Вынужденное рабство
Бесплатный труд практикантов в американских СМИ становится одной из главных форм журналистской занятости.
Любой человек хотя бы с одним работающим полушарием головного мозга мог предсказать падение газет, этих кип бумаги с копчеными заголовками. Но как же журналы? Ведь они такие блестящие и удобные – истинное удовольствие для рук и глаз. Увы, в США журналы массово закрываются либо максимально сокращают свои расходы.
К чему же, в конечном результате, это явление приводит целые толпы свежих выпускников, изучавших английский и приехавших в Нью-Йорк в поисках работы своей мечты? К их числу, увы, принадлежу и я.
Спустя два года после окончания колледжа, с определенным опытом журналистской работы (включая оный в Украине), я считала свои шансы на трудоустройство вполне пристойными.
Но сегодня никто не удивляется, когда я говорю, что работаю практикантом на две медиакомпании – причем на одну совершенно бесплатно, а во второй получаю 30 долларов за рабочий день.
Во времена кризиса работа практикантом в СМИ превратилась в целый институт, форму современного рабства.
Многие издания не могли бы продолжать свою работу, если бы не бесплатный труд практикантов. А ведь этот труд в респектабельных журналах – задача нелегкая. Хотя бы для того, чтобы ваша кандидатура на неоплачиваемую должность была рассмотрена, необходимо предоставить несколько рекомендаций, образцы статей, а также написать пробное эссе.
Во время одного собеседования на позицию практиканта издатель журнала не постеснялся спросить, имеется ли у моей семьи возможность меня поддерживать: «Я работал здесь три года, перед тем как получить первую зарплату», – сообщил он, разбив мои иллюзии. Позднее обнаружилось, что над журналом на добровольных началах работал едва ли не целый штат редакторов. «Кто же эти идиоты?» – самонадеянно подумала я.
Спустя четыре месяца я все еще гну спину на тот же журнал, получив повышение в звании, но не в оплате. Долгое время работы я надеялась, что этому лимбу придет конец. Однако конец пока приходит только все новым глянцевым журналам.
Давеча закрылся Men’s Vogue, за неделю до него – Radar, еще неделей ранее – Cosmo Girl. Перед тем были Jane, American Jewish Life, Teen People, House and Garden, Elle Girl – список можно продолжать.
Некоторые из этих журналов после смерти ведут смутную жизнь в Интернете, после того как десятки, а в некоторых случаях и сотни штатных сотрудников попали под сокращение. Над сайтами работают крохотные коллективы. Контент, по большей части, обеспечивают блоггеры, на скорую руку пишущие неряшливые тексты, которые никто не собирается редактировать. Или же предполагаемый редактор уже оказался уволенным.
Молодые журналисты все чаще занимаются публикацией своих текстов на собственных небольших ресурсах. Самые активные получают доходы от рекламы. Существуют десятки тысяч блогов на любые из возможных тем, рассчитанных на какую угодно аудиторию. Хотите почитать об инновациях в деле разведения овец? О камбоджийской рок-музыке? Пожалуйста. Однако когда новизна информации важнее ее качества и глубины, вниманию читателя чаще всего предлагаются сплетни о знаменитостях и политические спекуляции.
А я пока что переставляю слова и меняю шрифты в своем резюме, надеясь, что скоро обнаружу выигрышную комбинацию. Предпочитаю не замечать многочисленных журналистов, подающих резюме на те же позиции, что и я. Сайты объявлений, вроде Craigslist, и более специализированные, рассчитанные на медиааудиторию – Media Bistro, Journalism Jobs и Ed2010– дают точную картину происходящего: буквально тысячи людей претендуют на считанные вакансии.
Есть ли у меня иные варианты, кроме поиска работы фрилансером в Украине?
Сабрина Яси – американская журналистка, автор документальных фильмов. Живет в Нью-Йорке.
Алла Лазарева, президент Института массовой информации, о практикантах во Франции:
- Во французских медиа эксплуатация стажеров чаще всего имеет место на телевидении. В печатной печати и на радио профсоюзы традиционно присматривают за соблюдением конвенции о стажировке, которую компании подписывают со стажером перед началом работы. Этот документ содержит, в частности, предельные сроки пребывания стажера в редакции. По его окончании журналист или студент должен либо прекратить свое регулярное и безвозмездное сотрудничество с массмедиа, либо изменить статус: стать платным корреспондентом или даже штатным сотрудником.
На французском телевидении - так исторически сложилось - профсоюзы не настолько влиятельны, и кандидаты на трудоустройство иногда остаются стажерами, как и в Штатах, вплоть до года. Путем системной реформы общественного вещания, которую ныне начал президент Саркози, ситуация улучшиться не сможет: запланированы многочисленные увольнения штатных работников, и в частности журналистов. Большинство тележурналистов стараются получить дополнительную квалификацию оператора, надеясь самостоятельно и снимать, и комментировать собственные сюжеты.
Материал впервые опубликован в журнале «Детектор медіа» №1-2/2009. Не забудьте подписаться на журнал, это имеет смысл.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Сабрина Яси, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
3
чужая своя
5741 дн. тому
Я не настолько люблю "искусство", чтобы работать за те копейки, которые платят сегодня на ТВ и в кино. Тем более, что творчеством в вышеупомянутых местах и не пахнет. Поэтому успешно переквалифицировалась в другой сфере. Такакя ситуация будет продолжаться достаточно долго.
своя
5742 дн. тому
извените што пешу с ошипками. По професии я журналист и миня уволили...
[чужая для государственной ХОДТРК // 03.03.2009 12:35:58
Девченки жалуются, что сейчас и вовсе обнаглели. Все деньги идут неизвесно куда. Хорошо што я уволилась одтуда.]
чужая для государственной ХОДТРК
5742 дн. тому
Рабство есть не только в Америке. На Харьковской телерадиокомпании руководство не платит журнилисту, оператору и монтажеру за видеосюжеты, которые до кризиса оплачивались- и то частично- в конвертах. Девченки жалуются, что сейчас и вовсе обнаглели. Все деньги идут неизвесно куда. Хорошо што я уволилась одтуда.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ