GromTV: «Когда мы едем на съемки, то молимся. Потому что мы идем с чем-то светлым»
Об интернет-проекте GromTV («Громадське телебачення») заговорили, когда в одном из сюжетов их программы «Громконтроль» Олег Дейнека и Богдан Хмельницкий пришли дарить цветы Артему Шевченко за уничтожение ТВі и допрашивать Константина Усова о том, что он делает на канале. Не остался незамеченным и сюжет из того же «Громконтроля» о смертельном ДТП с участием жены Сергея Реброва, который за несколько дней набрал миллион просмотров на YouTube, что вызвало у коллег из других СМИ подозрения в накрутке рейтинга.
GromTV зарегистрирован как информационное агентство и существует за счет меценатской поддержки экс-майора госохраны Николая Мельниченко и личных сбережений журналистов. Это уже третий заявленный проект в нише «общественного интернет-ТВ» после «Спільнобачення» і «Громадського ТБ» (Hromadske.tv). Помимо них над созданием своего интернет-канала работают и бывшие журналисты ТВі, рассчитывая на финансирование Константина Кагаловского.
4 июля GromTV планирует публично презентоваться общественности. Накануне этого мероприятия участники проекта Андрей Павловский, Богдан Хмельницкий и Олег Дейнека раскрыли «Детектор медіа» некоторые подробности создания своего интернет-ТВ.
«Наш высший орган управления - зритель»
- Как давно работает сайт GromTV («Громадське телебачення»)? Кто его основатель? С какой целью он создавался?
Андрей Павловский: Изначально о сайте GromTV начали говорить во время старта движения «Стоп цензуре!» (три года назад. - ТК), но в очень узком кругу. Тогда Сергей Кудимов, Мирослав Откович, Жан Новосельцев (журналисты «1+1». - ТК) совместными усилиями запустили сайт, планировав на его базе создавать гражданское телевидение. В дальнейшем у них не хватило времени на развитие сайта. И полгода тому назад Богдан Хмельницкий, Олег Дейнека, я и еще несколько журналистов из других изданий объединились и перезапустили эту машину.
Богдан Хмельницкий: Есть много людей, которые постоянно сталкиваются с проблемами. Им хочется кричать, а никто не слышит. В данном случае мы совместили правозащитную деятельность и общественное телевидение. Потому что мы не только показываем сюжеты о проблеме, а и помогаем ее решить. Например, к нам пришли люди из Обухова и пожаловались, что у них на сказочно красивой территории хотят строить мусорный завод. Мы сделали сюжет о том, как люди, протестуя против строительства завода, снесли забор на стройплощадке.
Просто надоело смотреть те новости, которые пишет один режиссер. Такое впечатление, что когда ты включаешь телевизор, ты видишь одно и то же. Часто проблемные сюжеты не выходят в эфир, потому что там задеваются чьи-то интересы. Мы же предлагаем людям снять весь беспредел на телефон, а мы это покажем. GromTV будет общественной площадкой, на которой, без оглядки на чьи-то интересы, мы будем рассказывать о проблемах людей.
Богдан Хмельницкий
- На кого зарегистрирован GromTV?
Б. Х.: Мы зарегистрировали GromTV как информагентство у нотариуса на весь коллектив.
Олег Дейнека: На 8 человек.
- Сколько сейчас людей работает на сайте? Кто руководитель?
Б. Х.: Директор сайта - Андрей Павловский, который недавно уволился с телеканала «1+1» из программы «Гроші». У нас нет иерархии, как в обычной редакции, у нас всё решает коллектив. Например, приходит человек с проблемой, мы все собираемся, каждый член коллектива высказывает свое мнение, и мы решаем, как ему помочь.
А. П.: У нас нет штата редакции, поскольку пока мы не имеем стабильного финансирования. Мы содержим сайт на собственные сбережения.
Б. Х.: Журналистскую работу выполняет шесть человек, в том числе и Андрей. Они ездят на съемки с оператором. У нас есть два режиссера (и две монтажки). Пока хватает. Еще у нас много практикантов. Я тоже уже сделал два сюжета. Один об обналичивании денег. В тени столько крутится денег, что если бы они попали в бюджет, то больные сахарным диабетом получили бы инсулин, чернобыльцы - пенсии, власть могла бы построить дороги и даже их освещать. Мало того, нам уже угрожали за этот сюжет, на что мы им ответили: «Пошли вон!».
Некоторые нам говорят, что то, что мы делаем, небезопасно. Но мы им отвечаем: «Если не мы, то кто?». И еще. У меня есть дочка и сын. Может быть, я что-то заработаю за свою жизнь. А что я оставлю им? Что бы я ни оставил, у них это сразу заберут, потому что это кому-то понравится. Потому что нет никакой справедливости. Поэтому мы решили действовать иначе.
- А чем занимается на GromTV Олег Дейнека?
О. Д.: Я просто человек, который приходит и выполняет определенные функции. Особенно если нужно с кем-то побороться, с каким-нибудь нечистым коррупционным духом. Я делаю авторские сюжеты. Был недавно материал про вышки спасателей, которые незаконно стали сносить. Янукович дал указание Генпрокуратуре, чтобы она очистила все пляжи. Они очищают всю прибрежную зону в Крыму, Одессе. Дело в том, что земельные наделы на пляжах выделяются по привязанности к вышкам, от береговой линии считать тяжело.
Но значительно более интересная катавасия происходит в президентской академии, которой я сейчас занимаюсь. У нас есть Академия госуправления при Президенте Украины, где обучения как такового не существует вообще, пар нет, преподаватели отсутствуют. И оно платное. Для чиновников - 18 тысяч из бюджета. Я не знаю, до чего они докрутятся с такой коррупцией.
Олег Дейнека
А. П.: Мы открыты для всех, с радостью рассмотрим предложения всех людей. Мы можем помочь бесплатно получить практику журналистам, которые только закончили вуз. И они у нас не будут только кофе варить. У нас на некоторых съемках может быть задействовано до 10 человек.
- Андрей, почему вы оставили более-менее стабильную работу на телеканале и решили присоединиться к этому проекту?
А. П.: Когда я попал на «1+1» в команду Жана Новосельцева, то он меня научил всему. Я искренне благодарен тому коллективу, с которым работал, мне их не хватает. Но хочется расти в высоту, а не в ширину. Кто борется за стабильность, кто - за соцпакет. Для меня это не было в приоритете. Есть вера и желание сделать что-то нужное. Скоро о нас узнают многие.
- Что вас объединяет?
Б. Х.: Идеология. У каждого из нас есть жизненная история, есть дети, и мы хотели бы им что-то оставить. Я романтик. Знаете, революцию делают романтики, а пользуются циники. Я все-таки надеюсь, что в нашей стране народу будет легче. Для этого я вижу два направления: общественные волнения и СМИ, телевидение, которое показывает правду. Это два крейсера, которые могут помочь людям. Я уверен, что все люди, которые к нам пришли, в дальнейшем станут знаменитыми людьми, потому что у них есть искорка в глазах.
А. П.: Они не станут прятаться за чьим-то лицом. Если журналист сделал хороший материал, то именно он пойдет на ток-шоу по этой теме, а не главный редактор, потому что он босс. У нас на самом деле очень демократическая редакция. Правда. Я вам раскрою маленький секрет. Когда мы едем на съемки, то молимся. Потому что мы идем с чем-то светлым. Мы не идем грабить или убивать, мы идем рассказывать правду. И это нас объединяет.
Андрей Павловский
- Есть ли у вас высший орган управления: наблюдательный, редакционный или программный совет?
Б. Х.: Наш высший орган управления - зритель.
А. П.: Только зритель будет оценивать наше качество. Если ему не понравится, он больше к нам не зайдет.
Б. Х.: Когда в наблюдательный совет входит каждый, кто финансирует, то это мертвая ситуация. Мы сразу себя похороним. Потому что, кто платит деньги, тот и заказывает концерт. Зачем себе делать бюрократию. Когда я создавал общественную организацию, мне говорили: давай наберем определенное количество людей. Я взял три человека, уведомил, и сразу стал пикетировать Администрацию президента. Я не хочу бюрократии. Когда ко мне пришел человек из УБОПа и просил показать бухгалтерию, я ответил, что у меня ее нет. Имею право. Я зарегистрировался путем уведомления. Все.
О. Д.: Идти за системой нет смысла.
«Если вдруг не будет хватать денег, я продам свою машину»
- Каким образом вы хотите превратить сайт GromTV в общественное интернет-вещание? Пока на вашем ресурсе преимущественно расследования. Будут ли социальные проекты, детские и музыкальные программы - все те проекты, которые предусматривает общественное вещание в классическом понятии?
А. П.: Мы хотим во всех областных центрах и больших городах показать людям материалы, которых у нас собралось уже достаточно много, и спросить их мнение. Потому что сейчас на телевидении нет обратной связи. Мы спросим людей, каким должно быть телевидение. Если они скажут, что там должна быть программа о том, как девочка спасает жизнь другой девочке, или об открытиях украинских ученых, то мы это сделаем.
Б. Х.: Конечно же, мы хотим, чтобы у нас было больше позитива. Потому что в нашей стране негатива уже столько, что нельзя на улице найти улыбающегося человека, как в Европе.
- Определились ли с контентом? Планируете ли наполнять текстовыми материалами, аудио, фото и графикой? Будут ли видеоновости на GromTV?
А. П.: Мы планируем ежедневные новости, и социальные, и гламурные, и для детей.
Б. Х.: Конечно, в будущем у нас будет 24-часовое вещание. У нас будут совершенно другие новости - честные. Я и мои соратники поставили себе цель делать в месяц по 3-4 сюжета. Мы должны ехать разбираться, находить истину и помогать людям.
А. П.: Для того чтобы сделать хорошее расследование, 2-3 дней мало. На классическом ТВ дедлайн не всегда дает возможность сделать так, как надо. А здесь нам никто не ставит рамки. Если мы понимаем, что мы можем на день задержать, но у нас появится еще один синхрон, который докажет всю нашу схему, то почему бы и нет.
- Сколько посетителей у GromTV?
Б. Х.: У нас есть сюжет по Реброву, жена которого сбила насмерть молодую беременную женщину. Так вот у него более одного миллиона просмотров на YouTube.
- У вас еженедельные планерки?
А. П.: Нет, ежедневные.
Б. Х.: Каждое утро мы себе ставим задачи. Мало того, у нас еще есть штрафные санкции, если на день опоздал, то мы отжимаемся, приседаем, занимаемся спортом. Это каждого в команде стимулирует.
- А понятие рабочего дня у вас есть?
Б. Х.: Как правило, мы сидим допоздна. У нас нет такого, что рабочий день четко начинается в 9.00. Потому что мы иногда сидим до 2 ночи. Для нас важен не рабочий график, а результат. Для тех, кто хочет отдохнуть, у нас есть одна комната с подушками, а еще душ.
А. П.: Например, сюжет про Реброва перемонтировался 50 раз. Тут в этой комнате было где-то 12 человек, и мы коллективно над этим работали. И это было до рассвета.
- Когда планируете начать полноценно вещание?
Б. Х.: Всё зависит от финансирования.
- Кто вас будет финансировать? Откуда взяли средства на закупку оборудования, аренду офиса и оплату работы серверов, оплату труда привлеченных в проект людей?
Б. Х.: У нас есть меценат - известный шпион Украины Николай Мельниченко. Мы обращались ко многим, просили помочь всех, кто поддерживает идею общественного телевидения. Мы сразу говорили, что ни под кем мы не будем. Мы не предлагали: ты будешь в наблюдательном совете, если дашь три рубля, а ты возле наблюдательного совета, если дашь два рубля. Мы предлагаем вкладывать, и это будет общественное. Николаю это стало интересно. Он помог нам с камерами, арендой помещения. Потому что он хочет на этом канале свои пленки обнародовать. Это будет по сути как WikiLeaks. Поэтому мы приглашаем всех меценатов, которые верят в общественное телевидение, не давать нам деньги, а помогать нам арендой, командировочными. Но сразу всех предупреждаем, что никто музыку заказывать не будет. Ее будет заказывать народ.
- Аренда, камеры - это хорошо. А за что же вы будете жить? У вас же семьи. Должна же быть какая-то зарплата?
Б. Х.: Правильно вы говорите. Зарплата должна быть. Думаю, что это будут некие членские взносы, которые могли бы поддерживать коллектив на втором этапе. Пока мы движемся на энтузиазме.
- Чьи членские взносы?
Б. Х.: Тех людей, которые верят в телевидение. Мы сделаем на сайте предложение делать благотворительные взносы.
Общественное телевидение должно финансироваться народом. Потому что если кто-то приходит с баблом, то это уже не общественное телевидение. Мы этого не хотим допустить. Пока мы двигаемся на энтузиазме, вкладывая сбережения, которые смогли заработать раньше.
А. П. У нас всё будет прозрачно. Я настолько поверил в эту идею, что даже принял для себя решение: если вдруг не будет хватать денег, продам свою машину. Я этого не боюсь. Зато здесь можно будет что-то новое создавать, и это будет приносить мне удовольствие, а зрителю - пользу.
- А есть уже какие-то членские взносы?
О. Д.: Пока нет. Мы сами за себя платим.
- А не пытались взять грант?
Б. Х.: Мы будем обязательно обращаться и надеяться, что найдутся порядочные грантодатели, которые дадут нам деньги. Юристы в этом направлении работают, но пока ни одного гранта мы не взяли. Когда мы начали разбираться, то выяснили, что это такая коррупция. Пока мне все предлагали дать грант только на условиях откатов. Кто-то открывает «бабочку» - общественную организацию, которая съедает грант и умирает. И грантодателям выгоднее дать грант «бабочке» и при этом взять свой откат, чем нам на честных условиях.
- Общественное вещание предусматривает публичную отчетность о поступлении и расходовании средств. Вы это будете делать?
Б. Х.: Мы за каждую копейку отчитаемся. То есть у нас будет два направления финансирования: благотворительные взносы и гранты. Мы на сайте будем писать, сколько было взносов и сколько их потрачено на зарплаты или развитие.
- Вы будете себя промотировать, например, в соцсетях?
А. П.: Да, мы сейчас пытаемся себя всячески рекламировать везде, где можно. У нас есть страничка в Facebook, «Вконтакте». Мы показываем материалы методом сарафанного радио.
- Реклама на GromTV предусматривается?
Б. Х.: Мне бы не хотелось, она мне надоела в телевизоре. Одна из причин, по которой я не смотрю телевизор, - это длительная реклама. Она просто раздражает.
А. П.: Эта болезнь уже поразила и многие сайты. Ты хочешь прочитать новость, а тебе выскакивает реклама, которую ты не можешь пропустить.
- А социальная реклама?
Б. Х.: Это нужно, мы только за.
- Привлекаете ли вы региональных журналистов и волонтеров? Зрителей? Будет ли интерактив?
А. П.: В свое время я со знакомыми создал частное предприятие по обмену видео. Теперь у меня практически в каждом регионе Украины заключены договора с субъектами, которые могут мне сделать видео. Мы, например, доставляли видео и в Россию. Фишка была в том, что если я дольше, чем за час, доставлю им видео, я его отдаю бесплатно. Так что у меня уже есть полная сеть, и не только в областных центрах, но даже в районах.
Мы можем просто видео чье-то поставить с плашкой, кто его сделал. А можем помочь человеку сделать сюжет. И я вам скажу: очень хорошие материалы делали люди, которые ранее никакого отношения не имели к журналистике. У нас каждый, кто придет, может сделать материал. И вы приходите! Как говорил один мой учитель: на продюсера и журналиста не обязательно учиться.
О. Д.: Суть общественного телевидения в том, что и зрители сами снимают, отдают журналистам, а мы создаем сюжеты.
- Вы планируете выход на спутниковое или цифровое вещание?
Б. Х.: Да. Дорогу осилит идущий.
- Когда планируете презентацию GromTV?
Б. Х.: 4 июля.
А. П.: Недавно несколько каналов общественного интернет-вещания презентовали свои намерения. Мы же решили на свою презентацию прийти с багажом, с какими-то материалами. Эта презентация будет очень необычна.
Когда-то я стажировался на НТВ в программах «Максимум», «История всероссийского обмана» и там познакомился с Николаем Картозией. Он мне тогда объяснил одну главную вещь: что нужно делать материалы о том, что беспокоит людей и о чём люди говорят в транспорте, поликлинике. А мы просто добавляем свою изюминку. После наших расследований авторов приглашают на телевидение на ток-шоу или делают на их основе целые программы.
Б. Х.: Когда человек сам перед проблемой, то это беда. Когда проблема становится общественной, тогда ему намного легче.
- Не много ли, по вашему мнению, запускается общественных интернет-вещателей в Украине?
А. П.: Может быть много, но если вы зайдете в Google и напишете «громадське мовлення», то выпадет GromTV. «Гром» - это корень слова «громадське». Чем больше будет таких каналов, тем качественней будет контент. Телевидение и интернет - это разные вещи. В интернете ты не можешь просто сидеть и говорить. Тут ты должен с первой секунды зацепить и шокировать читателя и зрителя.
Б. Х.: Я рад, что есть презентации и люди, которые двигают это направление. Мы не конкуренты. Я благодарен, что есть еще кто-то, кто может делать свободное вещание. Чем больше будет таких каналов, тем будет лучше. Мы будем только рады. Мы идем в одном направлении. Одну палочку можно сломать, но если их будет много, то их не сломать.
Гостей GromTV на входе встречает секретарь
Ньюзрум
Студия
Фото Максима Лисового