Россия как сырьевой придаток «Искандера»
Первого сентября Владимир Путин решил открыть новый учебный год в образовательном центре «Сириус» для одаренных детей, созданном на базе олимпийских объектов неподалеку от его сочинской резиденции. И мы считаем, что его речь перед юными россиянами более важна для Украины, чем реплики по поводу Донбасса и минского мирного процесса, сказанные позже в Крыму и на Дальнем Востоке.
Путин призвал воспитанников центра подумать над тем, какой будет Россия через 10–15 лет. Его аудитория — школьники, родившиеся в «его России», которым через 10–15 лет предстоит взять на себя львиную долю ответственности за страну. Точнее сказать, Путин уже решил взвалить на них эту ответственность. Именно они, не знавшие никакой «другой» России, будут защищать все то, что было дорого им с детства. Что именно должно быть дорого — тоже уже постарался решить за них Путин.
Главная ценность — патриотизм. Готовность защищать свою страну и ее интересы любой ценой, сохранять внутреннее единство перед лицом внешнего врага. Ведь «мир стремительно меняется, растет конкуренция. Если провести спортивную аналогию, о своей готовности бороться за чемпионские титулы заявляет все большее количество государств. И ставки в этом историческом матче очень высоки — будем ли мы сами производить уникальные технологии, делиться с миром прорывными знаниями, будем ли гордиться достижениями отечественного искусства, нашими спортивными рекордами или будем завидовать чужим триумфам? И, наконец, сможем ли ответить на глобальные, цивилизационные вызовы, обеспечить лидерство и суверенитет родной державы? Ответы на эти вопросы — ваша повестка дня, ваш перспективный план» («Первый канал», 01.09.2015).
Проверить, кто настоящий патриот, а кто — нет, тоже не сложно: «… в отечественной истории были и трагические страницы. Уроки смут, революций, гражданской войны предупреждают, насколько губительны для России любые расколы. Эти уроки истории убеждают, что только единство народа и общественное согласие могут привести к успеху, обеспечить независимость государству, помочь дать отпор любому могущественному и вероломному врагу… Когда вставал вопрос о защите родной земли, поднимался весь наш народ. Откуда бралась его исполинская духовная мощь, готовность жертвовать собой? Все это возникало из искренней, идущей от сердца любви к своей стране» («Россия», «Россия-24», 01.09.2015). Главные критерии — готовность к самопожертвованию и подчинению своей жизни и убеждений «единству народа».
Две другие составляющие личного успеха — стремление быть лучше других (быть «молодыми, дерзкими, самостоятельными») и уважение к «старшим», умение прислушиваться к их наставлениям и пользоваться их доверием. Именно эти три составляющие, по мнению Путина, дали возможность молодому физику Жоресу Алферову сделать открытия достойные Нобелевской премии, а коллективу молодых ученых — создать ракетный комплекс «Искандер».
Показательно, что на примере об «Искандере» заострили внимание все центральные телеканалы. Это оружие имеет наступательный характер, но является, по словам Путина, «гордостью отечественной оборонной промышленности» («Первый канал», 01.09.2015). Коннотации о «борьбе за мир», знакомые людям, выросшим еще в Советском Союзе, и для многих родившихся в то время так и остались непоколебимыми. Теперь они должны послужить для формирования экспансионистского мировоззрения нового поколения россиян.
Однако картина 1 сентября была бы неполной без другого важного месседжа, обращенного к другой, преимущественно немолодой части общества. Настоящая и будущая борьба за место под солнцем не должна подрывать лояльности тех, кто сейчас поддерживает власть в обмен на стабильность. Поэтому в этот же день появился сюжет о том, как на встрече с активом политической партии «Единая Россия» в Рязани премьер-министр РФ Дмитрий Медведев «завернул» полный отказ от импортной медицинской техники: «Лучше идти чуть медленнее, заниматься импортозамещением, но быть уверенными, что все наши больницы, все наши поликлиники оснащены нормальным работоспособным оборудованием» («Россия», «Вести», 01.09.2015).
Исходя из этого, можно предположить, что Кремль не будет останавливаться в своих действиях, в том числе агрессии против Украины, до тех пор, пока не почувствует реальных угроз политической, экономической или социальной стабильности внутри страны. При этом в перспективе ближайших 10–15 лет нажим будет только усиливаться, укрепляя тем самым режим путинской верхушки.
В этом ключе образ Украины, раздираемой противоречиями, балансирующей на грани гражданской войны и дефолта одновременно, служит сразу двум целям. Показать подрастающему поколению, чем грозит потеря «единства» и «общественного согласия». Напомнить старшему, что своим относительным благополучием и стабильностью оно обязано власти, не допускающей внутренних потрясений.
Российского телезрителя будут убеждать в том, что Украина попала под внешнее управление США. И у страны осталось два выхода: либо диктатура, либо захват власти националистами. Эту конструкцию очень емко описал в эфире «Эха Москвы» историк и публицист Николай Сванидзе:
«Эхо Москвы», «Особое мнение», 04.09.2015
«К. Ларина: Про народ. Только про украинский. Поскольку у нас несколько заявлений сделал наш президент на восточном форуме на Дальнем Востоке. Из того, что он говорил, меня заинтересовало то, что он говорил про Украину. Очень переживает он за украинский народ. “Украину поставили под внешнее управление и все ключевые посты в правительстве занимают иностранцы, это оскорбление украинского народа”, — считает Владимир Путин. “Как будет развиваться ситуация на Украине, зависит от украинского народа, как долго украинский народ будет терпеть эту вакханалию”. Можно расшифровать, это про что? Что он хочет от украинского народа.
Н. Сванидзе: Расшифровать это несложно. Это продолжение нашей официальной генеральной линии в том, что касается Донбасса. А генеральная линия состоит в следующем: а) мы не имеем никакого влияния на ДНР и ЛНР. Это по части минских соглашений. Нам говорят: ребята, ну повлияйте. Мы говорим: мы не можем. Это как на суд. У нас суд независимый. И ДНР и ЛНР у нас такие же независимые. Как суд. Повлиять никак не можем. Второе — мы там не воюем. Наших воинских формирований там нет. Мы там боевых действий, Россия боевых действий в Донбассе не ведет. По обоим пунктам наши западные партнеры выражают нам полное недоверие и говорят: врете. Во-первых, никто иной, как вы имеете абсолютное влияние на ДНР и ЛНР. Без вас бы их там не было и без вас бы они там сдулись в течение двух недель. И второе: есть такие-то, такие-то и такие-то факты, подтверждающие, что под тем или иным соусом с документами, без документов, с опознавательными, без опознавательных вы там воюете. Вот такой у нас обмен мнениями с ними происходит. Это с одной стороны. С другой стороны в том, что касается Украины. У нас позиция такая, что если там министр экономики, чего-то, мэр Одессы и кто-то еще люди иностранного происхождения, не украинского, то это значит под иностранным управлением, а дальше читай, что такое иностранное управление — это Госдеп США. Это прямая ниточка к тому, что мы говорим о государственном перевороте в Киеве».
Новый поворот в пропагандистской кампании против Украины был инициирован, как отмечалось выше, самим президентом РФ. Его месседжи транслировали центральные телеканалы 4–6 сентября:
Россия требует согласовывать выполнение минских соглашений с Донбассом;
конституционная реформа в Украине не является элементом мирного урегулирования.
«Первый канал», «Новости», 06.09.2015, 21:00
«Владимир Путин: политический кризис на Украине — это следующий виток борьбы за власть
В Киеве на неделе принимали новую редакцию Конституции. Вылилось это не просто в беспорядки, а в настоящие боестолкновения у Рады. В ход пошли не только булыжники и слезоточивый газ — один из митингующих бросил в ряды милиционеров боевую гранату.
Порошенко традиционно обвинил Москву в том, что радикал-националисты из "Правого сектора" и партии "Свобода" теперь действуют в ее интересах. Заочно ему ответил президент Путин. То, что произошло — трагедия и следствие политики, которую продолжает вести Киев, не выполняя минские соглашения, которые могли бы помочь нормализовать обстановку в стране, сказал он.
"Если мы говорим об исполнении минских соглашений — напомню, что поправки в Конституцию должны быть согласованы с Донбассом; закон о выборах в органы местного самоуправления должен быть согласован с Донбассом; должен быть принят закон об амнистии. Он не принимается. И должен быть введен в действие закон об особом статусе этих территорий. Он принят, но его введение опять отложено. Все эти четыре кардинальных условия политического урегулирования не исполняются, к сожалению, сегодняшними нашими коллегами в Киеве, они просто не исполняются.
Что касается этих трагических событий, то я считаю, что это вообще никак не связано с изменениями в Конституцию. Потому что все, что сегодня нам предлагается в качестве изменений, носит абсолютно декларативный характер и по сути структуру власти в Украине не меняет. То, что мы сегодня наблюдаем — это следующее издание политического противостояния на Украине. И изменения в Конституцию используются исключительно как предлог для обострения политической борьбы за власть", — заявил российский президент».
Вслед за Путиным тезисы о будущем националистическом перевороте и внешнем управлении подхватили фигуры помельче:
6 сентября НТВ процитировал «Александра Ходаковского, секретаря Совета безопасности ДНР» о том, что националисты «люди достаточно мотивированы, достаточно агрессивны, эти люди сверхдостаточно вооружены. И как только ослабнет контроль со стороны тех центров, которые ими управляют, на сегодняшний день и которым пока еще не выгодно отпускать вожжи, чтоб они действовали самостоятельно, эти люди могут себя проявить еще в более тяжелой форме, чем они проявили себя во время Майдана 13-14 годов».
15 сентября «Россия» показала, как секретарь СБ РФ Николай Патрушев посвящал архангельских журналистов в секреты американского влияния на украинскую политику: «Каждый визит на Украину Виктории Нуланд подтверждает, что Украина не является самостоятельным государством, а находится под внешним управлением Вашингтона. Очевидно, что ее поездки связаны не с советами и консультациями по вопросам региональной безопасности, как нам преподносит западная пропаганда, а с прямыми указаниями руководству страны, как действовать». «Текущая обстановка на юго-востоке Украины показывает, что официальный Киев не планирует признавать ДНР и ЛНР, постоянно нарушает минские соглашения, подыгрывает антироссийским настроениям, заигрывает с украинскими неонационалистами, которые поддерживаются Вашингтоном».
Для иллюстрации кризиса власти в Украине российские власти использовали любые информационные поводы и сообщения. Например, 10 сентября обращение Дмитрия Яроша к Президенту Украины с требованием вмешаться и отпустить задержанных в Одессе активистов Евромайдана «Лайфньюс» и «Россия» интерпретировали как сигнал к очередному вооруженному выступлению националистов.
С той же целью 4–6 сентября на НТВ и «России» активно освещался и скандал между Саакашвили, Яценюком и Коломойским по поводу обслуживания правительством олигархических интересов.
7 сентября «Россия» подхватывает слова Олега Ляшко о том, что избрание Порошенко президентом — «самая большая ошибка украинцев с начала событий на Майдане». Поскольку президент «возглавил всю коррупцию и является главным олигархом».
14-15 сентября «Лайфньюс» показывает сюжет о том, как Яценюк обвиняет главу Минэнерго, назначенного по квоте Порошенко, в срыве отопительного сезона в Украине. Критика помещается в контекст сообщения о том, что «глава ДНР» запретил вывоз угля в Украину.
В конце концов, 15 сентября НТВ и «Лайфньюс» со ссылкой на пост в Фейсбуке бывшего заместителя главы Администрации Президента Украины Андрея Портнова показали сюжеты о том, что в 2012 году Порошенко подарил на день рождения Януковичу картину всемирно известного художника-мариниста Ивана Айвазовского «Константинополь на заре».
Сообщения с Донбасса будут использоваться, чтобы поддерживать уже сформировавшийся образ «врага» на случай новой мобилизации и милитаризации общественного мнения.
При этом с оккупированных территорий Донбасса время от времени будут транслироваться сюжеты, подтверждающие достижение поставленных Кремлем целей. Например, во второй половине августа — начале сентября российские телеканалы сообщали о том, что «ДНР» и «ЛНР» полностью перешли на российский рубль и что большинство продуктов — из России и российской гуманитарной помощи.
«Первый канал», «Новости», 16.08.2015
«…В Донбассе привыкли выживать без оглядки на Киев. Гуманитарная помощь из России и от общественных организаций стала для очень многих, по сути, единственным источником существования. Ведь киевские власти, используя армию, от них просто отгородились. Проезд и проход на ту сторону им закрыли.
"Мяса мы не видим, колбасы мы не видим, картошка с огорода и все. Дадут гуманитарку, и спасибо", — с горечью говорит местная жительница.
В Луганске ситуация с выживанием малоимущих ровно такая же. В обеих республиках старикам местные банки стали выдавать пенсии в рублях, после того как украинские, несмотря на Минские договоренности, так свою деятельность здесь и не возобновили».
НТВ, «Новости», 01.09.2015
«В ЛНР в первый день осени переходят на российский рубль
В Донбассе пытаются поддержать экономику региона. Из-за финансовой блокады там практически нет украинской валюты. Поэтому с завтрашнего дня в Луганске переходят на российский рубль.
Срочно переходить на российскую валюту Донбассу пришлось не от хорошей жизни: прошлой осенью Киев прекратил все выплаты пенсий и зарплат на юго-востоке. Людям в Донецке и Луганске разрешили рассчитываться в чем угодно. И в ход пошли, в первую очередь, рубли, которые и сейчас продолжают присылать родня и гастарбайтеры из России.
Где брать наличность на социальные выплаты, пришлось решать новому руководству региона. И правительство нашло выход: наладило торговые отношения с Южной Осетией, где рубль в ходу уже 7 лет.
К тому, что Луганск полностью перейдет на рубль с первого сентября, граждан приучали постепенно. В последние месяцы под каждым товаром указывали две цены: в гривнах и в новой валюте.
Сложнее всего приходится кассирам: их аппаратура настроена на украинскую валюту. Переводить в рубли приходится самостоятельно, признаются продавцы. Они говорят, что хорошо что курс в регионе разрешили округлять: гривна к рублю идет, как один к двум.
Никаких очередей к редким в Луганске обменным пунктам не выстроилось. В банках этот феномен объясняют просто: люди уже давно избавились от украинской наличности».
«Россия», «Вести», 03.09.2015
«Провозглашенная Донецкая народная республика (ДНР) с начала сентября перешла на плавающий курс рубля, передает ТАСС со ссылкойна Донецкое агентство новостей. Ранее курс российской валюты в провозглашенной республике был фиксированным и составлял 2 рубля за 1 гривну. По данным регулятора на 3 сентября, украинская гривна стоит уже 2,9932 рубля.
"Причина такой ситуации — резкое снижение гривенной наличной массы, которая возникла в результате блокады нашей республики украинской властью", — сообщила министр финансов ДНР Екатерина Матющенко. При этом, пояснили в пресс-службе минфина ДНР, "пропорции соотношения рубля к гривне будут зависеть исключительно
от рыночных отношений"».
Интересно, что в ряде случаев желание изобличить политику Киева относительно «провозглашенных республик» приводит к опровержению некоторых мифов, создававшихся российской пропагандой годом ранее. Так, в сюжете на «Рен-ТВ» приводиться прямая речь жителей Фащевки Луганской областей, которые вспоминают о предпосылках конфликта. Женщина-врач, «назначенная председателем», рассказывает о том, как «по телевизору постоянно показывали фашистов», а другая — об отсутствии реальной помощи беженцам, решившим летом 2014 года выехать в Россию.
«Рен-ТВ», 07.09.2015
«Дайте нам возможность жить в наших республиках!
Галя летом выезжала в Россию. Сначала жили в лагере беженцев на границе в открытом поле — вспоминает, что там не было абсолютно никаких условий для жизни. Потом ее отправили на базу отдыха для беженцев. И там не хватало мест, жили в большой военной палатке 15 человек. Потом поехали в Ростов, прожили там месяц, хотели вернуться назад, но на границе не пустили потому, что там сильные бои были. А денег-то нет. Зарабатывали, как могли — доводилось кирпичи на стройке таскать, торговать на рынке, работать укладчиком армейских пайков.
К нам присоединяется глава фащевского поселкового совета Лидия Николаевна Самохина. Людмила Николаевна медик с сорокалетним стажем, работала в поселковой больнице. Однако перед войной была назначена главой поселка приказом Козицина…
"Одного не могу понять, — недоумевает Лидия Николаевна. — Мы же все учились в одних школах, практически все говорим на русском языке — вся Украина. Даже западная. Откуда взялось такое неприятие востока? Откуда там взялись эти фашистские мальчики, когда они успели воспитаться?"
Самохина свою общественную деятельность начинала с того, что была председателем двух избирательных комиссий на референдуме 11 мая 2014 года.
"Я тогда понимала, на что я иду, — вспоминает она. — И когда я Кате, которая рядом со мной была, а у нее было две девочки-близняшки по шесть лет, сказала: "Выезжай!", я понимала, подо что мы подписываемся. Были собрания, на которых я активно выступала, говорила: "Давайте определимся, чего мы хотим!". Референдум был 11 мая, а в Славянске стрелять начали еще в апреле, так что я знала, что будет война. Была надежда, что хватит благоразумия сесть и договориться, но его не хватило".
По словам Самохиной, 97 % населения проголосовало на референдуме. Никогда, ни в каких выборах не принимало участие такое количество народу.
"Я такого никогда не видела. У меня слезы лились до ночи, пока я подсчитывала бюллетени. Я не спала трое суток, нужно было накормить ребят, которые стояли в оцеплении, получить бюллетени, пересчитать, проштамповать. Потом голосовали, считали. А утром в понедельник мне на работу в больницу. Я плакала, насколько люди хотят быть сами по себе, насколько не хотят жить под этими фашистами, которых без конца показывали по телевизору. Пожилые люди еще помнили войну, наше поколение понимало, что это неправильно, и молодежь была вместе с нами"».
Таким образом, по нашему мнению, в начале сентября освещение украинских событий постепенно поменялось с военной на общественно-политическую и социальную тематику. При этом упор будет делаться на информацию сенсационного характера, независимо от степени ее надежности или правдоподобности. И, к сожалению, главными источниками компрометирующей информации были сами украинские политики.