛС в Калининграде - самые большие и самые красивые бусы.
Партия тандема готовилась не напрасно. По данным опросов, в том числе и проведённых такими уважаемыми организациями, как ВЦИОМ и «Левада-центр», за два месяца избирательного марафона почти все конкуренты заметно прибавили в рейтинге. И хотя больше всех добавила сама «Единая Россия» - с 41-43% в сентябре до 53-57% к концу ноября, как пройдут выборы в режиме реального голосования (а не в социологических моделях) - ещё бабушка сказала надвое. Поэтому (наряду с посильными злоупотреблениями возможностями админресурса) и были заготовлены для последних, ударных дней подарки избирателям в большом количестве.
...тандемцы монаршьи,
Неразлучны, как карие вишни...
Надо сказать, что большая часть кампании (весь октябрь и начало ноября) оставила довольно странное впечатление. С одной стороны, до официального старта избирательного марафона, и до появления в эфире бесчисленных партийных роликов, и, особенно, до начала санкционированных Думой теледебатов на основных каналах, казалось, ничего принципиально не изменилось с допредвыборных времён. Партийцы бодро, часто даже рьяно переругивались на политических ток-шоу вроде «Честного понедельника» (НТВ) и «Поединка» («Россия-1»). Но не было стержневых идей, помимо многократно озвучивавшихся параграфов программных документов и кучи взаимных обвинений, также, впрочем, многократно более-менее рьяно озвучивавшихся.
Ещё интереснее смотрелись деяния тандема. Выглядело это всё так, словно усмирение младшего дуумвира считалось не только главной, а просто единственной проблемой. После исторического (тоже) сентябрьского полусъезда, на котором было объявлено, что Медведев возглавит партийный список «Единой России», а Путин будет выдвинут кандидатом в президенты, стали происходить довольно странные вещи.
Практически сразу из сетки вещания «Первого канала» исчезла программа «Свобода и справедливость» Андрея Макарова. Что, с одной стороны, подтвердило высказывавшееся ранее предположение, что для г-на Макарова эта «Свобода» была чем-то вроде партийной служебной командировки. Но с другой - получалось, что проект имел целью не столько демонстрацию «Справедливости Власти» - избирателям, сколько демонстрацию силы и возможностей Путина - для Медведева. Телезрители, которым Макаров в каждом выпуске обещал рассказать, как решатся озвученные проблемы и как будут покараны виновные - видимо, далее никого уже не интересовали.
Нетривиально после сентября повёл себя усмирённый и запряжённый в партийную упряжку Дмитрий Медведев. Тут вспоминалась забавная байка эпохи кампании по выборам Президента Украины в 1999 году. Рассказывают, что Александр Волков (тогда ещё не «директор парламента») повадился появляться в эфире курируемых телеканалов и от полноты чувств нести всякую ерунду. То есть как бы «правильную» (с любовью к Кучме), но при этом оставляющую у телезрителей впечатления скорей негативные. В связи с чем Александру Михайловичу было строжайше предписано на экраны больше не соваться. Однако настолько велика была слабость г-на Волкова к музе телевидения, что он готов был пролезть в телевизор «хоть тушкой, хоть чучелом» - и в мультяшных «Великих перегонах» канала «Студия 1+1» замелькал «персонаж, похожий на Волкова».
Вспомнилась эта история в октябре, когда российский президент стал мельтешить в эфире с частотой рекламных пауз. Так, словно до того эта маленькая житейская радость ему не то чтобы совсем уж запрещалась, но не приветствовалась и строго дозировалась, как леденцы для маленьких детей. (Ну, чтобы, чего доброго, не возомнил о себе, собираясь конкурировать со старшим партнёром по тандему.) А теперь вот ограничения как бы сняли - потому что не себя ведь пиарит, а партию. Которая уже объявила о намерении выдвинуть Путина.
Сообщения о медведевских встречах с «группой единомышленников», а затем сюжеты, на разные лады муссирующие его же идею «большого правительства» (оно же «открытое»), практически полностью вытеснили в выпусках новостей даже воспоминания о «Народном фронте» Путина. Поэтому, когда на экране вместе с Дмитрием Анатольевичем, вытеснив, в свою очередь, «единомышленников», замелькал Владимир Владимирович, можно было подумать, что всемогущий премьер то ли взревновал, то ли обеспокоился. Возможно, и то, и другое. Эта как раз та опасность, о которой предупреждал ещё шекспировский герой:
Народ, питая взор им ежедневно,
Объелся, словно мёдом, королём;
Всем сладость опротивела, которой,
Чуть меру превзойдешь, - и будет много.
Впрочем, есть тут и серьёзный практический аспект. Когда Медведев и Путин совместно беседуют с матерями, партактивом, аграриями и т. п., или, скажем, вместе катаются на комбайнах - это, помимо прочего, важный месседж для всей российской бюрократии: папа и э...э... папа больше не ссорятся. И играть на разногласиях и разности позиций или, тем более, как-то сочувствовать конкурирующим организациям - чревато последствиями. Серьёзными. Это вам не глумление над ветеранами и сиротами, о которых так проникновенно рассказывала исчезнувшая (возможно, на время, до выборов - парламентских или и президентских?) «Свобода и справедливость».
А вы против кого дружите?
Вероятно, всё было бы гораздо проще, если бы все не понимали, что, во-первых, думские выборы, по сути, являются первым туром мартовских выборов президента. И, во-вторых, что на эти мартовские выборы запланировано возвращение Путина в Кремль.
Учитывая очевидную этическую двусмысленность этого решения, возвращение должно быть триумфальным, но при этом - хотя бы формально - не вызывать ни нареканий, ни подозрений. И вот результат - такого разгула демократии в телеэфире Россия не видела уже лет десять. Надо отдать должное тандему: принятые Думой нормы допуска участвующих в выборах партий на центральные каналы никогда не увидели бы свет, если бы их не провела фракция «Единой России».
Причин для такого беспредельного (относительно) либерализма видится, как минимум, две. Во-первых, стремление продемонстрировать (особенно Западу) вот этот самый «демократический разгул» избирательной кампании. Во-вторых, ожидание, что, сражаясь в эфире, как гладиаторы - «не за жизнь, а насмерть» - представители конкурирующих партий взаимно уничтожатся. Или хотя бы сильно дискредитируются.
Ожидания оправдались не вполне и не самым желательным для дуумвиров образом. Потому что с момента открытия телевизионных шлюзов главной доминантой выступлений всех конкурентов единороссов стало почти дружное обличение «партии жуликов и воров» - под которой уже практически по умолчанию понимается «Единая Россия». Даже взаимные упрёки представителей КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и «Яблока» сконцентрировались вокруг одной темы. А именно: какая из этих партий, когда, в каких преступных деяниях и в каком объёме сотрудничала «Единой» партии власти или подыгрывала ей.
От такого масштаба и такой концентрации обличений, льющихся с телеэкрана, уже давно отвыкли и телезрители и власти. Та же тема - и в рекламных роликах. Почти во всех - в разных формах, с разной степенью прямолинейности и/или изобретательности всё то же соревнование: кто из соперничающих партий проявит себя как наибольшая «анти-"Единая Россия"». Как следствие - потрясающее единообразие. Идёт ролик - «Они воруют, они грабят, они убивают, и т.п.»... И до его финала совершенно невозможно угадать заранее, кто - Зюганов, Жириновский или Миронов - появится через секунду, чтобы призвать - «Скажи им - "НЕТ!" и проголосуй за нашу партию!!».
Тем не менее, и при таком небогатом наборе лозунгов все участники сумели существенно нарастить предвыборные рейтинги. В начале октября расклад, согласно опросу ВЦИОМ, был такой:
«Единая Россия» - 41% голосов;
КПРФ - 13%;
ЛДПР - 9%;
«Справедливая Россия» - 4%;
«Правое дело» - 1,38%;
«Яблоко» - 1,0%;
«Патриоты России» - 0,25%.
По состоянию на 20-е числа ноября, в прогнозе того же ВЦИОМ (цифры «Левада-центра» практически идентичны) ситуация не претерпела изменений принципиальных, т. с. качественных, но количественные показатели изменились очень заметно:
«Единая Россия» - 53,7%;
КПРФ - 16,7%;
ЛДПР - 11%,6;
«Справедливая Россия» - 10%;
«Яблоко» - 2,9%;
«Правое дело - 1,7%;
«Патриоты России» - 1,6%.
Для действующей власти это очень нехороший признак. А тут ещё такая неприятность, как выпавший «Единой России» при жеребьёвке шестой номер в избирательном бюллетене. Для российского избирателя, голосующего преимущественно сердцем (как за Путина, так и против) - это неприятная, если не мистическая деталь, вполне сознаваемая штабистами. Поэтому в рекламных роликах партии власти номер напротив фамилии «Медведев» деликатно не указывается. Вот ведь мелочь же - а как неприятно. На какие всё-таки страшные жертвы приходится идти во имя демонстрации чистоты избирательного процесса!
Против нас орда и тьма,
С нами Путин и Христос!
Воскресный этап съезда в определённом смысле действительно стал «историческим». Проявлявшие до того в своих публичных выступлениях корректность и сдержанность в отношении конкурентов, Медведев и Путин со съездовской трибуны грянули по ним своими тяжёлыми калибрами.
Медведев: «А чем оппоненты занимались эти годы? Они только разговаривали, или, если хотите, болтали и "наезжали" на правящую партию. А там, где им везло, их представителей выбирали в органы власти, поверив очень часто в не вполне реалистичные обещания. Как они справлялись с обязанностями? Да почти никак. Проваливали работу или просто попадались на взятках».
Премьер внёс дополнительный штрих в инвективу коллеги: «...Представители некоторых иностранных государств собирают тех, кому они платят деньги, так называемых грантополучателей, проводят с ними инструктажи, настраивают их на соответствующую "работу", чтобы повлиять самим на ход избирательной кампании в нашей стране... Как у нас в народе говорят - "деньги на ветер". Потому что, во-первых, Иуда не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе. А во-вторых - лучше пускай эти деньги направят на погашение своего государственного долга и прекратят проводить неэффективную и затратную внешнюю политику».
«Против нас орда и тьма / С нами Путин и Христос!» - пел Алексей Кортнев в развесёлом спектакле «День выборов». В более известный одноимённый фильм этот номер, естественно, не вошёл. Тем не менее, зацензуренная песня как нельзя лучше передаёт настроения, царившие в минувшее воскресенье на съезде правящей партии.
«России нужен руководитель смелый, сильный, умный, способный не только защитить права и свободы граждан, но и напомнить им об их обязанностях и заставить их исполнять эти обязанности... И такой человек у нас есть. Это Владимир Владимирович Путин!» - рек собравшимся Станислав Говорухин, замечательный, кстати говоря, режиссёр.
Объявляя о выдвижении Владимира Путина - пусть повторно, но зато за неделю до дня голосования - «Единая Россия» выкладывает на стол свой главный козырь. Скорее всего, это действительно станет решающим фактором - отчасти для избирателей, а главным образом - для руководителей избирательных комиссий.
Но, как сказано, это лишь первый тур. Для обеспечения триумфальной победы Путина 4 марта придётся изыскивать много новых коврижек. Новых пряников, новых стеклянных бус... И много-много бочек варенья и ящиков печенья.
Фото - nnm.ru