Чому нам показують те, що ми дивимось?
Мабуть, кожному доводилось, поклацавши пультом дистанційного управління або погортавши сторінки газетної телепрограми, черговий раз сказати собі : “Каналів багато, а подивитися нічого”.
Чому так відбувається?
“Детектор медіа” спробує отримати відповідь у тих людей, які мають безпосередній стосунок до формування кінорепертуару українських телеканалів.
А почнемо ми розмовою з Юрієм МІНЗЯНОВИМ, головним консультантом з кінопоказу та керівником відділу кіновиробництва каналу “1+1”.
- Вы начали работать на канале практически со дня его основания. Каким образом изменялась за это время концепция кинопоказа, какова она сейчас?
Когда «1+1» начинал, то он был единственным украинским каналом, который предьявил эксклюзивный уровень кинопоказа на украинском языке. Впервые были показаны настоящие шедевры мирового кино, которые были дублированы на украинский язык. Это можно было назвать «эффектом разорвавшейся бомбы». Во-первых, кино высочайшего класса, во-вторых – на родном языке. Но мы себя изначально позиционировали как украинский канал, поэтому, естественно, и фильмы должны были демонстрировать на украинском языке.
Заметьте, что многие наши каналы до сих пор показывают фильмы на русском языке, даже имея возможность довольно недорогого дубляжа. Для нас же этот вопрос был принципиальным.
Поначалу существовали некоторые опасения, что это не будут смотреть. Народ привык к русскому языку, к русскому дубляжу. Тем более, тогда еще вовсю транслировались все московские каналы. И, в общем, с самого начала действительно не все это восприняли. Был даже такой момент, когда зрители выбирали у нас какое-то редкое, эксклюзивное кино – и тогда уже смотрели его. А мейнстримовское, масскультовое кино смотреть на украинском языке не хотели. Но потихоньку привыкли к дубляжу, поняли, что он не раздражает, что он на слуху. И спустя год-полтора все это воспринималось уже совершенно нормально.
Ну а дальше появились другие коммерческие каналы. Началась конкуренция, началась борьба за зрителя, появилось такое понятие, как рейтинг…
Ведь когда мы начинали на первом национальном канале, мы мало задумывались о каких-то рейтингах. Кстати, именно поэтому тогда можно было в прайм-тайме увидеть фильмы того же Феллини, Антониони, Бертолуччи. Сегодня острая конкурентная борьба и понимание вкусов аудитории не позволяют ту же классику мирового кино ставить в прайм, поскольку он интересен небольшой аудитории, а в прайме хотят смотреть кино все, поэтому приходится, естественно, делать ставку на более зрительское, что ли, кино. Это, если хотите, такое непременное условие нормального программирования канала.
Сегодня мы пришли к неким европейским стандартам программирования. Знаете, бывая за границей, всегда первым делом включаешь телевизор и смотришь, что же у них на каналах. И за неделю пребывания в какой-нибудь там Италии, Испании или Франции, понимаешь, что местные телевизионщики не балуют своего зрителя качественным кино, мировыми блокбастерами. В основном, в будни, идет чисто сериальный кинопоказ, причем идут сериалы местного производства. И только в субботу-воскресенье, в хорошем прайме, можно увидеть какие-нибудь фильмы уровня Спилберга или Камерона. То есть качественное кино идет эксклюзивно, подается эксклюзивно, в хорошее смотрибельное время, исключительно в уик-энд.
Наш канал сегодня тоже пришел к такой европейской модели. У нас сейчас несколько сериальных линеек, несколько чисто телевизионных форматов, документальных сериалов. И только в субботу и воскресенье можно увидеть либо российский блокбастер типа «Брата» или вот мы собираемся показать «Сестры» того же Бодрова , либо совершенно эксклюзивный материал, который вообще впервые в СНГ показывается. Я имею в виду показ всех фильмов знаменитой саги Джорджа Лукаса «Звездные войны». До этого времени ни на одном канале на просторах СНГ, ни на одном крупнейшем московском канале они не были показаны. Была попытка, на моей памяти, лет десять назад на канале «Останкино» осуществить показ «Звездных войн», его уже даже включили в программу. Но, как мне потом рассказывали московские телевизионщики, в последний момент пришел факс от Лукаса, который предупредил о том, что менеджеры того «Останкино» купили какие-то «теневые», грязные права. Поэтому в последний момент фильм был снят с эфира. В данном случае мы вели переговоры с самим Лукасом и непосредственно у компании Лукаса покупали этот цикл фильмов. Поэтому премьера состоится гарантированно уже в ближайшее воскресенье и отмены не будет. Именно таким образом мы рассчитываем достойно завершить телевизионный сезон.
В то же время уже началась подготовка к сезону следующему. Наши менеджеры ездили на Каннский телерынок. Там были достигнуты многие договоренности с очень крупными студиями. Поэтому, я уверен, что «Звездные войны» - это не предел. Я просто не хочу сейчас называть конкретные названия фильмов. Условия жесточайшей конкуренции, в которых приходится сейчас работать, не позволяют этого сделать, поскольку есть потенциальные договоренности, но договора еще не подписаны. Просто могу заверить, что это будут не менее известные картины и громкие названия. Но все это будет уже осенью, в новом сезоне.
А последнее из сериальных достижений, премьера которого состоится уже после майских праздников, – это новый, очень качественный сериал питерских кинематографистов. Называется он «По прозвищу «Барон». В главной роли – Нодар Мгалоблишвили, которого все знают по роли графа Калиостро в фильме Марка Захарова «Формула любви». Это 15-серийная криминальная мелодрама, история «крестного отца», прошедшего путь от мелкого торговца до человека, который встал во главе мафиозной структуры. Я предполагаю, что он будет иметь высочайшие рейтинги. - Можно ли уже говорить о сериалах, которые зрители увидят на вашем канале в новом сезоне?
-Да, договора уже подписаны, поэтому смело можно говорить о том, что будет в новом сезоне. Это «Каменская-2», «Крот-2» - продолжения популярных сериалов. Хочу обратить внимание на своеобразный российский «сериальный блокбастер», снятый на РТР. Это 12-серийная гангстерская сага под названием «Бригада», такой современный вариант знаменитой картины Серджио Леоне «Однажды в Америке». Снятый на пленке, с участием популярных московских актеров (в главной роли – Сергей Безруков), этот сериал, видимо, станет настоящим хитом нового сезона.
- Если вернуться к теме отечественных сериалов, то почему возникла идея их снимать? Что стало толчком - экономические соображения, возможно, это было финансово выгоднее для канала?..
- Толчком было то, что сегодня у зрителя появилась потребность в таких фильмах. Я уже говорил, что идет постоянная борьба за зрителя и естественно, мы не могли не обратить внимания на резкий рост интереса к российским сериалам. Мы увидели, что они просто грубо вытеснили американские. В один прекрасный момент произошла такая вещь, – зритель запротестовал. Он не захотел больше смотреть американские и европейские сериалы. И проявился вдруг большой интерес к отечественному кино, к нашим актерам. Зритель захотел увидеть наши реалии, так сказать, истории про наших «ментов», а не про американских «копов». На этой же волне сложилась ситуация, когда и украинский зритель захотел получить нечто подобное и в Украине. Произошло некое совпадение зрительских вкусов, интересов с желаниями и возможностями продюсеров. Результатом стало появление такого сериала, как «День рождения Буржуя». Успех этого сериала показателен, среди прочего и тем, что кроме успеха в Украине, что вполне логично, поскольку события происходят в Киеве, снимались по большей части украинские актеры, украинская съемочная группа – он имел успех и в России. Хотя, в общем, наши сериалы, где нет каких-то бытовых российских реалий, с трудом адаптируются в российской аудитории, но в случае с «Буржуем» этого не произошло. В целом, сформировался некий зрительский заказ. Мы для себя поняли, в каком стратегическом направлении следует продолжать работу. - В конце прошлого года в своем интервью «Детектор медіа» Вы называли цифру 60 часов. Именно столько собственной сериальной продукции канал «1+1» предполагал выпустить в 2002 году. Как и было обещано, в марте прошел на канале сериал «Критическое состояние». Как обстоят дела с другими проектами?
- Дело не в в цифрах. Дело в том, что мы должны для себя понять: какие сериалы мы хотим снимать, для кого и зачем. Когда мы ответим на эти вопросы – и сегодня мы этим занимаемся, – тогда будет понятно, сколько для этого нужно часов. Конкуренция обостряется. Сегодня почти все отечественные каналы решили снимать собственные сериалы. Вот запустился сериал на «Новом канале», который снимает Алена Демьяненко. Думаю, через год-полтора и СТБ и ICTV начнут снимать сериалы. На «Интере» запущено несколько проектов. В этой ситуации очень важно понять, для какой аудитории мы работаем. Ведь не все сериалы, которые идут на нашем канале, будут успешно идти на «Интере» и наоборот. Например, очень слабенький, по моему мнению, сериал «Леди Босс» очень хорошо попал в аудиторию «Интера». У нас бы его рейтинги были куда ниже. Скорее всего, у нас должны идти как молодежные сериалы, так и интересные человеческие истории, которые я определяю для себя как «народные» сериалы. Вопрос в том, как найти рецепт такого сериала, который был бы интересен и 18-летнему, и 60-летнему? Вот над этим мы сейчас думаем. - А если говорить о конкретных проектах, которые планировали снимать на «1+1»? Что из них сейчас в работе?
- На этапе режиссерской разработки сейчас работа над следующим (после «Критического состояния») сериалом по произведениям Владимира Гринькова. Постановщик этого фильма – снова Анатолий Матешко.
Пишется сейчас сценарий молодежного сериала. Над ним работает московский автор Андрей Геласимов. Он из волны новых, модных российских писателей, о которых сегодня еще мало кто знает, но через несколько лет, я уверен, их имена мы найдем среди претендентов на «Букера». Я нашел его просто в Интернете. Большей частью там попадается, конечно, графомания. Но, неожиданно можно наскочить и на талантливые вещи. Вот так, совершенно случайно, я вычислил этого автора и мы привлекли его к работе. Кстати, через некоторое время у него вышла первая книжка, и он сейчас издает вторую.
Есть и еще несколько замыслов, которые сейчас на стадии разработки креативной идеи. Мы ждем сейчас, когда закончит работу над повестью тернопольский автор Алексей Волков. Как только это произойдет, мы будем решать, кому из сценаристов отдать эту повесть для адаптации.
Вообще говоря, проблем много. Приходится работать в условиях жесточайшего сценарного кризиса. У нас в Украине почти нет людей, пишущих для кино. Мы следим за литературными конкурсами, связываемся со многими издательствами, многие вещи читаем еще на уровне рукописи, но, увы, талантливых людей не очень много, к сожалению.
Есть вещи, которые симпатичны как литература, но они не годятся для кино, не годятся для адаптации. Нет массовой литературы и нет писателей, работающих в этом жанре. Есть проблема и с режиссерами, потому, что такие «разогретые» режиссеры, которые уже что-то снимали, которые что-то могут снять сегодня – они уже в Москве. Это и Дмитрий Томашпольский, и тот же Андрей Бенкендорф, который сейчас снимает в Питере продолжение «Бандитского Петербурга». Проблема заключается в том, что нет режиссеров, а есть так называемые художники – люди, которые не могут работать в сериальном кино. Они могут, может быть, снять неплохой «арт-хаус», но работать на потребу зрителям, на массовый вкус они не могут или не хотят. - Многие каналы решают вопрос кинопоказа с помощью неисчислимых повторов старых советских фильмов . «1+1» уже довольно давно этого не практикует. Это принципиальная позиция? - Был период, когда мы показывали такие фильмы. Но когда мы поняли свою аудиторию, то увидели, что старое советское кино совершенно не пользуется популярностью на нашем канале. То есть, молодой зритель, который составляет большую часть нашей аудитории, просто отторгает их. В том числе и такие суперблокбастеры, как фильмы Гайдая или Рязанова. Существует такой миф, что вот поставь это кино - и рейтинги гарантированы. Но это не для нашего канала. Мы четко себя позиционировали как телевидение для нового поколения. - Как Вы оцениваете состояние кинопоказа на других украинских телеканалах?
- Беда многих наших каналов, что они или неправильно себя позиционируют, или вообще не знают, что это такое. Сегодня я не могу назвать ни один канал, который бы профессионально занимался кинопоказом. Какие-то робкие попытки делает СТБ. Остальные каналы в этом смысле вообще «мертвые». Они просто не понимают, для чего им кинопоказ, какие цели они преследуют. Такое ощущение, что на каналах работают полные непрофессионалы. Отсюда совершенно случайный, хаотичный кинопоказ. Конечно, многое идет еще и от бедности каналов. От этого, кстати, и многократные повторы одних и тех же фильмов на разных каналах. Причем, зачастую на тех каналах, которые прямо конкурируют между собой.
Если посмотреть недельную телепрограмму, то просто бросается в глаза отсутствие какой-либо осмысленной концепции демонстрации фильмов. А ведь вся «прелесть» кинопоказа заключается в том, чтобы, прежде всего, знать, для какого зрителя ты работаешь и предусматривать, что именно этот зритель хочет увидеть.
Но когда мы видим, как на «Новом канале» идут старые советские фильмы, а потом, в 23 часа, идет жесткая эротика – возникает вопрос, для какого зрителя они работают? Или на ICTV, где идут «сплошняком» одни боевики – и в предпрайм, и в постпрайм, без разбору. Причем, есть не просто класса «В», а класса «С». Совершенно непонятно, как они работают с рейтингами, с аудиторией, как они вообще позиционируют свой канал. Простой пример: очевидно, что этот канал рассчитывает на то, что программу «Факты» должна смотреть широкая аудитория. Почему тогда перед «Фактами» идет жесткий боевик для экстремальной молодежи? Которая уж точно никогда не будет эти самые «Факты» смотреть.
С кино надо работать грамотно и осторожно. Возьмите канал ОРТ. Он позиционирует себя как семейный канал. Соответственно, они не показывают такие фильмы, как «Брат» или «Бандитский Петербург». Акцент делается на воспитание семейных ценностей. С другой стороны, РТР позиционирует того же «Брата» как патриотическое кино. Так или иначе, мы видим определенную позицию каждого из этих каналов. А руководители наших телеканалов этими вопросами не задаются вообще. Отсюда и однообразие большинства каналов. Программирование строится по остаточному принципу. Закупаются старые программы московских каналов – «Женские истории» на Новом канале, «Дог-шоу» или «Путешествия натуралиста» - на ICTV. Лишь бы чем-то заполнить сетку.
Программирование, на самом деле, это из области высшей математики. Ты сидишь и пытаешься вычислить, предугадать ход мысли конкурентов. А программные директора некоторых наших каналов об этом и не думают. Почему я и перешел в кинопроизводство, потому что мне просто стало тесно в рамках кинопоказа или программмирования, когда я понял, что могу на 90-95%, поставив тот или иной фильм, угадать его рейтинг.
А вот как угадать, что захочет увидеть зритедь через год (а от креативной идеи до выхода фильма проходит не меньше года) – это задача намного интереснее.
Может ли ситуация с кинопоказом на отечественных каналах изменится в лучшую сторону? Только в одном случае – когда наше телевидение, и кинопроизводство станут наконец-то настоящим бизнесом. Когда руководители каналов будут чувствовать экономическую ответственность за успешную работу. А не полагаться на инвесторов от политики.
Все эти политические игры вокруг телевидения – это на какой-то период. На самом деле, когда телевидение используется как политический инструмент – это только раздражает и отталкивает зрителя.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ