Дмитрий Томашпольский: «Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне — одновременно»

Дмитрий Томашпольский: «Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне — одновременно»

20 Липня 2015
3419
20 Липня 2015
09:10

Дмитрий Томашпольский: «Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне — одновременно»

3419
Украинский кинорежиссер, начавший сотрудничать с телекоммуникационным провайдером «Воля», рассказывает о своем отношении к инновациям и современным технологиям в кинематографе
Дмитрий Томашпольский: «Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне — одновременно»
Дмитрий Томашпольский: «Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне — одновременно»

Украинский телекоммуникационный провайдер «Воля» начал сотрудничество с украинским кинематографом. В начале года «Воля» заключила соглашения с украинскими студиями и начала показывать на собственных киноканалах «Воля Cine+» отечественную классику. Теперь же каналы «Воли» начинают показывать современное украинское кино.

 

11 июля на телеканале «Воля Cine+ Mix» состоялась телевизионная премьера фильма «F 63.9 Болезнь любви» от дуэта украинских мастеров жанрового кино Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко. Об этом фильме, который минувшей осенью вышел в кинопрокат, «Детектор медіа» писала уже не раз, общаясь с режиссерами.

 

В этом интервью, предоставленном «Детектор медіа» пресс-службой компании «Воля», Дмитрий Томашпольский рассказывает об инновациях и современных веяниях в украинском кинематографе.

 

«Хороший фильм можно и нужно смотреть абсолютно на разных носителях и в разных вариантах»

 

- Дмитрий, сейчас многие пользователи интерактивных ТВ-сервисов смотрят кино на своем планшете или мобильном. Для вас принципиально, на каком экране публика видит ваши произведения? Как вы сами любите смотреть кино? Как относитесь к новым технологиям?

 

- В последнее время я часто над этим задумываюсь. Мы сейчас занимаемся не только прокатом своих фильмов, но и кинематографом как таковым. И я пришел к выводу, что существуют разные аудитории, и у каждого формата она своя. Что интересно, между собой они не пересекаются: у телевизора аудитория одна, у кино и театра - другая, а у интернета - вообще третья.

 

Эти три аудитории, в свою очередь, делятся на подкатегории. Например, среди веб-зрителей я знаю людей, которые принципиально смотрят кино, скачивая его из интернета, потому что такое видео получается более качественным, чем в онлайне. Но есть и любители смотреть через браузер.

 

В кинотеатре со зрителями, конечно же, смотреть комедию лучше; но кто сказал, что нет аудитории у планшета? Если вы вдвоем, это уже массовый просмотр; ну а когда один, то это интереснее, тщательнее, особенно в наушниках...

 

- А касательно размера экрана?

 

- Мне кажется, принципиальной разницы - если это настоящее кино - нет. Разве что это какое-то специальное кино, но таких фильмов уже давно не видел. Мое мнение простое: хороший фильм можно и нужно смотреть абсолютно на разных носителях и в разных вариантах. Например, мы с женой - моей коллегой-режиссером Аленой Демьяненко - несколько лет смотрим фильмы на ноутбуке, грубо говоря, на животе, лежа. На моем животе :) И я с трудом себе представляю, смогу ли когда-то смотреть телевизор, потому что уже лет 15 у меня его нет. Но собираюсь приобрести. Особенно после того, как «Воля» открыла свои киноканалы.

 

«Мне очень нравится, что интернет-телевидение начало подстраиваться под конкретного человека»

 

- В последнее время очень меняются привычки зрителя. Раньше было несколько передач, которых все ждали, подстраиваясь по времени. Сейчас же все наоборот - кино, телевидение подстраиваются под зрителя, у которого стало меньше свободного времени. И здесь на помощь приходят новые технологии интерактивного телевидения. Что вы об этом думаете?

 

- Я считаю, это очень правильно. Зависимость человека от телевизионной программы немного унизительна. Без преувеличения. Я не говорю о рекламе, об абсолютно некорректном поведении телеканалов, которые перебивают фильмы и передачи по 15-20 раз. Поэтому мне очень нравится, что телевидение, главным образом интернет-телевидение, начало подстраиваться под конкретного человека. Когда-то об этом можно было только мечтать - в удобное время смотреть любой фильм, который тебе понравился.

 

Вообще, я категорически приветствую инновационность во всем. Во-первых, новые технологии в производстве, позволяющие снижать стоимость кино и дающие авторам фильмов больше свободы; во-вторых, удешевление и упрощение технологий смотрения. На наших глазах происходит не просто серьёзная революция - я вполне допускаю, что сбывается мечта Андрея Арсеньевича Тарковского о том, что придёт время и кино станет таким же авторским видом искусства, как литература, живопись или музыка. Пока это еще не реализуется в полной мере, есть только единичные случаи. Но время придёт, и режиссёры будут создавать фильмы для специальной узкой аудитории. А эта аудитория будет ждать эти фильмы.

 

Можно, конечно, пофантазировать, и тогда придумается что-то невероятное, после чего будет даже жалко уходить из жизни. Уже сейчас некоторые вещи трудно себе представить. Для меня, например, это передача фильмов на расстоянии, по воздуху - нечто из разряда фантастики и сказок. Вообще, мы живём в абсолютно сказочное время, когда сказки становятся реальностью, за что должны сказать спасибо технологиям.

 

- Есть ли необходимость модернизировать сам процесс съёмки? Чтобы соответствовать новым веяниям?

 

- Я об этом и говорю. Неминуемо. Я даже вполне допускаю создание и демонстрацию фильма в онлайне - одновременно.

 

- Только надо научиться делать это без дублей...

 

- Мы находимся на пороге какой-то сумасшедшей революции, когда может произойти все что угодно, когда технические штуки смогут творчески использовать сами создатели фильмов как полноправные участники технологической цепочки. Это всё впереди. И произойдёт это, думаю, в ближайшие пять - семь лет.

 

- В вашей съёмке уже есть какие-то инновации?

 

- Пока нет, мы работаем в классической, я бы сказал, академической манере. Работаем по старинке, но, естественно, снимаем все в цифре. Однако не исключаю, что в самое ближайшее время попробуем что-то новое. Это стоит того.

 

- Есть мнение, что развитию украинского кинематографа будет способствовать развитие платного телевидения. Согласны ли вы с этим?

 

- Да, несомненно, и чем быстрее это произойдёт, тем будет лучше для всех. Вообще, это единственно правильный путь. Он хорошо работает во всем остальном мире. Поскольку мы собираемся идти в сторону цивилизации, то должны видеть, что происходит в мире правильного, и следовать этим путём. Я очень надеюсь, что это произойдёт.

 

- А чего нам не хватает на этом пути?

 

- Пока еще мешает человеческий фактор - люди старой формации, от которых зависит отрасль. Дело не только в возрасте, речь о психологии. Поэтому должно прийти новое поколение, которое не боится и которому нравится экспериментировать.

 

- Готова ли аудитория?

 

- Аудитория будет вынуждена это принять. Молодежь - точно. А ориентироваться на тех, кто не готов, мне кажется, не нужно.

 

 

«Современное украинское кино переживает ренессанс, и очень хочется, чтобы это увидел зритель»

 

- На протяжении года, со времени первого представления «Болезни любви» украинской публике, вы вместе с Аленой провели много встреч со зрителями в кинотеатрах. Как публика реагирует на ваш фильм?

 

- Когда в кинотеатре «Киевская Русь» у нас была премьера, это был очень серьезный успех. Зритель тогда очень хорошо принял фильм. А если измерять смех по пятибалльной шкале, то «пять с плюсом» было на Одесском международном фестивале. Там люди смеялись сильно, даже до неприличия. Когда же фильм перешел в стадию мелодрамы, я даже слезы видел. Хорошие слезы.

 

Ну и Париж... В Париже нас тоже впечатлил показ фильма, потому что мы боялись, поймут ли наши шутки французы. Поняли :)

 

- У вас роли исполняют представители разных стран - француженка Нина Сол, украинец Алексей Зубков, россиянка Светлана Крючкова...

 

- ...оператор-грузин Виген Вартанов...

 

- По-вашему, интернациональный состав съемочной группы - это преимущество современного украинского кино?

 

- Дело в том, что это нормальная практика: в европейском кино практически не существует в чистом виде фильмов, в котором снимаются жители только одной страны. А поскольку у нас 50 % финансирования от Госкино Украины, а 50 % было французским, то должны были участвовать и их представители. Был достаточно серьезный кастинг, во Франции мы принципиально искали особенную женщину. Это тот же подход, который Рязанов применил в «Иронии судьбы»: ему нужна была необычная женщина, в которую влюбились бы все мужчины Советского Союза. И он взял иностранку - Барбару Брыльску.

 

Нам тоже нужна была очень необычная доктор-венеролог, женщина, которая произносит «сифилис» очень целомудренно и сексуально. Французские женщины умеют это делать. К тому же очаровательная Нина Сол - потрясающий человек, это какой-то ангел, сохраняющий чувственность. Мальчик, который играет ее сына, тоже француз. Это преимущество огромное, разная кровь: она всегда дает результат.

 

- Украинская публика должна быть вам благодарна за возможность увидеть на экране редкую гостью - Ларису Кадочникову. Она у вас сыграла эпизодическую роль дамы с собачкой. В рамках празднования 50-летия выхода «Теней забытых предков» «Воля» собирается поставить в сетку вещания ваш с Аленой Демьяненко фильм «Лариса Кадочникова». Как удалось уговорить Кадочникову сняться у вас?

 

- Много лет назад на одном из кинофестивалей мы договорились, что когда-нибудь я обязательно сделаю фильм о ней. И когда Госкино объявило конкурс, мы дали заявку-идею, что в нашей картине Лариса Кадочникова расскажет о трех периодах своей жизни, напишет три автопортрета - и выиграли.

 

Кстати, этот фильм пользуется серьезным успехом, он участвовал в большом количестве фестивалей, в том числе международных. Получил две премии: за лучший документальный фильм года от Союза кинематографистов Украины и художественную премию «Киев» имени Ивана Миколайчука.

 

Очень здорово, что вы покажете эту работу: скоро ленте Параджанова «Тени забытых предков» исполнится 50 лет, а в нашем фильме рассказывается и о Параджанове, и о съемках - увлекательно, без пафоса, с юмором... Зритель узнает много нового. Ему будет интересно после этого смотреть «Тени».

 

Это легендарная женщина, женщина-эпоха. Наша самая известная актриса. Нам хотелось сделать этот фильм не совсем документальным. Очень надеемся, что зритель его оценит! Мы благодарны вашему каналу за возможность его показать.

 

Кстати, киевский кинотеатр «Лира» демонстрирует украинские фильмы уже четыре месяца. Поначалу зрители были в шоке: никто не мог предположить, что за последние три года в Украине сняли около 50 фильмов. Если ваш канал их все покажет, это будет революция.

 

- Чего вы ожидаете от выхода ваших фильмов на киноканале «Воли»? Какую аудиторию надеетесь встретить?

 

- Нам нужно убедить зрителя: это неправда, наше кино - не только заунывное и печальное, мы умеем делать другие ленты, жанровые. Такого количества призов на кинофестивалях, как сейчас, украинские фильмы не получали никогда ранее. Современное украинское кино переживает ренессанс, и очень хочется, чтобы это увидел зритель. Чтобы не я это говорил или мои коллеги, а сам зритель.

 

Мы ждем того момента, когда зритель посмотрит один фильм и будет ждать следующего. Этого может и не случиться, поэтому мы очень переживаем, волнуемся. Слишком мало жанровых фильмов мы делаем. Их должно быть больше. Особенно комедий, скажем, из 50 - 23. Пока - всего три.

 

Кстати, сейчас мы снимаем фильм о Фанни Каплан. Это лента Алены, она станет настоящей сенсацией. А следующий фильм будет мой, он будет называться «Ржака», и, как вы поняли, будет очень-очень веселым :)

 

Беседовал Владислав Войтович, пресс-служба компании «Воля»

 

Фото - из архива «Детектор медіа»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Владислав Войтович, пресс-служба компании «Воля», для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
3419
Читайте також
21.03.2018 16:00
Ярослав Підгора-Гвяздовський
для «Детектора медіа»
2 841
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду