На что сменять любовь?

11 Квітня 2005
985
11 Квітня 2005
13:07

На что сменять любовь?

985
Идеи ложной сверхценности активно продвигают и рекламисты. Идея ложной сверхценности была очень забавно описана известным психологом Владимиром Леви на примере сказки о Курочке Рябе. Сказочные бабушка с дедушкой зачем-то пытались разбить золотое яичко, что им, по понятным причинам, не удавалось, однако, когда это удалось внезапно появившейся мышке, очень расстроились. А утешились только тогда, когда гуманная Курочка пообещала снести «яйцо не золотое -- простое”.
На что сменять любовь?
Простое яйцо стало сверхценностью, а бабушка и дедушка – людьми малоадекватными по отношению к окружающей среде.

Идеи ложной сверхценности активно продвигают и рекламисты. Мысль о том, что любой, самый банальный предмет ширпотреба, может стать смыслом, целью и заменить все радости жизни, широко эксплуатируется во многих рекламных роликах.

Чудный летний день. Папа, мама, дочь и собака вышли на прогулку. Звучит приятная музыка, на лицах всех персонажей блаженные улыбки. И вдруг, в один момент, все кончено. Музыка прерывается с противным визгом. Нет, ни у кого из членов семьи не случился приступ аппендицита или чего похуже. И собачка во время прыжков через причудливо разбросанные там и сям деревья, не подвернула себе лапку. Просто мама начала пить минеральную воду. А она «не Миргородская». И, значит, все пропало.

Причем из-за того, что состав солей в воде не соответствует представлениям мамы о счастье.


Конечно, можно предположить, что у мамы, например, недостаточная секреторная функция желудка (ведь «Миргородская», на самом-то деле, вовсе не столовая вода, хотя ее почему-то позиционируют именно так, а лечебная), а ей, скажем, подсунули «Лужанскую». Но ведь это же еще не повод для того, чтобы портить близким уикенд! Герои рекламных роликов пива «Стелла Артуа» еще более неадекватны. Они совершенно уверены, что их пиво – не просто продукт брожения, а нечто сакральное. Поэтому они готовы пожертвовать буквально всем, чтобы сохранить любимый напиток до капли.

Ночной город. Век где-то девятнадцатый. Двое грабителей с мешком денег вылезают из окна банка. За ними гонится стража. Грабители забегают в подвал, где в потайном окне их ждет две бутылочки любимого пива. Прихлебывая пиво, грабители открывают мешок с деньгами. Поскольку действие, как уже было сказано, происходит в то время, когда электрическое освещение не практиковалось, в руках у небритых грабителей свечки. Они разглядывают украденные деньги, и на секунду отвлекаются. Свечка ломается и падает в мешок с деньгами. Пожар можно потушить пивом. Но…Горе-грабители переглядываются и продолжают потягивать пиво из бутылок. Деньги превращаются в горстку пепла. Слоган: «Качество имеет свою цену».

Хочется добавить: логично! Качество, действительно, имеет цену, но отнюдь не сверхцену. Человека, одержимого сверхценными идеями, лечат психиатры. А человек, не умеющий отличить истинные ценности от мнимых, достоин искреннего сочувствия.

Понятно, что прием, который используется в этой рекламе — это гипербола. В реальной жизни никто из грабителей банка так бы не поступил. Как вряд ли бы реальный влюбленный мужчина задумывался: «Что ей подарить? Пирамиду? Бриллиант? Колокольчик? Нет. Лучше я подарю ей «Ферреро Роше». Потому что, во-первых, ни один человек в здравом уме и твердой памяти не представит себе подобный ряд: пирамиду (какую, египетскую?) колокольчик (не от тройки ли?) и бриллиант (мысль о котором, впрочем, быстро покидает непоследовательного влюбленного). А, действительно, зачем бриллиант, когда есть конфеты? И опять же, дешевле. Все опрошенные мной женщины утверждают, что при виде этой рекламы их охватывает ярость. Если бы подобный мужчина и существовал в реальности, то, скорее всего, довольно недолго: его возлюбленная задушила бы его. Или бросила.

Киевский психолог Инга Лавриненко считает использование идеи сверхценности в рекламе не слишком удачным: «Безусловно, реклама для того и нужна, чтобы придать банальному товару некую ценность. Ну, например, потребителю объясняют, что данный товар: а) поможет решить какую-то проблему (например, порошок «Тайд», который помогает справляться с трудными пятнами, «Мистер Мускул», который любит работу, которую вы терпеть не можете); б) позволит позаботиться о тех, кого вы любите (корм «Кити Кэт», ополаскиватель для белья «Ленор», конфеты «Любимов»); в) позволит вам приобщиться к числу избранных (имиджевая реклама дорогих часов, автомобилей). Однако сверхценность - это то, что вам пытаются навязать, противопоставляя вашим внутренним ценностям. Есть какие-то невинные вещи, а есть просто неприемлемые. Например, в фестивальной рекламе я видела такой ролик: мужчину хоронят в его автомобиле, который он очень любил. Вдова убивается так, что смотреть на нее больно. Оказывается, ей жалко автомобиль, а не усопшего супруга. По шкале стрессов, разработанной психологами, смерть супруга тянет на 100 %. Это самый большой стресс. Но производители рекламы считают иначе. Мне кажется, что этот прием не такой безобидный, как им кажется. Это некорректно по отношению к чувствам людей. Это некорректно по отношению к детям, у которых шкала ценностей еще не сформировалась. В итоге, это приводит к тому, что потребитель такую рекламу просто не воспринимает».

В фестивальной рекламе той же «Стеллы Артуа» есть и совсем брутальный ролик. Правда, у нас по телевизору его не показывают. И правильно делают.

Молодой человек из очень бедной семьи устраивается на работу. У его мамы день рождения и он покупает ей к празднику новые туфли. Он, счастливый, идет домой с подарком, но по дороге встречает злосчастное пиво. Мальчик забывает о бедной маме и меняет туфли на пиво. Таким образом, юноша легко меняет сыновнюю любовь на бокал пива. Не слишком адекватная замена, как на мой взгляд. Но рекламистам-то, наверное, виднее. Они твердо уверены, что жизнь может испортить пятно на скатерти, а шоколадка дороже любви. Вопрос в том, разделяют ли их уверенность потребители такой рекламы? Я, к примеру, «Миргородской» уж точно предпочту другую воду…
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
985
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду