Выборы без цензуры или нецензурный выбор?

13 Листопада 2003
603
13 Листопада 2003
11:17

Выборы без цензуры или нецензурный выбор?

603
Структура рынка на современном телепространстве уже давно должна была бы привлечь внимание специалистов из антимонопольного комитета. На фальстарт президентской избирательной кампании никто не среагировал, как на фальстарт. То, что забег начнется уже в этом году, стало ясно еще летом. Тогда один из министров поведал о боевой готовности штаба по нейтрализации самого популярного кандидата.
Выборы без цензуры или нецензурный выбор?
Результаты работы этого штаба не заставили себя долго ждать. Поездки этого кандидата по регионам на "форумы демократических сил" начали наталкиваться на жесткое, хотя и весьма топорно организованное сопротивление местных властей. Кризис идей и методов был отчасти подтвержден циркуляром заместителя главы администрации Президента, в котором содержались рекомендации по противодействию. Ничего умнее, чем вытеснять форумы из центра и, предоставляя маленькие залы, заполнять их специально обученными людьми, в штабе придумать не смогли. Ничего умнее, чем минировать здания или ремонтировать площади в регионах тоже не придумали. Впрочем, недостаток интеллектульного политтехнологического потенциала в административном ресурсе штабисты пытаются компенсировать другим ресурсом - медийным.

Естественно, что главная роль была отведена наиважнейшему из современных изобразительных искусств - телевидению, которое по массовости своей аудитории опережает все остальные СМИ вместе взятые. ТВ также лидирует в списке влияния, поскольку ему, согласно соцопросам, доверяют больше, чем газетам или радио. Поэтому, роль Главного Манипулятора не могла быть отведена кому-то другому.

Структура рынка на современном телепространстве уже давно должна была бы привлечь внимание специалистов из антимонопольного комитета. Три дециметровых канала - ICTV, СТБ и "Новый" входят в холдинг, контролируемый народным депутатом, отцом внучки президента Леонида Кучмы Виктором Пинчуком. Три общенациональных - УТ-1, "Студия 1+1" и "Интер" в разной степени подвержены влиянию главы администрации Президента Виктора Медведчука. Оба Виктора, мягко говоря, не питают особых симпатий к третьему - Ющенко. Правда, нелюбовь у них разная, а соответственно и степень ее проявления на подвластных студиях тоже.

Если с холдингом Пинчука все более-менее законно и его структуры владеют акциями, то с каналами, вещающими на общегосударственных частотах ситуация иная. Первый национальный в первую очередь подчиняется известно кому, но уж точно не нации. Исполнительная власть имеет на него несоизмеримо большее влияние, в отличие от законодательной. Этому способствует право Президента назначать руководителя Национальной Телекомпании Украины (НТКУ), в ведении которой и находится Первый национальный канал. Недовольство парламента качеством и избирательностью освещения его работы вылилось в отказ утвердить бюджет НТКУ на 2004 год, поскольку это единственный реальный инструмент влияния Верховной Рады на положение вещей в государственном телевидении. Руководство НТКУ сразу заговорило о введении цензуры и давлении со стороны парламента, ни слова не говоря об указаниях - что и как освещать, поступающих из администрации Президента. Впрочем, кто ди-джея назначает, тот и музыку ему заказывает. А возможные финансовые проблемы вследствие отсутствия госфинансирования могут быть решены при помощи иных фондов, далеких от государственных, а также рекламы.

Сложнее структурам Виктора Медведчука работать с "Интером" и "1+1". Инвестиций от главы СДПУ(О) там нет и не было. Зато есть административное или партийное влияние. Сложно ли держать на крючке "1+1", имея влияние на суды, в то время, когда студия постоянно получает иски, аннулирующие лицензии от холдинга, которым руководит бывший партнер генерального продюссера "1+1" Александра Родняннского Вадим Рабинович. Этот конфликт активно использует третья сила. И будь Роднянский сто тысяч раз прав, решение суда может от этого и не зависеть. Если понадобится. Поэтому, стремясь сохранить телеканал, его руководителям приходится идти на политические уступки.

Другое дело - "Интер". Там партийная дисциплина. Глава правления ЗАО УНТК, продуктом которого и является этот канал, Влад Ряшин - член СДПУ(О). А руководитель информационно-аналитической службы - член политбюро объединенных социал-демократов. До последнего момента присутствия на "Интере" основателя УНТК Александра Зинченко, каналу удавалось удерживать хоть какой-то баланс, ибо Зинченко, изменив взгляды на информполитику канала, пытался провести на нем реформы. Не удалось. Зинченко вышел из руководства СДПУ(О), ушел с канала, а вскоре его исключили из партии. Собственником остался член наблюдательного совета "Ощадбанка", бывший партнер Зинченко, член политбюро СДПУ(О) Игорь Плужников, которому, по большому счету, было все равно какое информационное лицо будет иметь "Интер".

Способом общения с подконтрольными СМИ администрация Президента избрала указания главным редакторам, рассылаемые без официальной подписи по электронной почте. Сие творение получило название "темник". В нем указывается что в новостях или итоговых политических программах нужно указать обязательно, что желательно, а что - ни под каким соусом. Творцам "темника" называют несколько структур - от Центра политологии и конфликтологии, руководимого политологом Михаилом Погребинским до группы московских пиар-технологов, в которой за контент отвечает некий Игорь Шувалов. Кто на самом деле занимается "темниками", точно неизвестно. Эта сфера находится под маркой грифа "секретно" и никто добровольно не признается в составлении оного циркуляра.

Область рассылки "темников" не ограничивается одним ТВ. Его получают все подконтрольные СМИ. Тем не менее, выполнение указаний, по всей видимости, не устраивает отцов-основателей подобного "отношения" к прессе. На форуме журналистов "Выборы без цензуры", состоявшемся 10 ноября в Киеве, глава парламентского комитета по свободе слова Николай Томенко поделился своими наблюдениями и результатами мониторинга: система начала давать сбои. Поскольку о "темниках" в журналистских кругах говорят не один год, а появились они еще во времена кампании, предшествовавшей парламентским выборам, и рассылались из штаба СДПУ(О), новосозданный штаб по нейтрализации Ющенко, начал корректировать свои действия.

Первым "под раздачу" попал "Интер". В сентябре в группе аналитиков там появился новенький - бывший собкорр УТ-1 во Львовской области Валерий Степанюк. В службе информации сразу уяснили - в его присутствии на скользкие политические темы лучше не беседовать. Возможно, новый сотрудник ИАС и обладает аналитическими способностями. Но есть подозрение, что его появление на "Интере" скорее всего связано с тем, что он является однокурсником небезызвестного руководителя главного управления информационной политики администрации Президента Сергея Васильева. Говорят, что Василий Степанюк все чаще указывает журналистам что и как писать, однако последние пока стараются аппелировать к официальному шеф-редактору Алексею Мустафину. Часто небезуспешно. Странно, что под колпак еще не попал "1+1". Впрочем, там коллектив не склонен воспринимать навязанных "сверху" руководителей.

В последние годы сложилась ситуация, когда качество новостей на ТВ сами телевизионщики оценивают количеством удачных попыток выдать в эфир сбалансированный материал. О журналистских ходах, задумках, зачастую, речь уже не идет. Давление на СМИ приводит к нивелированию профессиональных стандартов. Особенно на общенациональных каналах, где у журналистов в борьбе с "темниками" редко остаются сил на оригинальность подачи информации. Хотя, бывает. Особенно на "1+1", где за формой продолжают следить не меньше, чем за содержанием. На дециметровых каналах пока полегче. Но не стоит забывать о том, что основная фаза предвыборной борьбы еще не наступила, а "Новый канал" уже давно сократил объемы информационного вещания, чтобы в итоге не выглядеть, мягко говоря, некрасиво. Тем более, в холдинге Пинчука, упор на информационные программы делает ICTV, а СТБ сохраняет лицо за счет того, что имеет еще и других инвесторов.

В общем, перспективы для прессы на ближайший год не особо радужные. И не только вследствие отсутствия желания или возможностей у руководителей ряда СМИ противиться тому, что называется скрытой цензурой, постепенно переходящей в открытые формы. Парламентский комитет по вопросам свободы слова, общественные организации и международные фонды, борющиеся за права прессы, так и не придумали эффективных методов борьбы с антиконституционными проявлениями.

Противники цензуры избрали путь психологической атаки на журналистов, которые являются не источником, а жертвой цензуры. Устыдить может каждый, зато предложить людям альтернативу - не всегда. Фонды тратят огромные средства на различные мониторинговые и юридические программы защиты журналистов, забывая, что последние тоже люди и принять какое-либо кардинальное решение под силу далеко не каждому. Кроме того, многие из молодых телевизионщиков небезосновательно считают, что, сдавшись, они освободят место более послушным. И как результат, оказываются между двух огней. Как тут расценить рекомендацию Владимира Стретовича засунуть журналистские дипломы куда подальше? Разве это не давление? Только с другой стороны.

Нежелание или отсутствие возможности исправить положение дел в стране в целом или в какой-либо области, в частности, политики сваливают на журналистов. Автору этих строк не раз приходилось слышать, как во всех смертных винят прессу. А ведь мас-медиа являются такой же частью всеукраинского рынка, как и остальные сферы хозяйствования. Они тоже имеют дело с судами, им тоже приходится платить налоги, выдерживать визиты всевозможных инспекций и т.д. Глупо было бы рассчитывать на изменения в отдельной взятой области, пока во всей стране происходит беспредел. Просто к результатам работы СМИ внимания больше, чем к продукции колбасной фабрики. А ответственность у каждого своя и немалая. Ответственность не только перед потребителем, но и перед сотрудниками или инвесторами, которые не хотят стать заложником политики. И если "колбасникам" от политики легче откупиться, то в средствах массовой информации не так все просто. Вот и получается замкнутый круг: лицензии выдает государство, суды не всегда пользуются правом, да и налоговики не совсем самостоятельны, поскольку налоговое законодательство мутное, а судебная система просто кричит о реформе. Многое, конечно, зависит от чистоты капитала, вложенного в СМИ, что обуславливает поиска соответствующего прикрытия. Прикрытия, которое не всегда желает соблюдения этических норм работы журналиста. Круг замкнулся в точке необходимости глобальных перемен в государстве. А нынче менять страну можно разве что путем покупки билета на самолет. С вещами.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
603
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 605
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду