Стриптиз и авторское право
Наша собеседница -- бывший начальник отдела имиджа канала СТБ -- Ольга Мариненко, утверждает, что именно она является автором идеи "Чемпионата Украины по стриптизу".
Нина Краснова, "Детектор медіа"
"Детектор медіа" не раз обращалась к теме авторских прав и защите интеллектуальной собственности. – в комментариях аналитиков и экспертов проблемы вообще. Что же касается конкретных примеров – которые могли бы стать адекватной иллюстрацией значимости и актуальности проблемы воровства идей в нашей стране – то, увы, пострадавшие далеко не всегда готовы откровенно общаться с прессой. Во всяком случае, «Детектор медіа» за два года своего существования услышала массу соответствующих историй «не для печати», но лишь единожды известный телепродюсер Александр ЗЫРИН рассказал на наших страницах о судебном процессе, который он ведет в связи с нарушением, по его мнению, его авторских прав.
Сегодня мы публикуем рассказ человека, который заявляет о нарушении прав интеллектуальной собственности его работодателем.
Скажем откровенно, мы решились на публикацию этого материала не без серьезных колебаний: обиженный человек может быть не объективным в своих оценках. А телеканал, о котором пойдет речь, всегда пользовался нашей симпатией и уважением за всем известные успехи его информационного вещания, любопытные проекты общественного звучания (увы, более в прошлом).
Однако, взвесив все "за" и "против", мы решили, что проигнорировать столь больную для всего сообщества журналистов тему мы не вправе. И особой значимости данной ситуации придает как раз то, что речь идет о наемном работнике и работодателе – то есть, о тех отношениях, где, к сожалению, в связи с повсеместным в Украине существованием «черной зарплаты», царит сейчас полный правовой и нравственный беспредел.
Наша собеседница -- бывший начальник отдела имиджа канала СТБ -- Ольга Мариненко, утверждает, что именно она является автором идеи "Чемпионата Украины по стриптизу". Однако ни в титрах, ни на сайте канала, ни в последних информационных сообщениях о "чемпионате" ее фамилия не значится. И сама госпожа Мариненко на СТБ больше не работает.
-- Для начала я хочу рассказать, как мне пришла в голову мысль создать подобное шоу, - рассказывает корреспонденту «Детектор медіа» Ольга Мариненко. - За все время моей работы на СТБ концепция нашего канала для меня и всех сотрудников была и есть загадкой. В первые месяцы моей работы (сентябрь-октябрь 2002) в кулуарах ходили слухи, что СТБ – мужской канал. Все-таки у нас превалирует "мужской" программный продукт: спорт, специализированные программы о мужских хобби и интересах, качественные новостийные и экономические программы. Хотя руководство и не подтверждало моих догадок: когда я в одном интервью сказала о том, что СТБ - канал мужской, мне велели срочно убрать эту фразу. Правда, другого определения концепции я так и не услышала. Но, как бы то ни было, исходя из здравого смысла и статистики (а с цифрами не поспоришь), я решила, что позиционируемся мы в большей степени на мужчин.
-- А когда возникла идея со стриптизом?
-- В октябре 2002 года. Я только месяц проработала на СТБ. На канале, мягко говоря, была не самая благоприятная ситуация: полностью отсутствовал рекламный бюджет (первые деньги появились весной 2003), и при этом был закрыт «Медиа-клуб», единственная программа, позволяющая производить хоть какие-то взаимозачеты с печатными СМИ. Поэтому я придумала проект, который должен был стать ярким информационным поводом, заставить говорить о себе СМИ совершенно безвозмездно или в качестве спонсоров проекта и, таким образом, привлечь внимание целевой аудитории. Особенно в регионах. Идея и название «Чемпионат Украины по стриптизу» должны были работать сами на себя. В названии я постаралась тему стриптиза и отношение к нему поднять на другой уровень – это не только красивый эротический танец, но и соревновательный, спортивный дух, шутливый намек на новый олимпийский вид спорта. Юмор, но не пошлость.
Идея руководством была принята сразу и единогласно «на ура». Но воплощение пришлось отложить по массе объективных причин, а покуда помалкивать, чтоб «никто не украл».
И лишь весной председатель правления канала Алексей Федун собрал рабочую группу. С этого момента в течение нескольких месяцев никто больше судьбой проекта не интересовался. Во всяком случае, о совещаниях, посвященных работе над проектом, я больше не слышала.
-- Идею приняли, а дальше что? Ее же должны были зарегистрировать?
-- Да. Ее и зарегистрировали. Пока я берегла идею от посторонних – ее позаимствовали свои. Я совершенно случайно узнала, что заявка на регистрацию авторских прав уже подана и автором идеи «Чемпионата Украины по стриптизу» является главный продюсер канала Лариса Качковская. Причем, когда по ее просьбе я писала концепцию программы, делала описание проекта, я даже не могла представить, что под ним может стоять другая подпись. Но со мной это никто не обсуждал.
-- А вы не пробовали возражать, пытаться отстоять свое авторство?
-- Я была настолько увлечена воплощением идеи, что, честно говоря, даже не задумывалась об этом. Кроме того, наше руководство в тех или иных ситуациях подчеркивало: "Это же твой проект". То ли для того, чтобы вызвать у меня еще больше энтузиазма в работе, то ли от нежелания брать на себя ответственность. Правда, когда я узнала, что мой проект зарегистрировали на Качковскую, пыталась поговорить с юристом. Но мне что-то объяснили по поводу того, что на меня пришлось бы регистрировать как на частное лицо, что значительно сложнее и дороже. Поэтому, якобы, и зарегистрировали его на главного продюсера.
-- Вы получили какие-то деньги за проект?
-- Да нет, я ничего не получила.
-- Но даже после того, как узнали, что проект зарегистрирован не на вас, вы продолжали участвовать в его раскрутке?
-- Да, конечно. В конце июня уже была намечена дата начала проекта: 23 августа первый полуфинал, а 6 сентября первый эфир. Вообще-то, вначале не планировалось делать из этого телепродукт, это должна была быть только пиар-акция. Но потом было решено сделать из этого телешоу и, таким образом, решить еще и вопрос с собственным производством. Вы же знаете, как у нас с этим сложно. Так вот, уже была объявлена дата первого эфира, отдел имиджа начал готовить национальную рекламную и пиар-кампании. Но для реализации всего проекта не было ни команды, ни денег. Под словом "команда" я подразумеваю не всеобщую мобилизацию канала, когда людей отрывают от их основных обязанностей, но при этом они не понимают своей роли в этом проекте, а рабочую группу с четкой структурой и четкими обязанностями.
Представляете, финансирование фактически началось за 5 дней до съемок! А до этого «проект года» находился под угрозой срыва – отсутствие бюджета, топ-менеджмент в отпуске, нам никто не дает отмашку на начало. Поэтому мы не могли объявить о начале проекта, запускать промо-ролики, печатать афиши, размещать макеты…
Но, все-таки, проект стартовал. Чего это нам стоило, описать невозможно… Я и мои сотрудники со съемочной группой, после рабочей недели в пятницу ночью, на автобусе, должны были ехать в Одессу для проведения полуфинала. Ни едой, ни жильем мы обеспечены не были. Многие вопросы нужно было решать прямо на месте…
-- Почему же организация была такой плохой?
-- Наверное, это проблема менеджмента. Невозможность организовать нормальную плановую работу приводит к тому, что все делается в последние секунды и на пределе физических и моральных сил.
-- А почему вы написали заявление об уходе с канала?
-- Обстановка на канале всегда была довольно тяжелой. Отношение к людям, мягко скажем, неуважительное. В качестве иллюстрации могу рассказать, как уволили с канала Оксану Новосад – автора и ведущую единственной программы о культуре в Украине. Это произошло внезапно, в один день, а руководство просто отказалось с ней говорить и давать какие-либо объяснения. Уволили и все. И так было не только с ней. Мириться с таким отношением можно было до определенного момента. И однажды я поняла, что если сейчас не напишу заявление об уходе, просто перестану себя уважать. Вот тут и началось самое интересное. До написания заявления я была, по словам одного из руководителей канала, лучшим начальником отдела имиджа канала за все время существования СТБ. Но как только сказала, что работать в таких условиях не могу, генеральный продюсер Лариса Качковская мне заявила, что испортит трудовую книжку, уволив по статье, и не выплатит зарплату.
-- За что?
-- За срыв проекта. Но я не собиралась его срывать. Я честно передавала все дела своим сотрудникам, да и к каналу, в целом, претензий не имела. Просто работать в таких условиях было уже невозможно. Я попыталась объяснить это руководству, тогда член правления Оксана Клименко заявила, что когда я передам все дела, мне подпишут заявление и произведут полный расчет.
Но в течение последующей недели заявление мне не подписывали. Допрашивали моих сотрудников, проверяли дела. А потом предложили: "Выбирай, или трудовая книжка или зарплата".
-- Что это значит?
-- Это значит: или меня увольняют по статье, но платят зарплату. Или выдают нормальную трудовую. Но уже без денег. Я имею в виду не ту зарплату, которая проходит по бухгалтерии, а фактическую. Я к тому времени была уже не в том состоянии, чтобы оспаривать юридические основания такого рода увольнения. Поэтому выбрала трудовую книжку, в которой отражены 18 лет моей работы, и которую мне не стыдно показать любому работодателю. Самое обидное, что мне мотивировали невыплату зарплату тем, что я ее не заработала.
В конце концов, ко мне вынужден был зайти советник председателя правления (он же начальник охраны). Он очень вежливо предупредил меня о вреде для моей жизни при появлении каких-либо негативных материалов о телеканале в СМИ. -- А вы не боитесь со мной разговаривать? Вдруг это окажется опасно…
-- А я не говорю о канале. Я говорю о нескольких менеджерах канала. Эти люди присвоили мою идею, не заплатив мне даже зарплаты. А теперь пытаются вымарать меня отовсюду. Знаете, как в страшных американских фильмах, когда людей стирают из компьютера, и их как бы нет. Я очень удивлялась, почему в эфир первой вышла программа, отснятая в Симферополе. Первой у нас была Одесса, и там был более выигрышный материал. А в эфир вышел материал худшего качества, еще и без всякого вступительного слова: что за программа, почему. Возможно, это произошло потому, что у программы, наконец, появился коммерческий спонсор, и его хотели представить в более выгодном материале. Но есть одно странное обстоятельство: одесский материал полностью перемонтирован, и из него вырезаны те места, где я появляюсь в кадре. И в интервью, которое я дала «Фактам» незадолго перед уходом, появилась чужая фамилия, вместо моей. И оказалось, что идея шоу принадлежит каналу…
--Не собираетесь ли вы каким-то образом отстоять свои права на этот проект?
- Нет, не собираюсь, очень устала. И с некоторыми людьми, которых я вспоминала в этом интервью, больше встречаться не хотела бы. Идею я дарю каналу. У меня их еще много.
Нина Краснова, "Детектор медіа"
P.S. от "Детектор медіа". - Главный продюсер СТБ Лариса Качковская отказалась комментировать ситуацию, отослав нас в пресс-службу. Комментарий пресс-службы канала был тоже довольно кратким: "Вся информация, которая вам необходима, находится на нашем сайте и в титрах программы". Тем не менее, мы надеемся, что данный конфликт на наших страницах прокомментируют не только юристы (к которым мы уже обратились), но и непосредственные его стороны. Возможно, с помощью этой публикации будут расставлены точки над "i"? Во всяком случае, нам бы этого хотелось.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ