Реклама, мораль и лицензии...
Знакомая картина: на экранах украинских телезрителей возникает программа, в которую приглашены поиграть детишки лет эдак 10–12. Они симпатичные, самые умные и обаятельные. Пыхтя, поправляя очки и посапывая, они отвечают на разные вопросы. Вначале нужно ответить, какими животными были Чип и Дейл. С этим понятно. Хотя и не все дети знают, что мультяшные герои – бурундучки.
Таковы коммерческие штрихи реалий нашего аудиовизуального пространства. А вы разве этого не заметили, господа и товарищи родители?..
Давайте коротко и еще раз о них, о реалиях. Проблем много, и одной из самых острых украинские телепроизводители называют запрет на размещение рекламы в детских и юношеских программах. Казалось бы, аксиома: будь реклама в такого рода программах – на них можно было бы сделать деньги и, соответственно, их стало бы больше. Живем мы с вами в реальном мире, и мир этот для коммерческих околотелевизионных деятелей окрашен в зеленое. И это отнюдь не цвет молоденьких листочков.
Однако аксиоматичное, на первый взгляд, высказывание разочаровавшихся телевизионщиков никто ни на печатных, ни на виртуальных страницах доселе не проверил спокойно, корректно, взяв в руки тексты законов, на кои они, всякий публичный раз, сетуют.
Берем, открываем и обнаруживаем, что из текста Закона Украины «О телевидении и радиовещании» вовсе не следует, что с детским телепродуктом все так коммерчески плохо и непривлекательно. Да, ст. 31 Закона «Реклама и ограничения рекламы» запрещает рекламу в передачах, рассчитанных на детскую (до 14 лет) аудиторию. Вы правильно поняли – рекламой запрещено ПРЕРЫВАТЬ такие программы. Однако размещать рекламу до начала и после окончания таких программ телепроизводителям и телеканалам можно. Работать со спонсорами производителям детских программ закон также не запрещает – ст. 32 Закона категорически запрещает только спонсорство выпусков новостей. Для читателей напомню законодательно закрепленное понятие «спонсор» – ст. 1 Закона Украины «О рекламе» поясняет, что этот легендарный в наше время термин означает добровольную материальную, финансовую, организационную поддержку физическими или юридическими лицами любой деятельности с целью популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака товаров и услуг. Пункт 4 ст. 13 «Реклама на телевидении и радио» этого же Закона также запрещает прерывать с целью размещения рекламы программы и передачи для детей. Таким образом, Закон не запрещает посадить ведущих детской программы посреди кучи чего-нибудь (шоколадок, жвачек, минералки и т.п.). Детишки наши на вопросы, кто самая потная певица страны или бутылка какого моющего средства падает на голову в клипе якобы известного певца ответить смогут – пусть отвечают радостно и на вопрос о том, в каких соках сидят их любимые ведущие. Но думающий, опытный и наученный практикой повседневной жизни читатель уже потирает руки – поймал я этого писаку автора! Да, признаюсь, поймали: если взять за соответствующие места теледеятелей из первого абзаца и дотащить-таки их до здания отечественного суда, стая щедро оплаченных адвокатов практически в момент докажет, что реклама В О Д К И, которой ПРЕРВАЛИ программу, в которой брали участие детишки, – это всего лишь показ и исключительно, и добровольно, и с целью популяризации торговой марки доброго и обаятельного спонсора…
И тут мы вступаем практически на невспаханные земли, можно сказать целину, хотя я лично думаю, что речь идет о давно запущенном поле – я о морали, этике и прочих подзабытых в пятнадцатилетнем коммерческом угаре общечеловеческих категориях. Вне всяких сомнений, для меня, по крайней мере, телевизионный канал, которому наше государство тем или иным способом передает право выходить с тем или иным телевизионным программным продуктом к миллионам людей, ко всей нации, кроме получения серьезных коммерческих возможностей, берет на себя и определенные серьезные обязательства. Таковы уж особенности этого вида человеческой деятельности – телевидения государственного масштаба, коим и является национальный канал вещания: кроме очень серьезной коммерции – еще и очень серьезные общественные обязательства. В заявлении о выдаче документа на право пользования каналами вещания телерадиоорганизация сообщает о своей программной концепции и предполагаемой аудитории. Практически всегда обязательства эти закреплены в лицензии, выдаваемой на огромный срок (до 7 лет) – документе строгой государственной отчетности. В графе «предполагаемая аудитория» телерадиоорганизации указывают «все категории населения». Все! И детская аудитория в том числе. Значит, канал взял на себя обязательства. Ведь потенциальные обладатели возможности вещания на десятки миллионов зрителей думали (это процесс, свойственный человеку, в том числе и коммерческому!) перед тем, как писать заявление на получение лицензии на тот или иной вид этого самого вещания, – на эксклюзивный национальный порнографический отечественный показ заявок ведь не подают. Ну, пока не подают…
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
телепродюсер, режиссер, специально для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ