Олимпиада-2008: что нужно знать журналисту для работы в Китае
Китайские власти надеются, что журналисты будут работать непредвзято. Нужно быть готовым к некоторым ограничениям.
За последние годы условия работы журналистов в Китае изменились кардинально. Поездки в Китай для освещения различных крупных мероприятий в последние 9 лет – официальные визиты, заседание парламента КНР, международные выставки, съезды Компартии Китая и полет первого космонавта – дают возможность говорить об этом с полной откровенностью. И нужно отметить, изменения происходят в лучшую сторону. Ранее в КНР жестко контролировалась активность СМИ, и журналист, особенно иностранный, редко мог получить ту информацию, к которой ему не хотела дать доступ китайская сторона. Сегодня здесь все выглядит по-иному.
Несколько лет назад уже на стадии получения китайской визы (работа иностранного журналиста в Китае без соответствующей визы и аккредитации – вне закона) журналисту необходимо было раскрыть свои творческих планы и попытаться получить содействие принимающей стороны в освещении интересующих тем и событий. Только в этом случае можно было бы с определенной степенью уверенности ожидать, что командировка будет успешной, а задание редакции – выполненным. Чем детальнее эти планы были проработаны до поездки, тем меньше трудностей возникало уже в самом Китае. Как правило, находясь на месте, журналисту было сложно менять запланированное.
По приезду иностранные журналисты сразу попадали под неусыпный контроль помощников и гидов-переводчиков, которых им предоставляла принимающая сторона. В хорошо подготовленных поездках такой помощник брал на себя львиную долю забот по организации времяпрепровождения, интервью, поездок, съемок, экскурсий и даже досуга. С одной стороны, это значительно облегчало работу, с другой – жестко ограничивало возможность выйти за рамки программы и сделать больше, чем планировалось. А такое желание возникает сразу, как только начинаешь намного ориентироваться в новой для себя обстановке. Раньше для этого потребовались бы затяжные переговоры с гидом, который в лучшем случае попытался бы согласовать изменения с вышестоящей инстанцией, в худшем – вы бы сразу получили вежливый отказ. Преднамеренно «выпасть» из-под зоркого ока иностранцу в Китае едва ли возможно. Однако такая жесткая опека порой спасает от неприятностей – один знакомый журналист рассказывал, как потерялся в Пекине и не смог найти дорогу к гостинице (ввиду языкового барьера и изрядной порции выпитого вечером спиртного). Наутро его, отчаявшегося, неизвестные ему китайцы подобрали на улице и доставили в номер отеля, даже не попросив вознаграждения. Доводилось слышать немало других историй, когда журналисты даже не догадывались, что за ними «следят». Так гид, который всю поездку говорил исключительно на английском, мог, в конце концов, оказаться знатоком русского или даже украинского языка, и, следовательно, имел о вашей работе больше представления, чем вы того желали. Все это реалии прошлого.
В процессе подготовки к Олимпиаде Китай усовершенствовал свои подходы в работе со СМИ. Контроль перестал быть таким жестким, и сегодня журналисты вольны сами выбирать себе гидов, которых могут заказывать в специально аккредитованных агентствах на коммерческой основе, и даже работать в Китае, полагаясь лишь на собственные силы и везение. Последний вариант, однако, по-прежнему, является сложным. Хотя, например, уже для интервью не требуется долгих согласований с властями – достаточно согласия самого интервьюируемого.
Изменился подход китайских властей в сфере информационных технологий. Общеизвестно, что в Китае блокировался доступ к определенным интернет-ресурсам, цензурировались трансляции иностранных спутниковых каналов и т. д. Эта практика есть и сегодня, но на работе журналистов она мало сказывается, поскольку доступ был открыт из гостиниц и пресс-центра съезда Компартии Китая. В то же время в интернет-кафе он оставался ограниченным. В преддверии Олимпиады китайская сторона пошла на дальнейшее послабление существовавших ранее запретов. Беспроводной широкополосный интернет будет бесплатно доступен пользователям на всей территории Пекина.
Впервые в столице Китая в обычных газетных киосках появится иностранная пресса. Причем власти делают все возможное, чтобы издания из Европы и США можно было бы купить в день их выхода. Иностранные телекомпании получили права беспрепятственной трансляции вживую не только с олимпийских объектов, но и из любой точки города и даже святая святых – Площади Тяньаньмень, куда в обычные дни вход с профессиональной видеоаппаратурой возможен лишь по специальному разрешению.
Телевидение Китая приняло решение вести трансляцию открытия игр, соревнований и церемонии закрытия с 8-го по 24 августа исключительно в прямом эфире, даже без практикующейся для технических нужд 30 секундной задержки. По предварительным данным, общее время трансляции Центральным телевидением Китая событий Олимпиады превысит 2500 часов. Иностранные компании – владельцы прав могли купить часть этого времени для трансляции на свои страны. В Украине эксклюзив у Первого национального, который, по некоторым сведениям, купил права на примерно 10%, т. е. около 200 часов трансляции. Украинские спортсмены – а их поедет в Пекин более двухсот – будут участвовать в большинстве видов состязаний. А вот «сборная» украинских журналистов в Китае будет весьма немногочисленной – около 20 человек. Это капля в море, если учесть, что в Пекине в дни Олимпиады ожидают высадку международного журналистского десанта в 30-35 тысяч человек. Я не припомню, чтобы какое-либо другое событие современности привлекало внимание такого числа пишущей и снимающей братии. Дело не столько в спорте, сколько в интересе к самому Китаю. В Пекин стремятся главным образом те, кто будет рассказывать о том, как изменилась эта страна за годы реформ, как сегодня в результате внутренних трансформаций она превращается в супердержаву. Олимпиада должна продемонстрировать миру этот новый Китай.
Работа в этом направлении уже ведется. С 8 июля – за месяц до открытия Игр – в Пекине заработал олимпийский пресс-центр. Его возможности и оснащенность удивили даже видавших виды специалистов. Точнее, пресс-центров для нужд Олимпиады-2008 аж три. Это Главный пресс-центр и Международный вещательный центр, рассчитанные, соответственно, на 5 600 аккредитованных журналистов и 12 тысяч сотрудников телекомпаний, купивших вещательные права. Кроме того, Пекинский международный медиацентр станет пристанищем для еще более чем 5 тысяч (другие называют цифру до 10 тысяч) журналистов, которые не имеют прав доступа к олимпийским объектам и приехали в Пекин для освещения не только спортивных мероприятий. Китайские власти заявляют, что стремятся обеспечить максимум комфорта в работе СМИ. Так, среди сотрудников пресс-центров работают волонтеры, которые прошли специальную подготовку для оказания помощи журналистам. Часть из них – иностранцы, готовые в любую минуту прийти на помощь.
Тем не менее, журналистам следует быть готовыми и к некоторым ограничениям. Как минимум, они должны быть осведомлены о существовании «Правил освещения игр иностранными журналистами», которые были обнародованы в конце 2007 года в так называемом Путеводителе услуг. Так, статья 4 гласит: журналист может въехать в Китай лишь при наличии соответствующей визы – тип J-2 и аккредитации, количество аппаратуры, ввозимой в Китай, должно быть соизмеримо задачам журналиста, и вся аппаратура по прибытии на границу должна быть зарегистрирована при участии компетентных представителей МИДа КНР и иметь соответствующие сопроводительные документы. Согласно статье 6, интервью журналиста с гражданами КНР возможно лишь после предварительного согласия последнего. Статья 7 разрешает иностранным журналистам нанимать китайских граждан для помощи в журналистской работе, но лишь в специальных фирмах, имеющих право предоставлять услуги иностранцам. Статья 8 указывает, что к Олимпиаде появится еще один «медиапутеводитель» для иностранных СМИ, но насколько известно, пока он только формулируется.
Отчасти эту работу за Китай уже проделали иностранные неправительственные организации, например, Human Rights Watch, которая издала справочник о том, что можно, а что не рекомендуется делать журналисту в Китае. Большая часть брошюры касается проблемных вопросов, в освещении которых могут возникнуть трудности прежде всего у журналистов, первый раз прибывающих в Китай и слабо знакомых с китайскими реалиями. Скорее всего, в короткой поездке журналисту едва ли удастся столкнуться с описанными в нем фактами и событиями непосредственно. Однако не исключено, что Игры будут сопровождаться незапланированными инцидентами, как и то, что, безусловно, новичка поразит количество сотрудников служб безопасности в Пекине. Став случайным свидетелем протестов или политических манифестаций и даже арестов, журналист должен сам решить, как освещать их, исходя из собственных знаний и понимания данного вопроса. Китайские власти, принимая во внимание все существующие в стране проблемы, не исключают инцидентов, которые едва ли удастся скрыть от журналистского ока, и уже заявили, что не ожидают однозначно позитивного освещения Олимпиады. В то же время китайские власти надеются, что освещение самих Олимпийских Игр, как и связанных с ними событий, будет «правдивым и непредвзятым» и позволит иностранной аудитории, в том числе в Украине, увидеть настоящий Китай. Это, в добавление ко всему сказанному выше, тоже неплохой совет.
Алексей Коваль, член Украинской ассоциации китаеведов
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ