Николай Сосновский: «Когда грузинский рынок станет прозрачным, тогда и сетевые клиенты появятся».

11 Березня 2005
915
11 Березня 2005
18:06

Николай Сосновский: «Когда грузинский рынок станет прозрачным, тогда и сетевые клиенты появятся».

915
«Видео Интернешнл» будет первым сейлз-хаузом на территории Грузии, до этого времени рекламу на грузинских каналах продавали сами рекламные отделы телеканалов. В марте этого года известная российская компания «Видео Интернешнл» пришла в Грузию. Первый контракт на продажу рекламного времени подписан с каналом «Имедиа».
Николай Сосновский: «Когда грузинский рынок станет прозрачным, тогда и сетевые клиенты появятся».
Возглавит «Видео Интернешнл Грузия» московский рекламист Николай Сосновский. Он рассказал «Детектор медіа» о ситуации на телевизионном и рекламном рынке Грузии.

-- Кроме нашего канала «Имедиа», - рассказывает Николай Сосновский, - есть в Грузии еще общественное телевидение – 1-й государственный канал, там ограничена реклама. Изначально содержать его планировали за счет полуторапроцентного налога с населения, но в стране, где такой уровень безработицы, это оказалось невозможно. Кроме того, этот канал некоммерческий еще потому, что он вещает на языках всех этнических групп, населяющих Грузию.

-- А как это получается?

-- Делят эфир. Ну вот астраханское телевидение в свое время вещало на нагайском, казахском и татарском. Примерно такая же ситуация и в Грузии. Аудитория настолько дробится, что никаких рейтингов там быть не может. Но эта мера оправдана, поскольку очень сложная ситуация с Южной Осетией, Абхазией и вот только что решена проблема с Аджарией.

Еще есть канал «Рустави-2». Два он потому, что был, как вы знаете, оппозиционный канал «Рустави-1», который вскоре после «бархатной революции» в Грузии был закрыт, а снова открыт уже как «Рустави-2». Его еще называют каналом победившего народа. Этот канал осуществлял информационную поддержку революции, он и сейчас сильно политизированный. И канал, который мы будем продавать, это канал «Имедиа», то есть, «Надежда», начал вещать всего год с небольшим назад.

-- Кому он принадлежит?

-- Финансирует его Бадри Патрикацишвили. Этот человек имеет достаточно средств и хорошо разбирается в телевидении, поскольку в свое время был коммерческим директором 1-го российского канала. Ему тогда принадлежало 49 %, остальное – его соратнику и партнеру Борису Абрамовичу Березовскому. Бадри Шалвович человек в высшей степени умный. Ум ведь заключается в том, что человек осознает, в чем именно он некомпетентен и знает, к кому можно обратиться для решения проблемы. Поэтому он тут же пригласил для консультаций лучших специалистов: разогнанную команду информационщиков НТВ, лучших социологов телевидения. Например, Всеволода Вильчека, который на телевидении больше 40 лет и занимается социологией телесмотрения, был социологом на НТВ, 1-м канале. И изначально на канале «Имедия» все сделано так, как оно должно быть.

Да, так вот, о грузинских каналах. Есть еще маленькие каналы: «Мзе» -- «Солнышко», канал «1 стерео» музыкальный. Он принадлежит одному грузинскому певцу, и там весь день показывают восемь его клипов. И еще несколько мелких каналов, которые не представляют коммерческого интереса. 80 % телевизионного рынка раскладывается между «Имедиа» и «Рустави-2».

-- А какой объем грузинского телевизионного рекламного рынка?

-- Рынок в прошлом году был около 7 миллионов, в этом, по предварительным оценкам, – 8,5 миллионов. Для сравнения, в Украине в прошлом году было 185 миллионов, в России -- порядка двух миллиардов.

- Ну и страна же меньше.

-- В стране 5 миллионов населения. Но все равно это соотношение непропорционально. Население Грузии в восемь раз меньше, чем в Украине, но ведь при этом и уровень благосостояния ниже намного. А рекламный рынок очень зависит от общего состояния экономики.

-- Если рекламный рынок настолько невелик, значит, и телеканалы пока на самоокупаемость не вышли?

-- И «Рустави- 2», и «Имедиа» -- каналы неприбыльные. «Имедия» содержится Патрикацишвили, а «Рустави-2» частично государством, а частично получают деньги от рекламы. Они собирают где-то 3, 5 миллиона.

-- А вы сколько планируете собирать?

-- В этом году мы планируем собирать от трех с половиной миллионов до четырех. Дело в том, что мы еще не изучали возможности грузинского рынка. В отличие от Украины, где все изначально строилось на гораздо более современном уровне, нежели даже в России, в Грузии рынок пока находится в зародышевом состоянии.

-- Кстати, а какая в Грузии ситуация с медиаметрией?

-- В Грузии есть компания IPM, которая раньше вела дневниковую панель. А сейчас украинская AGB, которая потеряла рынок в Украине и их пиплметры стоят не задействованные, будет устанавливать пиплметры в Грузии.

-- Но панель еще пока не развернули?

-- 200 пиплметров уже стоят в Тбилиси. Данные пошли. Этот процесс достаточно быстрый, потому что страна маленькая.

-- А как вы будете продавать?

-- Продавать будем по минутам. На самом деле, нет большой разницы в продаже по минутам и по рейтингам. Это у нас просто принято было для тех, кто не понимает по минутам и кому по минутам покупать дорого. А еще для того, чтобы большое количество мелких фирмочек-перекупщиков убрать с рынка. Такой себе входной билет на рынок: компании, которые не могли себе позволить купить данные, покупать по GRP, естественно, не могли.

-- Какое покрытие у вашего канала?

-- Да, практически, вся страна. Собственно, страна-то маленькая, но есть сложности с рельефом, нужно много вещалок. Да, так вот, возвращаясь к рынку, хочу сказать, что там очень большой ресурс – организация понятной и прозрачной системы продаж. У меня несколько лет назад был опыт размещения одной французской компании на канале «Рустави-2». Так вот французы были несколько обескуражены, потому что там существовало несколько прайс-листов для разных компаний с разными расценками. Но если вы хотите работать с западными клиентами, а не с хозяевами мебельного магазина, то западники должны четко понимать, как им планировать свои компании. Западный человек – это умная машина, и если что-то не укладывается в понятную ему парадигму, начинает пробуксовывать.

-- А в Грузии много западных рекламодателей?

-- Нет. В Грузии рекламодатель с бюджетом более 40 тысяч считается крупным. Дело в том, что сетевые рекламодатели имеют свои представительства либо в Москве, либо, как P&G, в Казахстане, Закавказье и Средней Азии. Какой-то бюджет выделяется на Россию, какой-то на Прибалтику, и совсем маленький бюджет на Грузию. Но если им это не удобно планировать, если рынок не прозрачный, если нет медиаметрии, то они будут избегать этого рынка. Но при выстраивании прозрачных отношений между рекламоносителями, агентствами и рекламодателями у этого рынка есть перспектива.

Вообще, уровень развития рынка хорошо виден по его структуре. В России еще 8 лет назад телевидение занимало гипертрофированно большую часть рынка, сейчас в Грузии тоже на телевидении рекламы огромное количество, а в прессе практически нет.

-- Ну это же свойственно всем растущим рынкам.

-- Ну конечно. Когда 40 долларов минута в офф-прайм, а в прайм от 400 до 600 долларов, то грех там не разместиться. Это на крупных каналах, а на мелких еще дешевле. И причем, это стоимость по прайс-листу, до получения всех скидок. Когда грузинский рынок станет прозрачным, когда появится медиаметрия и все участники рынка поймут, что никто там ничего подкручивать не будет, и что даже если их доля рынка станет меньше, чем они себе представляли, то выиграют они все равно больше, тогда и цены станут выше, и сетевые клиенты появятся.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
915
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду