Американський репортер Сергій Лойко про зону АТО: Я не побачив натовпів журналістів, охочих усе це знімати
Американський репортер Сергій Лойко про зону АТО: Я не побачив натовпів журналістів, охочих усе це знімати
Кореспондент Los Angeles Times Сергій Лойко, який нещодавно побував у зоні проведення антитерористичної операції в Україні і зробив репортаж про захисників донецького аеропорту (так званих «кіборгів»), закликав українських журналістів їхати в зону АТО, знімати і показувати українських героїв, не чекаючи, що це зроблять інші журналісти. Про це йшлося в його лекції, виголошеній 13 листопада на Львівському медіафорумі.
Наводимо промову Сергія Лойка мовою оригіналу:
- Я видел много воен, но то, что я увидел там (в аэропорту, - ТК): эти лица, глаза этих солдат, закопченные, закопченный черный чайник, черные лица, блестели глаза от бессонницы... И было страшное военное напряжение от адреналина, от 24-часовой войны. Это меня потрясло!
Один парень попросил: «Снимите мой портрет», потом второй. Таких глаз я не видел ни на одной войне. Я увидел что-то новое: непреклонность, как будто это хорошая художественная литература. Если бы их не убивали, я бы подумал, что это прекрасное кино.
Меня поразила реакция украинской публики на мои фотографии, которые появились через несколько месяцев. Вы представьте себе, что идет американская война, а все американцы говорят: «Не может быть! Мы не видели этого». Это смешно, если б не было так грустно. Приехал американский москаль, и он вам рассказывает, что это произошло в аэропорту.
Сейчас в Украине есть замечательный момент - возможность помочь созданию национальной идеи. Каждая страна пытается идентифицировать себя по-новому. И важная часть - создание армии: новой, демократичной, сильной, которой восхищаются женщины и дети. Но мы видим, что в армии, в АТО продолжает существовать эта советская структура, совковая, и офицеры эти - хорошие ребята, но они не могут ничего сделать из-за приказа начальства. На самом деле власть должна помочь вам попасть туда, чтобы вы показали эти лица. Я пытался официально попасть в аэропорт.
Мы должны быть там. Не надо изобретать велосипед. Первая иракская война создала пресс-центр, где были брифинги, куда приходили генералы, но не хватало элемента жизни, элемента шоу, которого так не хватает. Вторая иракская война - на этой войне был изобретен и внедрен такой метод: когда журналисты, самые лучшие, допускались в армейские части и жили с ними. Здесь ничего сложного нет. Да, это элемент пропаганды, потому что вы журналист и выполняете приказы начальства, но даже это даст картинки, жизнь. Военные хотят тебя контролировать. Ты попадаешь в ситуацию, когда ты обязан военным, что они взяли тебя с собой, и оказываешься в бою, когда твоя жизнь зависит от твоих друзей, с которыми ты делишь все. Здесь начинается настоящая связь, и ты не можешь написать объективно. Но это ложка дегтя в этой бочке меда, и чем демократичнее армия, тем больше шансов, что тебе дадут сделать что-то большее.
Вы хотите все сделать правильно, по-настоящему. У вас ситуация с вооруженными силами такая, когда они напоминают войска времен Нестора Махно.
Я американский москаль из Техаса попал и в «Азов», и в «Киев-1», и я не увидел толпы журналистов, жаждущих все это снимать. Это безумно опасно, но это часть нашей профессии. Мы играем в эту рулетку, и мы должны выполнять свой долг.
Что нормально поставлено в «ДНР» - это работа с прессой. Вы можете связаться с ними и получить по мейлу аккредитацию, и поехать. А дальше - как уже повезет.
У вас не АТО, а война за независимость, момент возрождения, воспитания нации. Вы должны показывать этих героев и не ждать, когда кто-то приедет и через пять месяцев это все снимет.
Нагадаємо, Сергій Лойко - американський журналіст російського походження, кореспондент газети Los Angeles Times. Нещодавно він побував у зоні АТО і зробив репортаж про «кіборгів» - захисників донецького аеропорту. 29 жовтня він дав інтерв'ю радіо «Эхо Москвы» про події в Донецькому аеропорту, через яке цей ресурс почали переслідувати в РФ. На вимогу Роскомнагляду «Эхо Москвы» видалило із сайту текст розмови Сергія Лойка, Тимура Олевського (телеканал «Дождь») та ведучого радіо «Эхо Москвы» Сергія Плющева.
Ірина Андрейців, для «Детектор медіа»
Фото Аліни Смутко