Факты и домыслы о «Смерти шпионам!»
В данном случае «Смерть шпионам!» – это не просто лозунг смершевцев, а свежий украинский 8-серийный кинофильм, на который, похоже, подсядет зритель – с 30 апреля на канале «1+1». Майская традиция, заведенная еще в советские времена, соблюдена, ведь мы привыкли в эти праздничные дни к патриотическим черно-белым душещипательным фильмам о войне. Сначала им на смену пришли российские телефильмы, а в этом году выстрелил первый отечественный. Несмотря на то, что в нем сыграли известные московские актеры, продукт по праву можно считать украинским. Его произвела на свет российско-украинская компания «Стар Медиа» (продюсеры Юрий Минзянов и Влад Ряшин).
Что получилось? Даже непосвященный зритель назовет этот киносериал детективом. Сюжет закручен и запакован в исторический пласт – последние годы войны. Фундаментальный историк и сценарист, Марк Гресь сел на своего конька и очень ловко художественно связал в один узел несколько составляющих. Первая – чуть ли не фараоновская загадка погребения Винницкой резиденции Гитлера. Вторая – изобретение французами в 1943 году акваланга – в период, когда каждое изобретение находилось под контролем немцев и могло стать им на службу. И третья – слухи о возможности применения немцами секретного оружия, в данном случае звукового. Предположительным местом его применения в фильме является Карпатский фронт. Там, по данным советской разведки, немцы собирались провести какую-то операцию (поиск секретных документов, переброска через линию фронта талантливого ученого).
Кто же главный шпион, или «крот»? Это предстоит узнать главному герою, разведчику-смершевцу. Сюжет захватывает, но, к сожалению, не сразу. Интрига, посеянная в первой серии, размыта картинностью и неторопливостью (правда, очень тонко воссозданного) быта военного городка под Винницей. Такое впечатление, что режиссер увлекся художественностью обстоятельств, позабыв про остроту заданного жанра.
Сергея Лялина нельзя назвать неизвестным случайным режиссером – на его счету несколько интересных картин («Игры взрослых девочек», «Слепой»), но на последней стадии монтажа сериала взаимопонимания режиссера с продюсерами не получилось. Известно, что окончательный монтаж фильма взяла на себя студия. Это не первый случай в истории кино, когда продюсер в ходе съемок меняет режиссера или отстраняет его от монтажа. Эпоха авторского кино канула в Лету. Наступила пора продюсерского – когда тот, кто вкладывает деньги, сам выбирает материал и режиссера. Впрочем, он же и рискует больше, чем тот, кому он доверил снимать, потому что ему (продюсеру) нужно «отбить» вложенные средства и не замарать свое имя, скорее даже наоборот – завоевать себе имя качественным продуктом. Понятно, если выслушать позицию каждого из причастных к рождению этого кинофильма, может зазвучать не одна тональность, но не это важно. Зрителю важен результат – получилось кино или нет. Я бы сказала, получилось.
Не считая себя критиком, просто постараюсь передать свои ощущения от просмотра семи серий – восьмая, по словам производителя, еще не до конца вылизана. В начале фильма заявлено неоднозначное место: озеро, живописный гранитный карьер. То чувство ужаса, которое читается в глазах героев с появлением из воды монстра, в дальнейшем – едва в кадре появляется это гиблое место – всякий раз вызывает напряжение. Фильм о войне, практически без крови, грязи, драк и лишних выстрелов, где-то с четвертой серии заставляет следить за каждой оброненной фразой.
Это не значит, что до четвертой серии было все плохо. Просто – не так предельно сжато. До этого внимание отвлекалось на подробный быт, красивости природы и размеренные диалоги опрятных персонажей. Хотя, когда в кадре появляется пьяный майор Думанский, которого безошибочно играет Алексей Серебряков, слов-то особо и не надо. Его отношение к жизни угадывается уже в том, как он швыряет опустошенную трехлитровую банку о дверной косяк. Думанский появляется – и сразу задается настроение. Как известно, запоминаются типажи, а их в фильме, как и хороших актеров, немало. Из общего ансамбля выделяются персонажи Черепахина и Макарыча, сыгранные Александром Пашутиным и Валерием Золотухиным. Наш украинский актер Виктор Сарайкин по-своему хорош, правда, слишком гладок для времен войны.
Женские образы выглядят менее выразительными. Я бы сказала, полное попадание произошло с главной героиней. Тут все – и слегка изможденная внешность, и проникновенный взгляд актрисы Натальи Колякановой. Общее впечатление таково: съемочной группой проделана огромная работа: и автором сценария, и режиссером, и актерами, и оператором, и художником, и ассистентами, – и получилось очень достойное, не копеечное кино.
Если задаться вопросом «поверят – не поверят», могу предположить: ветераны, а их почти не осталось, отнесутся к фильму, как к сказке. Среднее поколение обрадуется – может, не так сильно, как «Штрафбату», но обрадуется, что вместо «мыла» им наконец-то дали вполне художественную мозаику-ребус. Младшему, наверное, будет не хватать в главном герое, которого сыграл зеленоглазый Никита Тюнин, черт Джеймса Бонда. Его супермен, смершевец по фамилии Сирота, в большинстве своем побеждает не умением стрелять из двух пистолетов одновременно (хотя они у него есть), не дешевыми трюками, а умом. Его конек – дедуктивный метод. Зачастую на картинке ничего нового – черно-белые фотографии и внутренние монологи с ними. Зато нет претензии на оригинальность, понятной только избранным. Легенды-слухи и легкая мистика, присутствующие в фильме, вполне приемлемы и поддаются анализу. Мне кажется, что зритель примет этот, достаточно новый для украинского телепроизводства, продукт. Впрочем, рейтинги покажут.