Копродакшн в помощь
Украинский телевизионный рынок потихоньку начинает обращать внимание на международную копродукцию. Ведь в ситуации усугубляющегося экономического кризиса и обострения отношений с Россией совместное производство с другими странами может стать палочкой-выручалочкой. Например, о возможном копродакшне с поляками задумалась телегруппа «1+1 медиа», хотя до конкретики пока не дошло.
Сами поляки тем временем успешно сотрудничают с британцами. В прошлом году общественные вещатели двух стран - BBC и TVP - выпустили мини-сериал «Шпионы Варшавы» (Spies of Warsaw) о событиях накануне Второй мировой войной, в этом году подготовили уже второй совместный проект - драматический сериал о Первой мировой войне The Passing Bells.
«Пример Польши доказывает, что у нас, Украины, тоже есть потенциал», - считает директор медиаконсалтинговой компании MRM Виктория Ярмощук.
Достаточно примеров копродакшна и в Западной Европе, напоминает госпожа Ярмощук. Снимается третий сезон шведско-датского детектива «Мост» (Bron / Broen), проданного в 174 (!) страны, причем свои адаптации сериала выпустили американцы (FX), а также - совместно - британцы (Sky Atlantic) с французами (Canal+). Британия и Франция (BBC и France Televisions) снимают еще один совместный сериал «Смерть в Раю» (Death in Paradise / Meurtres au paradis). Три сезона этого детектива сняты в Гваделупе.
В этом году копродакшн стал темой одного из дней международного медиафорума Kiev Media Week, где во второй раз состоялась конференция Kiev CoProduction Meetings. Об опыте совместного производства телепроектов Украины и России, Англии и Уэльса, а также о возможностях документальной копродукции со Швецией рассказали представители украинской продакшн-компании Film.ua, валлийского общественного вещателя S4C и шведской студии Dixit International.
«Мистические истории»
Докудрама «Мистические истории» насчитывает 6 сезонов из 115 эпизодов. У проекта три сопроизводителя: украинская кинокомпания Film.ua, украинский телеканал СТБ и российский телеканал ТВ-3. При этом СТБ работает с Film.ua на протяжении всех шести сезонов, ТВ-3 - трех. Предыдущим российским копродакшн-партнером в течение одного сезона был телеканал РЕН-ТВ.
Также формат «Мистических историй» продан для адаптации в Казахстан (телеканал NTK - 6 сезонов) и Венгрию (Life Network - 4 сезона).
Идею проекта в 2010 году на канал СТБ принесла компания Film.ua Television. «СТБ заинтересовался, мы провели первый сезон. Тут же за идею взялись казахи, создали свою локальную версию. Немного позже мы показали проект РЕН-ТВ, они тоже заинтересовались, сняли сезон. А с 2012 года программа перешла на ТВ-3, которому больше подходила по позиционированию», - рассказывает директор компании Film.ua Distribution Игорь Сторчак.
Игорь Сторчак
ТВ-3 стал партнером не сразу. Сначала россияне решили попробовать, и для них была сделана адаптация (переозвучка), а на четвертом сезоне они приняли решение войти в копродакшн.
Программа одновременно снимается для двух каналов - украинского и российского, на которых проект выходит синхронно. «Снимаем в Киеве, но с разными экспертами и с разными ведущими, - рассказывает продюсер проекта Елена Малкова. - Оба ведущих пишутся в Киеве по одной схеме. Есть также начитка закадрового текста. Запись русского ведущего делаем в Москве, где нашли студию-партнера. С ним там работает русский редактор. Сводится же вся программа в Киеве».
Каждая серия состоит из двух 20-минутных историй, не связанных между собой. Истории начинаются и заканчиваются подводками ведущего. Подводки сняты в одних и тех же локациях, текст на разных языках - идентичный. Истории - это сюжеты с реконструкцией произошедшего, снятые в документальном стиле, без диалогов. В сюжеты интегрированы подводки экспертов. Такую структуру можно легко и успешно адаптировать, говорят продюсеры.
«Мистические истории» - это, по сути, конструктор, рассказывает госпожа Малкова. Например, ТВ-3 предпочитает делить серии пополам и выдавать по одной истории. А в Казахстан, где идет своя адаптация, Film.ua Television отдает «разобранную» историю - казахи «подснимают» своего ведущего, а украинских экспертов не меняют, но переозвучивают на русском языке. В Венгрии же в эфир выходит готовая версия украинской программы, озвученная на венгерском языке.
Елена Малкова
«Мы понимали, что историю крайне легко адаптировать: достаточно поменять ведущего и поменять экспертов. Так и произошло: в Украине программу ведет Павел Костицын, в России вел Евгений Князев, а ныне - Виктор Вержбицкий, в Казахстане - Адиль Есенбулатов, в Венгрии ведущего не подснимали, а просто адаптировали (переозвучивали. - ТК) программу», - рассказывает господин Сторчак.
Творческой составляющей фактически занимается Film.ua Television, но согласовывая всё с партнерами. «Шеф-редактор проекта не меняется с первого сезона, у нее есть сценарная группа. Каждый сезон они придумывают что-то новое. Например, в этом сезоне мы хотим изменить подводки ведущего и визуальное решение. Каждый сезон мы определяем тематику: сценарная группа готовит сценарные заявки, они согласовываются с продюсерами, если все окей - пишутся сценарии. Это не совместная работа, а согласование. Часто бывает, что бракуют, - мы пишем по новой», - говорит госпожа Малкова.
Стоимость проекта - в пределах 50 тысяч долларов за эпизод. В российском производстве значительную часть занимает гонорар ведущего - актера Виктора Вержбицкого. Инвестиции между копродюсерами делятся приблизительно поровну. Права разделяются в зависимости от участия копродюсера. «Существуют инвестиции, которые необходимо потратить, и существуют права на территорию. Пропорционально к этим составляющим разделяются доходы, - рассказывает господин Сторчак. - Возврат средств не рассчитан на десятилетия, пятилетия, мы полагаем возврат быстрее. В то же время мы не можем похвастаться 200-400-процентной рентабельностью этой программы».
Виктория Ярмощук, Елена Малкова, Игорь Сторчак
Film.ua Television планирует развивать программу, видя в ней потенциал и легкость для адаптации. Летом 2014 года было принято решение о съемках седьмого сезона. «Уже снимаем. Пока что для ТВ-3. И ведем переговоры с СТБ», - сообщила госпожа Малкова.
«Хинтерленд»
Британский детективный сериал в жанре сканди-драмы «Хинтерленд» (Hinterland / Y Gwyll) - результат копродукции пяти компаний: Fiction Factory, валлийского общественного вещателя S4C, Tinopolis, BBC Cymru Wales (валлийского подразделения BBC) и All3media International. Проект снят при поддержке валлийского правительства. Премьера состоялась в октябре 2013 года на канале S4C.
«По сюжету "Хинтерленда" расследование преступления происходит в валлийской сельской глубинке. История погружена в мифологию Уэльса и предания старины», - рассказывает продюсер телеканала S4C Гуоур Марта Ллойд.
Виктория Ярмощук общается по скайпу с Гуоур Мартой Ллойд
Сериал снят на валлийском языке (с английскими субтитрами), также есть английская версия - для маркетинга за пределами Уэльса. Но, к примеру, французский и бельгийские вещатели купили валлийский вариант проекта, говорит госпожа Ллойд.
«У нас были две версии сценария, - рассказывает она. - Каждая сцена последовательно снимается на английском и валлийском языках. Текст переводится слово в слово (подбираются лишь соответствующие идиомы), и актеры учат два текста. Очень большую роль в сериале играет натура - скалистые ущелья, холмы и озера Уэльса. Пейзаж вводит нас в мир местных преданий. Тот, кто не знает этой части мира, не может поверить, что там есть такие места, что это Британия. Многих в нашем проекте заинтересовали именно пейзажи».
«Хинтерленд» стал одним из самых успешных проектов валлийского вещателя S4C. После старта сериал продан уже в 20 стран мир, в частности, права на территорию США и Канады приобрел интернет-провайдер Netflix.
Помимо «Хинтерленда» валлийский телеканал S4C снимает и другие оригинальные сериалы в жанре драмы и комедии. Например, детектив с элементами триллера «35 дней» (35 Diwrnod), романтический комедийный сериал «Люби меня» (Cara Fi). «Мы производим такие проекты, чтобы найти потенциальных партнеров, - говорит госпожа Ллойд. - Недавно мы разработали проект сериала на четырех языках - французском, ирландском, английском и валлийском». Сейчас S4C ищет партнеров для совместного производства второго сезона «35 дней».
Отдельного бюджета на копродукцию у телеканала нет - объем финансирования зависит от проектов. В копродакшн S4C предпочитает входить на ранних этапах проектов, чтобы участвовать в разработке. «Обычно мы получаем сценарий от потенциального партнера - и с этого начинается наше сотрудничество», - объясняет госпожа Ллойд.
Предложений из Восточной Европы валлийцы пока не получали, но не исключают, что их могут заинтересовать такие проекты. Тем временем S4C уже договорился о копродукции с корейским телеканалом JTV о производстве трех документальных фильмов в Южной Корее.
Копродакшн в документалистике
Документалисты заинтересованы в копродакшне не меньше, чем производители игрового кино или развлекательных шоу. С целью объединить потенциальных партнеров шведские документалисты Малкольм Дикселиус и Алекс Ширяев из компании Dixit International решили основать платформу B2B Doc (Baltic to Black Sea Documentary Network). Это сеть независимых документалистов из Скандинавии, стран Балтии, Беларуси, Украины, стран Кавказа. Проект презентовал на Kiev CoProduction Meetings Алекс Ширяев.
Алекс Ширяев
«Скандинавские документалисты ищут новые истории и тоже ищут деньги, - объясняет идею единения документалистов господин Ширяев. - Мы хотим создать площадку, но сразу скажу: мы не принесем мешки с деньгами. Мы хотим собрать вместе людей, которые поддержат друг друга людьми, идеями, деньгами, техническими возможностями, дистрибуцией».
За плечами у Dixit International несколько документальных фильмов - как успешных, так и провальных. Например, «Последние пионеры» - документальное кино о последних пионерах СССР и о том, что с ними стало в 90-е, принесло создателям серьезные убытки. Авторы объясняют провал снижением интереса к развалу СССР.
Фильм «Женщины с коровами» - напротив - оказался успешным проектом. Это кино о двух пожилых сестрах родом из глухой шведской деревни. Одна героиня обожает коров, а вторая уехала в город и уговаривает сестру перебираться к ней. «Это 350 часов рабочего материала, три с лишним года съемок, - рассказывает господин Ширяев. - В итоге всё вылилось в успешный кинотеатральный прокат (кинодистрибьюторская компания была одним из финансистов). Плюс фильм был продан на телеканалы многих стран».
Исходя из своего опыта, Алекс Ширяев подчеркивает, что людям интересно смотреть человеческие истории.
Если же документалисты начинают снимать проект и узнают, что коллеги уже работают над этой же темой, господин Ширяев советует объединить усилия. К примеру, так поступили шведы с фильмом об Анне Политковской. «Горький вкус свободы» стал совместным проектом Dixit International и американской компании Goldfilms, фильм снимала российский режиссер Марина Голдовская. «Мы получили финансирование на съемки фильма о Политковской и узнали, что другой известный российский документалист Марина Голдовская снимает о Политковской. Малкольм (Дикселиус) позвонил Марине и предложил копродукцию. В итоге фильм вышел в прокат по всему миру (кроме России), получил призы в Торонто, получил финансовую поддержку от "Санденса"», - рассказал господин Ширяев.
Есть в портфеле Dixit International и проект, общий с украинскими коллегами. Четыре года назад Алекс Ширяев начал снимать фильм о газопроводе «Северный поток». В процессе работы оказалось, что тема гораздо более широкая, и она вылилась в фильм «Газовое оружие» - о том, как Россия использует экспорт газа, чтобы влиять на соседей. В свете последних событий Украина стала одним из главных героев и главных площадок проекта.
Как рассказал «Детектор медіа» господин Ширяев, в Украине снимать «Газовое оружие» ему помогали Андрей и Филипп Рожены, с которыми он познакомился на Одесском международном кинофестивале. Братья Рожены в свою очередь познакомили Алекса Ширяева с продюсером Владимиром Филипповым, и через кинокомпанию «Инсайт медиа» была подана заявка на шестой питчинг Госкино. Как известно, питчинг на неопределенное время был заморожен, и получить украинское финансирование не удалось. «Тем не менее, мы с гордостью называем "Газовое оружие" первым шведско-украинским копродакшном, хоть и неофициальным. Оператор, монтажер, съемочная группа, техника - здесь всё это помогали собирать наши друзья. Весь постпродакшн тоже был в Киеве», - рассказал режиссер.
Премьера «Газового оружия» состоялась на шведском телевидении 15 мая, после чего было еще пять повторных телепоказов. «Сейчас мы завершаем продажу фильма на телеканалы в Европе и США», - говорит господин Ширяев. Дистрибуцией на Западе занимается компания Deckert Distribution. Покажут ли фильм на украинском ТВ - пока не известно. По словам режиссера, пока ни один телеканал не высказал такой заинтересованности, хотя предварительные переговоры проходили с «1+1». Сейчас продать «Газовое оружие» на территорию Украины пытается украинская дистрибьюторская компания MK Distribution. Желающие телеканалы также могут связываться с Алексом Ширяевым напрямую.
Алекс Ширяев на Kiev CoProduction Meetings подробно рассказал об особенностях шведского документального копродакшна. По его словам, шведы практически никогда не снимают кино для Швеции. «Мы всегда привлекаем Норвегию, Финляндию, Данию», - говорит он.
Финансирование документальных проектов зависит от жанра и масштабов:
- полнометражная кинодокументалистика: совместное финансирование SFI (шведский киноинститут) + SVT (шведское общественное ТВ) + другие скандинавские страны (или страны Балтии, Германия);
- телевизионная документалистика: SVT (шведское общественное ТВ) + другие скандинавские страны + возможно, международный вещатель (Arte);
- документальные проекты на шведскую тематику: SVT (шведское общественное ТВ) + небольшие фонды + возможно, другие скандинавские страны;
- экспериментальная документалистика, дебюты: небольшие фонды (например, Searching fo Sugar Man - шведско-британский фильм, режиссер Малик Бенджеллуль снял его на айфон, потому что не мог получить достаточно финансирования, и в итоге получил «Оскар» и множество других призов).
Бюджеты шведских документалок зависят от размаха проекта и использования архивного видео. Стоимость одного часа (52 минуты) документального фильма в среднем составляет:
- современное шведское производство - $140 тыс.;
- шведское производство с использованием архивных материалов - $210 тыс.;
- международное производство - $350 тыс.;
- международное производство с использованием архивных материалов - $420 тыс.;
- малобюджетная шведская продукция - $70 тыс.
По словам Алекса Ширяева, шведское ТВ никогда не финансирует проект на 100%. Если продюсер приходит со своей частью финансирования, он без труда найдет партнера. Можно также предложить телеканалу прокатные права, а эти деньги вложить в производство. Например, телеканал SVT платит около $35 тыс. за права на 10 лет, включая эксклюзивные права на три года на территории Швеции.
В сотрудничестве со Швецией есть как преимущества, так и недостатки, говорит шведский документалист. Среди плюсов он выделяет быстрое принятие решений; минимум бюрократии и финансовую прозрачность; гибкость и открытость для изменений; возможность дистрибуции за рубежом; реальные расходы и реальные бюджеты; финансирование этапов research и препродакшн; интерес шведов к международной тематике (например, на шведском ТВ показывали документальный сериал о китайской средней школе). При этом следует учитывать, что шведы не дублируют иностранные фильмы, поэтому между речью героев должен быть «воздух», чтобы зритель успевал прочесть субтитры и посмотреть еще и картинку. Все эти плюсы имеют обратную сторону: для шведов нет идолов в документалистике; на проекты претендуют множество продакшн-компаний; шведское ТВ работает только в копродукции с продакшном.
Кстати, шведские кино- и телепроизводители тесно сотрудничают с Польшей и странами Балтии в постпродакшне. Украинские компании в этой сфере тоже могут наладить связи со Швецией, считает господин Ширяев.
Собственно, открыть доступ документалистов из Восточной Европы к скандинавскому рынку и собирается платформа B2B Doc. «Это будет прямой контакт между партнерами от Балтийского до Черного моря, сетевое общение, обмен опытом. Вам будет полезна Скандинавия, чтобы выйти на рынки Западной Европы», - убеждал участников Kiev CoProduction Meetings Алекс Ширяев.
Тем временем он не только на словах взялся за налаживание шведско-украинского партнерства. Господин Ширяев повез четыре документальных проекта из Украины на крупнейший закрытый питчинг в Швеции - скандинавский копродакшн-форум Nordisk Forum в рамках фестиваля Nordisk Panorama в Мальме.
Украинские документалисты в Швеции: Андрей Загданский, Сергей Буковский, Татьяна Ходакивская и Игорь Савиченко
Во второй части материала «Детектор медіа» также расскажет о том, какие проекты для международного копродакшна предлагают украинские производители.
Продолжение следует...
Фото предоставлены пиар-службой компании MRM, а также из Facebook B2B Doc; постер Hinterland - eurodrama.wordpress.com