Виктория Семененко: «Сейчас бум спутниковых каналов, так что у нас работы только прибавляется»
Управляющий партнер группы Maxximum рассказала «ТК», каково в Украине продавать рекламное время на нишевых каналах.
«Детектор медіа» беседует с Викторией Семененко, управляющим партнером группы компаний Maxximum, объединяющей дом продаж Maxximum Advertising (МА), медийное рекламное агентство Maxximum Consulting и спутниковый телеканал Maxxi TV. Maxximum Advertising более всего соответствует имиджу «нишевого посредника» – то есть продает на рынке рекламное время на таких нишевых телеканалах, как Ru Music, News One, Maxxi TV, «Меню-ТВ» и Star TV.
К нынешним достижениям сейлз-хауса Maxximum Advertising можно отнести заключение договоров с «Меню-ТВ» (в декабре) и Star TV (в феврале), к потерям – прекращение сотрудничества с «КРТ» («Киевская Русь Телевидение») и ТРК «Киев». С Викторией мы говорим о результатах работы дома продаж в прошедшем году, планах на 2008 год, а также о специфике сотрудничества дома продаж с нишевыми каналами. Затронули мы в беседе и перспективы спутникового канала Maxxi TV, который группа компаний Maxximum запустила 1 сентября 2007 года.
– Виктория, Maxximum Advertising («МА») специализируется на продаже рекламного времени на нишевых каналах. В чем специфика работы с такими клиентами? В чем преимущества небольшого сейлз-хауса перед большими домами продаж?
– Сложно говорить о преимуществах. Есть лишь своя специфика. К примеру, недостаток технического покрытия нишевые каналы компенсируют аффинитивностью – четким попаданием в целевую аудиторию. Других преимуществ нет. Наши каналы все узконаправленные, они бьют четко по своей аудитории, соответственно, все имеют очень высокий показатель по целевым рейтингам. А это, в принципе, невозможно для национальных каналов, которые смотрят все. Вот если у больших каналов узко обрезать целевую аудиторию, то сразу упадет показатель аффинити. Поэтому специфика у нас одна – по сравнению с эфирными каналами, у наших небольшое техническое покрытие, но при этом достаточно высокий показатель попадания – аффинити.
– Какие категории рекламодателей наиболее активно рекламируются через кабельные каналы?
– У нас на всех каналах разные рекламодатели. Естественно, к нам охотнее идут те, у кого большие телевизионные бюджеты. Но клиентов, у которых нет больших бюджетов, например, небольших сетей (одежда, обувь), у нас тоже хватает: мы дешевле. Поэтому нельзя сказать, что у нас только крупные или только мелкие рекламодатели. Все наши каналы разные, в комплексе они интересны рекламодателю, который целится на 16+, по отдельности – в зависимости от целевой аудитории. К примеру, Ru Music – более молодежный канал, и хотя в аудиторию входят и мужчины, и женщины, он все же больше молодежно-мужской, поскольку в программном наполнении присутствуют программы, направленные на молодых мужчин. Maxxi TV – сугубо женский. Сейчас начали появляться показатели по рейтингам. «Меню-ТВ» я бы назвала семейным, у него взрослая аудитория – за счет того, что мы, украинцы, в основном, готовим дома. News One, как и каждый новостной канал, мужской. У Star TV – подростковая аудитория.
– Есть ли у вас эксклюзивные предложения для рекламодателей?
– Смотря, что вы подразумеваете под «эксклюзивными предложениями». Система скидок – это святое. Но это арифметическая зависимость – не более.
– В борьбе за рекламные бюджеты сейлз-хаусы выходят «на тропу войны». Как складываются ваши отношения с конкурентами – другими домами продаж?
– Я вообще не люблю слово «конкуренты». Когда ты работаешь на определенном рынке, есть понятие партнерских отношений и просто деловых отношений. Возможно, кто-то думает по-другому, но медийный рынок отличается от всех остальных. Здесь конкурентов не существует в принципе: все варятся в одной каше, все друг другу помогают. Да, бывает борьба на период тендера. Тогда в течение двух недель мы – оппоненты. Но это же только в течение двух недель.
– Что означает «партнерские отношения»? Речь идет о договоренностях с большими домами продаж?
– У нас нет таких договоренностей ни с одним из селлеров. Медийное агентство Maxximum Consulting работает со всеми домами продаж: со «Сферой-ТВ», с «Интер-рекламой», с МА, с «Приоритетом». Но это не какие-то кулуарные договоренности. Крупным селлер, которые продают эфирные каналы, мы неинтересны. У нас разная специфика, разные каналы. Мы выбрали достаточно узкую специализацию и не отходим от нее. Продавать эфирные и продавать спутниковые каналы – это разные вещи.
– Но ведь у вас был опыт сотрудничества с эфирными каналами…
– «КРТ» с техническим покрытием около 30% сложно назвать полноценным эфирным каналом. У спутникового Ru Music, например, техническое покрытие – 40%. Так что это примерно одноуровневые каналы. И хотя там есть эфиры, а тут только спутник или кабель, это лишь технология доставки сигнала до конечного потребителя. А мы работаем с аудиторией, а не технологией.
– МА прекратил продажу рекламы на «КРТ», хотя контракт был подписан до 31 декабря 2008 года. Почему вы разорвали договоренности?
– У нас с каналом разное понимание медийного рынка как такового, рынка телерекламы. Есть какие-то правила, по которым играет весь рынок. У телеканала другое видение. И для того чтобы не мешать друг другу, мы решили просто разойтись.
– Учитывая то, что «КРТ» до сотрудничества с вами не продавал свое рекламное время, вы удовлетворены результатами работы с каналом?
– Мы сотрудничали в течение четырех месяцев и как раз только нашли для них оптимальную схему продаж. Но, к сожалению, канал ее не принял.
– Насколько удачной была ваша работа с ТРК «Киев»?
– ТРК «Киев» – бюджетная организация. Когда они к нам обратились в начале июня 2007 года, мы посчитали по определенным показателям, договорились и начали сотрудничество. Когда заканчивался год, у них сменилось руководство и изменилось видение ситуации. Они не подписывают долгосрочные контракты, потому что являются муниципальным каналом. Канал «Киев», как вы понимаете, очень специфичен – это не совсем коммерческий проект.
– Планируете ли в дальнейшем возобновить сотрудничество с ними?
– Пока мы не подписывали новый контракт. Мы договорились возобновить переговоры по истечении какого-то времени. На канал пришел новый человек, ему нужно освоиться, понять, что к чему. Насколько мне известно, они сейчас ведут переговоры с другими селлерами.
– С кем сейчас МА ведет переговоры о возможной продаже рекламного времени?
– На данный момент пул сформирован. Если появится нишевый канал того направления, которого нет у нас, будем с удовольствием рассматривать предложение. А пока 50% рекламодателей, которые у нас были в 2007 году, уже подписали условия и определились с нами. Если и будет какое-то сотрудничество с новым нишевым каналом, то, скорее всего, только во втором полугодии.
– А как насчет каналов третьего эшелона? Тот же ТОНИС, например, 5 канал? Вы им не хотите предложить сотрудничество?
– Честно говоря, нет. Кто-то умеет продавать большие эфирные каналы, кто-то работает с нишевым продуктом. Я за четкое позиционирование: объять необъятное невозможно. Между прочим, аналогичной политики придерживаются большие селлеры: они не берут нишевые каналы. Да и сейчас бум спутниковых каналов, так что у нас работы только прибавляется.
– Виктория, как вы оцените прошедший год – и с точки зрения эффективности работы МА, и с точки зрения полученной сейлз-хаусом прибыли?
– Я – владелец основного пакета и я очень довольна работой МА. По прибыльности свои прогнозы на 2007 год мы выполнили.
– Вы наверняка спрогнозировали прибыль на следующий год…
– Планируем, что рост по объемам составит уровень инфляции плюс 35–40%. Но если рост будет равен медиаинфляции, то есть 30%, это нас тоже устроит.
– В декабре прошлого года вы заполучили телеканал «Меню-ТВ», обойдя в борьбе «Сферу-ТВ». Чем ваше предложение было лучше?
– Это вопрос к телеканалу, потому что я не знаю, что предлагала «Сфера». Достаточно сложно комментировать ситуацию, поскольку я не понимаю, по каким критериям канал нас оценивал. Кстати, там не было открытого тендера. О том, что в переговорах участвовала «Сфера», мы узнали из СМИ.
– Руководители «Меню-ТВ» заявили изданию «МедиаБизнес», что ожидают получить 2 млн гривен прибыли от рекламы в этом году…
– Это реальный прогноз.
– Вот что интересно: это же первый год существования «Меню-ТВ». А сколько в среднем нишевые каналы зарабатывают за первый год?
– В среднем – это та цифра, которую озвучили в «Меню-ТВ». На первом году жизни все зависит не так от программной концепции, как от технического покрытия. Канал ведь новый, и многие его включают просто ради интереса. Если у канала 3% технического покрытия, то понятно, что рейтинга не будет никакого. Поэтому прибыль и для «Меню-ТВ», и для Maxxi TV будет зависеть от того, насколько активно каналы будут развивать свою сеть.
– Какая динамика роста заполняемости рекламных блоков на каналах, с которыми вы работаете?
– По сравнению с 2006-м годом заполняемость выросла. То есть, в целом показатели заполняемости были приличные. В те месяцы, когда заполняемость зашкаливает на эфирных каналах (ближе к концу года), у нас она тоже близились к 100%.
– Как вы оцениваете перспективу самостоятельной продажи рекламного времени телеканалами, например группой Пинчука, которая основала «Новую коммерческую телегруппу» и в перспективе – нам говорили только о перспективе – планирует продавать не только спонсорство , но и прямую рекламу?
– Она возможна, если они купят всех интеррекламовских людей :). Имея свой сейл, я не могу быть абсолютно объективна. Мне кажется, что консолидированная продажа каналами спонсорства может быть оправдана. Особенно на больших каналах, где много проектов, где есть product placement. Напрямую гораздо быстрее и плотнее идет связь между рекламодателями и каналами. А в самостоятельной продаже прямой рекламы я не вижу смысла. Зачем ломать схему, которая работает и приносит прибыль? Эта «устаканившаяся» схема приживалась не полгода – весь рынок к ней уже привык, все уже достаточно жестко структурировано. Селлер выстроил свою политику, есть определенные правила продажи. В любом случае новая структура, не продававшая ранее прямую рекламу (а прямая реклама и спонсорство – очень разные вещи), должна будет входить в курс дела, чтобы все отстроить. Так зачем ломать, чтобы затем строить? Смысла никакого, разве что купить «Интеррекламу» и присоединить ее.
– Вы говорите, что продажа прямой рекламы и спонсорства – это абсолютно разные вещи. Но ведь МА занимается и тем, и тем?
– У нас каналы другие и не такой огромный объем. Внутри агентства этим занимаются разные отделы. Они если и пересекаются, то на уровне руководства. Что касается эфирных каналов с громадным производством, то у них очень много возможностей по продаже и спонсорства, и product placement, и других совместных с рекламодателем коммуникаций. Это очень большой кусок работы, наверное, такой же по значимости, как и прямая реклама.
– Насколько увеличивается количество желающих стать спонсорами на телеканалах, с которыми вы работаете? Какие факторы на это влияют?
– Безусловно, многое зависит от продукта, причем неважно – своего или чужого. Чем больше хорошего продукта, подходящего спонсору по целевой аудитории, по духу, стилю etc., тем больше спонсорства. О «Меню-ТВ» и Maxxi TV еще рано говорить, только-только начинаются разговоры о спонсорстве. С Ru Music по-другому: если раньше мы предлагали спонсорство рекламодателю, то теперь рекламодатель уже сам проявляет инициативу. А на News One спонсорство невозможно – это новостной канал. Там могут быть разве что сюжеты или деловые новости.
– Какой из «ваших» каналов наиболее быстро растет в цене?
– Ru Music растет быстрее, чем остальные, а News One – медленнее. Где-то инфляция 15%, где-то – 35%, но в целом – 25-30%.
– За счет чего растут показатели каналов, в частности, Ru Music?
– За счет технического покрытия и программного наполнения, за счет того, что выдерживается формат канала. Потом, Ru Music – самый взрослый из наших каналов, потому что все наши нишевики – дети маленькие, всем год-два.
– Повлияли ли как-то на продажу рекламного времени на Ru Music и News One их конфликты с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания?
– По большому счету, рекламодателю абсолютно все равно, его это не касается, да и нас тоже не касается. Это нюансы телеканала. Нацсовет – такой же регуляторный орган, как, например, налоговая инспекция. Если у нас будут проблемы с налоговой, это же не означает, что у телеканала они должны быть? Пока у телеканала есть лицензия на вещание, нас не касаются нюансы взаимоотношений. Если же телеканал будет лишен лицензии, мы не сможем работать.
– Для вас будет ощутимым запрет рекламы и спонсорства алкоголя на телевидении?
– У нас практически нет алкогольных брендов. Есть Nemiroff, хотя я не буду утверждать, что это все. Но в целом процент очень маленький. Спонсорства у нас тоже почти нет. На Ru Music – это молодежные бренды, на Maxxi TV – косметика, на «Меню-ТВ» – техника, посуда. Поэтому по спонсорству запрет алкоголя точно ударом не станет, а что касается прямой рекламы – то в 2007 году там и так был маленький процент.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ