Для чего приобретают телеканалы в Германии?
На Западе ни государство, ни партии, ни правительство, ни позиция и оппозиция даже к самым грандиозным процессам в телемире не имеют никакого отношения. На германском медиарынке завершается крупнейшая сделка. Знаменитая империя Акселя Шпрингера (массовые газеты „BILD“, “Welt“ и пр. ) за 4,15 миллиарда евро покупает сразу четыре общегерманских канала: Sat 1, ProSie-ben, Kabel 1, № 24.
Об этом рассказали на пресс-конференции большие-пребольшие акционеры (Großaktioneren) - покупатель акций, шеф Springer AG dr. Матиас Депфнер и продавец Хаим Сабан.
Приобретенный объем вещания и сумма, заплаченная за него, поражают воображение. Тем более - в Германии, охваченной экономическим кризисом и безработицей, но где, кстати, стали больше читать газет и смотреть телевизор. Но что заставило решиться на такой грандиозный шаг? Смелый и молодой(42 года) глава шпрингеровцев уверен в себе и будущем: "Это - правильная покупка, совершенная в нужное время. С помощью этого приобретения мы получим менеджеров, сотрудников лучших и успешных команд немецкого телевизионного бизнеса. Для высококвалифицированных команд это будет решающий шаг в будущее". Словом, эта сделка выгодна Германии.
Добавим: все приобретенные каналы прибыльны. И что интересно, доходны и привлекательны весьма несхожими лицами и концепциями вещания. Но, хотя продавец и покупатель ударили по рукам, немецкий Союз картелей будет проверять эту крупнейшую сделку несколько месяцев, насколько она соответствует антимонопольным законам. А телевизионные профсоюзы и Немецкий союз журналистов исследуют кадровые вопросы работников эфира и проблему, как повлияет эта пертурбация собственников на общественное мнение.
А теперь - о логике передачи телеканалов из рук в руки, и некоторых наших отличиях от европейской практики. На Западе ни государство, ни партии, ни правительство, ни позиция и оппозиция даже к столь грандиозным процессам в телемире не имеют никакого отношения. Что, все решают «денежные мешки»? Почти. Но к „мешкам” прибавляется логика и мораль. Скажем, творческим и техническим работникам у новых владельцев нечего опасаться за свое будущее, ибо их квалификация высоко ценится, ведь и от их кoнкретного труда будет в дальнейшем зависеть качество вещания, а значит, и прибыль для владельцев телеканалов. Зачем вредить себе и людям?
Далее, возможно, успех и прибыльность всех четырех каналов зависит от наводнивших другие телеканалы низкопробной продукции – развлекаловки, насилия и порнографии. Ведь даже шпрингеровский концерн вместе со своей BILD имеют еще какую «желтую» репутацию! Что же они купили? Серьезнейший и разнообразный Sat 1, конкурирующий с 1 каналом и ZDF, два канала попроще и мною лично почитаемый информационный № 24. Только о последнем скажу еще два слова. Дело не в том, что этот канал передает 24 часа в сутки честную и оперативную информацию. Но! Все его пространство между информационными выпусками заполнено блестящими познавательными, просветительскими, историческими программами, из которых видно, как устроен мир и природа, и как много интересного сделано на этой земле. Нет ни «мыла» ни чернухи, ни попсы, ни мордобоя, даже секса почти не бывает, что является редкостью для Германии.
Канал № 24 - прибыльный, достойный и нужный людям. Оказывается, можно делать такие каналы, если они создаются профессиональными и порядочными людьми. Без проверенных, особенно у нас, дешевых средств поднятия рейтинга и финансовых штанов. Как поотстали наши специалисты по рейтингам от действительно передового западного опыта. Просто они не то смотрят и заимствуют за рубежом.
Обожествляемый рейтинг мешает нам делать самое необходимое. Скажем, передачи для детей и юношества. К примеру, хотя бы сказки. Говорят, делать их мешают принятые Верховной Радой законы о рекламе. Но какое отношение Рада имеет к ТВ? В Германии же выгода не мешает соорудить специальный детский канал - киндерканал «КИКА». Но об этом детском чуде как-нибудь потом, отдельно.
В Германии выборы в парламент пройдут еще раньше, чем в Украине, уже в сентябре. И слышу я голоса не без иронии: так что, они разве ничего не делают, чтобы на экранах было больше «своих», чем «чужих», чтобы каждый канал выгоднее выражал позицию - государства, соперников, партий и блоков, оппозиции, «зеленых», «оранжевых», «красных»? Не видел, не замечал. Кто же позволит нарушение политических паритетов в Германии? Боятся, наверное. И в точных пропорциях чередуются на экране непримиримые: Шредер-Меркель, Меркель-Шредер плюс обязательно другие лица, вплоть до набирающих силу бывших коммунистов-социалистов и многих прочих. Какие тут могут быть «дела»?
Так для чего же у нас под нажимом перераспределяются, перекупаются, каналы? Ведь не для создания независимого Общественного телевидения, как на Западе, куда мы так стремимся. А телевидению коммерческому, бизнесовому, просто невыгодны закадровые махинации, так же, как дешевый и зависимый экран. Как же нам делать шаги вперед?
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа» из Мюнхена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ