Предыдущие мониторинги читайте здесь:
«Информационная канонада накануне "гумманитарной интервенции"»
«Сон разума от "разведки Луганской республики"»
«Украина для "внутреннего пользования"»
«"Гибридные" террористы Кремля»
«"Зеленые человечки" от информации»
«Российские мифы о планах "усмирения" Востока и Юга Украины»
«"Коричневый мятеж на Украине" в глазах российских СМИ»
«Поддержка сепаратистов и ложь об украинских военных в украинских СМИ»
«Как российские СМИ поощряли сепаратизм в Крыму»
«Російська "правда" про Майдан»
«Самый гнусный вид информационного противостояния»
«Зачем “Первый” изобрел нацизм с “человеческим лицом”»
На следующий день после дня голосования в Украине корреспондент канала «Дождь» спросил прохожих на московских улицах — что они думают о выборах в соседней стране. Примечательно, что почти все, кроме двух опрошенных, сказали, что их это событие не интересует, один мужчина довольно резко выразил свою обеспокоенность «созданием фашистского государства», а женщина пенсионного возраста оформила собственное неудовольствие украинцами в следующей форме — «уж больно они там много выступают… против нас».
Мы далеки от мысли, что данное соотношение мнений является особо показательным, но для любого эксперта понятно, что пропагандистский маховик нельзя раскручивать бесконечно — рано или поздно психологическая усталость постепенно охватит сознание народных масс.
В течение двух недель перед выборами 26 октября на центральных российских каналах и в печатных СМИ освещение украинской темы производило несколько странное впечатление. Нет, в содержательном плане никаких изменений не произошло. Все послушно, хоть и без особых затей, работали в рамках интерпретации: «выборы в Украине — фарс, проходящий под дулами автоматов неонацистов».
Тот факт, что и сам российский президент, и глава его администрации публично подтверждали готовность признать результаты этих выборов — что, в общем, еще раз подтвердили после их проведения — рядовых трансляторов пропаганды не сильно смущал. Такова, видимо, закономерность — когда занимаешься пропагандой, автоматически теряешь навыки журналиста. Способность к анализу событий за ненадобностью исчезает, ненужным становится индивидуальный авторский стиль. Зачем, если для «получения копеечки» вполне достаточно изо дня в день жонглировать штампами советского агитпропа.
Свои фейковые новости российские телевизионщики сочиняли без стеснения, так сказать, широкими мазками. Удобным поводом послужил факт принятия украинским парламентом люстрационного закона, который в изложении россиян приобретал почти апокалиптические черты. Оно и понятно — для них сама возможность некой реальной формы ответственности власть имущих перед народом просто выходит за пределы представимого.
Так же, если в украинской реальности «мусорная люстрация» — это пока всего лишь несколько экзотических эксцессов, то в изложении российского ТВ это неотвратимо превращается в аналог немецкой Kristallnacht.
«Россия», «Вести», 17.10.2014, 21:15
«"Правый сектор" продолжает предвыборные зачистки. Автор Ольга Мещерякова.
…Подчиняться закону не спешат и многие киевские политики. В отличие от закона о люстрации, который они уже бросились выполнять — соревнуясь друг с другом в жестокости и изощренности.
Красный флаг топчут сапогами. Этого мало молодчикам в масках. Полотнище — вспыхивает ярким пламенем. И сгорает. Здесь, на Украине красное знамя обрело новый смысл. Это уже не столько символ компартии, идеологии, ушедшей эпохи. Это символ сопротивления — таким, как эти. В масках, с файерами. Что готовы сжигать и топтать.
Вот почему эти, в масках, из "Правого сектора", глумятся над всем, что не по их нацистской идеологии. И теми, кто готов дать отпор…
Сколько их, избитых, отправленных в мусорные баки — такой вот способ волеизъявления народа, здесь уже со счета сбились. Каждый раз в Интернет без опаски выкладываются все новые свидетельства преступлений. И, каждый раз, как под копирку — ответ правоохранителей: виновные не найдены.
Вся эта мусорная вакханалия — часть большого киевского спектакля под названием люстрация. Народный гнев определенной части общества, умело направленный высокими киевскими политтехнологами».
«Разоблачительный» азарт так силен, что авторы забавным образом выбирают в живые примеры избирательного подкупа кандидата от пророссийского «Оппозиционного блока», экс-главу «Нафтогаза» Евгения Бакулина. Ведь аудиторию давно приучили — общее впечатление гораздо важнее фактов.
А впечатление должно быть все тем же: выборы в Украине — фарс, предвещающий скорую гибель «failed state»
«Первый канал», «Новости», 21.10.2014, 09:00
«Украинские СМИ пишут о попытках подкупа избирателей в ходе предвыборной кампании.
В Киеве заняты подготовкой к досрочным парламентским выборам, которые состоятся в это воскресенье. И методы, используемые кандидатами, трудно назвать честными.
Как пишут местные СМИ со ссылкой на Комитет избирателей Украины, во многих регионах активно подкупают электорат. За один голос предлагают от 50 до 500 гривен. Самые низкие расценки — в Кировоградской, Харьковской и Николаевской областях, самые высокие — в Черкассах.
Кто-то, как бывший глава Нафтогаза Евгений Бакулин, создавший свой "Оппозиционный блок", раздаёт деньги прямо в избирательном штабе. Пенсионеры получали по 200 гривен, и в этот момент туда ворвались политические противники Бакулина, завязалась потасовка.
Ещё один незамысловатый способ заручиться поддержкой украинского избирателя — его тоже активно используют кандидаты — подарить денежный сертификат или выдать скромный продуктовый набор».
«Россия», «Вести», 21.10.2014, 21:17, http://www.vesti.ru/news/
«Выборы по-украински: цена голоса и граната с пулей для кандидата. Автор Александр Балицкий.
… Главные новости связаны с предстоящими выборами. Голосование состоится 26 октября, и политическая обстановка на Украине из-за этого накалена до предела.
Выборы по-украински — теперь это еще и выстрел в спину и ручная граната под ноги. Ночное покушение на кандидата в депутаты от партии Яценюка. Новость о покушении на 27-летнего юриста из Борисполя Владимира Борисенко, раньше избиратели о нем и не слышали, отодвигает в выпусках новостей на второй план сообщения о газовых переговорах в Брюсселе.
Съемочные группы теперь дежурят у клиники, куда кандидата в депутаты, отделавшегося болевым шоком — пуля застряла в бронежилете, и доставили медики.
"Владимир Борисенко находится в состоянии средней тяжести", — поясняет журналист от входа в клинику».
Для пущего драматического эффекта в эфир канала «Россия» с «репликой» соответствующего содержания выпустили Алену Березовскую. Может, кто-то в Украине еще помнит субтильную блондинку, неоднократно замеченную рядом с бывшим «гарантом» Виктором Януковичем-старшим — по словам самой Березовской, ее другом. Видимо, эта дружба послужила достаточным основанием для российского госканала, чтобы поручить ей святое дело «острых обличений» новой украинской власти. И, конечно, выборов.
Заодно можно оценить качество «прогнозов» Алены Березовской (ну или тех, кто готовит для нее подобные тексты). Например, послушать жалобы на то, как якобы «не допускают к телевизионным эфирам» представителей «Оппозиционного блока» и «Сильной Украины» и вспомнить одновременно лица того же Нестора Шуфрича, Сергея Тигипко и Валерия Хорошковского, изрядно поднадоевшие зрителям популярных украинских политических ток-шоу за последние полтора месяца.
«Россия», «Вести», 22.10.2014, 20:42, http://www.vesti.ru/news/
«Выборы во время войны. Реплика Алены Березовской.
Украина на пороге выборов. Однако выборы во время гражданской войны — это абсурд. Когда идет гражданская война, гибнут тысячи людей, десятки тысяч находятся на линии фронта, семь миллионов — за линией фронта, когда незаконные вооруженные формирования, такие как "Правый сектор", "Самооборона Майдана", боевики "Свободы", батальоны Коломойского, вершат по всей стране самосуды с избиениями и унижениями кандидатов в депутаты, какое может быть свободное волеизъявление украинского народа?
Многие украинские политики отмечают, что нынешние выборы являются новой "борьбой олигархических кланов за перераспределение активов Украины", которое уже идет по всей стране.
Избирательный процесс живет по лесным законам — представители одних партий пытаются уничтожить других. Отдельные радикальные элементы физически преследуют кандидатов в народные депутаты от партий-конкурентов. И ни ЦИК, ни правоохранительные органы никак не реагируют на эти пещерные бесчинства.
Весь мир видел кадры избиения в Одессе депутата Нестора Шуфрича, который проводил там предвыборную кампанию "Оппозиционного блока". И это не единичный случай — их сотни.
По заявлениям МВД Украины, на сегодняшний день открыто 178 уголовных производств, связанных с нарушениями во время предвыборной кампании, включая 71 дело — за подкуп избирателей. Одна из самых популярных тем для агитации — это борьба с Россией и так называемыми "террористами", число которых — почти 10 миллионов человек (это жители юго-востока Украины), и, кстати, без голосов которых выборы в Верховную Раду недействительны по существующей Конституции...
Большинство соцопросов безоговорочно отдают лидерство "Блоку Петра Порошенко", который, судя по всему, наберет 25-30% голосов. Далее располагаются три политические силы, имеющие равные шансы. Партия экс-соратников Тимошенко — Яценюка и Турчинова — "Народный фронт", Радикальная партия одиозного Олега Ляшко и "Батькивщина" Юлии Тимошенко. Это партии войны. Их предвыборная платформа — это война, война до победы над Донбассом, война до возвращения Крыма, это война с Россией. Списки этих партий состоят из командиров карательных батальонов, руководителей АТО. Список "Батькивщины" возглавила летчица, обвиняемая в убийстве российских журналистов, в пытках священника и массовых убийствах мирных граждан.
Многие кандидаты зачастую спекулируют на лже-патриотических чувствах, порожденных в лучших традициях геббельсовской пропаганды украинскими СМИ. На волне популизма эти партии могут набрать от 6 до 11% и имеют наивысшую вероятность попадания в Верховную раду. Из этих трех партий хочу выделить "Народный фронт", который в своей предвыборной кампании бесстыдно публично использует административный ресурс, власть, влияние...
Следующие претенденты на прохождение в новый парламент, которые, вероятнее всего, составят основу оппозиции — партия Тигипко "Сильная Украина", "Оппозиционный блок", объединяющий экс-регионалов, и Коммунистическая партия Украины. Каждая из этих партий может набрать от 4 до 7% голосов. Как минимум, две из них должны войти в парламент по партийным спискам. Основной их электорат находится на юго-востоке Украины. Соответственно, после отделения Крыма и Новороссии количество их сторонников существенно сократилось. Кроме того, пришедшие к власти в Киеве "новые демократы", используя свое влияние, практически не допускали к эфиру телеканалов и радиостанций коммунистов и бывших регионалов».
Впрочем, что там «откровения» гламурной телеведущей. Есть персонажи вроде Сергея Маркова — политолога, даже как-то побывавшего депутатом госдумы, долгие годы подвизавшегося на «украинской тематике». Ниже приведен его «анализ» послевыборного расклада сил в украинском парламенте — не нуждающийся в комментариях:
«Комсомольская Правда», 25.10.2014
«Рада карательной операции.
Завтра, 26 октября, на Украине будут избирать новый парламент — Верховную раду. Расклад политических сил для <КП> охарактеризовал директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ.
Националисты впереди
— Украина сейчас разделена по сути на две части. В одной части — националистической, антироссийской, будет из чего выбирать. А в демократической, интернациональной части выбора почти нет. Я говорю не только о географическом разделении: и в Киеве, и во Львове тоже есть сторонники того, что Украина не должна враждовать с Россией, а лучше иметь хорошие отношения и с ней, и с Западом. Но у этих людей нет шансов ни в Харькове, ни в Одессе, ни во Львове участвовать в выборах по-настоящему.
Поскольку их кандидатов — а это коммунисты, это <Партия регионов> — просто избивают, бросают в тюрьмы, жгут дома. В Раде будет представлена только одна часть Украины — националистическая. Причем она тоже разделена на партию войны и партию мира.
Партия войны...
Она представлена несколькими блоками, первое самое воинственное объединение — это <Народный фронт>, и в него вошли все те, кто приветствует боевые действия, — Турчинов, Аваков, Яценюк и Парубий. У них есть шансы пройти, но не самые большие. Второй блок — это <Батькивщина> Юлии Тимошенко. Хотя и говорят, что у нее тоже шансы невелики, думаю, что Тимошенко преодолеет барьер и пройдет в парламент. Самые большие шансы среди сторонников войны у Радикальной партии Олега Ляшко, ей прочат второе место в Раде. Риторика Ляшко очень воинственная, но он действует на уровне шоу-бизнеса, очень легко может поменять свои взгляды и лозунги.
…Есть шансы пройти в Раду у партии <Сильная Украина> во главе с Сергеем Тигипко, может пройти и Компартия. На какое количество мест они могут рассчитывать, трудно сказать: соцопросы по ним не дают реальную картину, в условиях террора люди боятся говорить о своих предпочтениях.
Какой парламент получит незалежная?
…На мой взгляд, эта Рада будет не совсем законная. Она наверняка одобрит начало новой мощной военной операции в Донбассе. Наверняка Порошенко создаст коалицию с радикалом Олегом Ляшко. Он уже предложил Ляшко пост спикера Рады, хотя тот требует пост премьера. Думаю, что Ляшко будет все-таки спикером, а премьером назначат компромиссную фигуру».
В общем, анализ последних недель показывает, что в попытках манипулировать «ссылками на авторитеты» российские пропагандисты изрядно деградировали. То ли поредела очередь известных персон, желающих испачкать свое имя, то ли торжествует принцип «числом поболее, ценою подешевле».
Теперь в роли «экспертов», подтверждающих самые безумные выдумки, выступают совсем уж маргинальные персонажи, главы каких-то полумифических «аналитических» структур с пафосными названиями. Есть среди них и наши, видимо, уже бывшие, соотечественники, с особым энтузиазмом — как это почти всегда бывает с предателями — отрабатывающие заказ новых хозяев. Перечислять их имена — пожалуй, много чести.
Разве что, для примера, одного всё же вспомним. Как-то в политических ток-шоу времен «позднего Януковича» стал появляться вроде как новый эксперт — Ростислав Ищенко. Работал строго по провластным темникам, но таких тогда немало было, ничего особенного. А после февраля куда-то исчез. Да не совсем. Объявился — в основном на мелких псевдопатриотических сайтах. А изредка — даже в «Известиях». Что, впрочем, учитывая нынешний статус этого издания — тоже достижением не назовешь. Что до текстов — такого махрового диванного агрессора еще поискать. Не проходит недели, чтобы в очередной статье Ищенко свою бывшую родину Украину не расчленил, не захватил, в общем, не обрек на погибель.
А ведь числился когда-то у нас на дипломатической службе, не брезговал, видимо, зарплатой украинского госслужащего. Был даже помощником одного бывшего вице-премьера, а потом министра образования — Дмитрия Табачника. Что, как бы, многое объясняет. Правда, в отличие от своего бывшего подчиненного, Табачник нынче притих и на публику выходить не спешит. Ну, так у него и «сбережений» явно побольше, и метаться в поисках мелкого приработка особой нужды нет.
Анализировать тексты такого рода мы не будем: для любителей псевдоаналитического трэша существует Гугл, а остальным стоит поберечь душевное здоровье
Моніторинг здійснюється громадською організацією «Телекритика» за підтримки USAID, наданої через «Інтерньюз Нетворк».