Пора съесть священную корову
«Детектор медіа» начинает публиковать серию статей своего корреспондента, участвующего в конференции "Логика успеха - 2" Интеллектуальные упражнения для профессионалов телевидения, думающих о будущем", которая проходит сейчас в Москве.
...Не бойтесь провоцировать, если хотите, чтобы ваш медиа бизнес приносил не только удовлетворение, но и прибыль...
Так на открывшейся в Москве конференции "Логика успеха - 2" Интеллектуальные упражнения для профессионалов телевидения, думающих о будущем" высказался Маркус Шмидт, управляющий директор "SevenSenses" (Германия).
Эта же аналогия напрашивается и в контексте наметившихся в мире реформистских тенденций в отношениях власти, СМИ и их учредителей.
И если мы в Украине только говорим о том, каким мы хотим видеть свой медиарынок, то в соседней России уже практически готов к публичному обсуждению новый, собранный из многочисленных предложений, проект закона «О СМИ». Вопросов к нему пока больше, чем ответов. Но, по словам Михаила Лесина, министра РФ по делам печати, телерадиовещания и коммуникаций, главная цель этого законопроекта - стимулирование создания надлежащей экономической ситуации для развития СМИ, создания системы самоорганизации и системы позиционирования СМИ как бизнеса. «Этот процесс заключается в том, - говорит М.Лесин, - что государство должно уходить с рынка и уже есть четкое понимание того, как формировать новое законодательство, адаптированное к условиям функционирования СМИ и создания условий для деятельности СМИ как рыночного продукта».
Кстати говоря, российское министерство участвовало в подготовке законопроекта только на уровне консультанта, а непосредственно над проектом работали юристы совместно с журналистами. С момента принятия действующего российского закона о СМИ прошло 10 лет, поэтому необходимость регулировать новые отношения очевидна.
Как прокомментировал «Детектор медіа» непосредственный участник процесса подготовки нового проекта закона Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (Российская Федерация), разработчики пришли к выводу, что нужно определить всех участников медиа рынка, а также урегулировать их взаимоотношения. Таким образом, будут определены полномочия владельца, учредителя СМИ, производителя, вещателя, редакции и др. субъектов рынка.
Еще одной полезной новацией нового закона может стать создание реестра владельцев СМИ, информация которого будет доступной для общественности. Настолько, насколько доступна информация любого государственного реестра, уточнил Михаил Лесин для «Детектор медіа».
В законе невозможно урегулировать все сферы взаимоотношений. «С одной стороны, СМИ максимально свободны, - считает М.Лесин, - с другой, вынуждены использовать разные формы получения доходов, чтобы выжить, в том числе и опасные для государства: большое количество насилия на экранах, политическое позиционирование СМИ, использование СМИ крупным бизнесом в собственных целях». Главной задачей руководителей СМИ, - считает министр, - должно стать прогнозирование интересов аудитории. Ведь пока что «у нас СМИ как мода»: то, что появляется на одном канале и собирает прибыль, быстро копируется другими. Противостоять и этому можно только созданием системы отношений, позволяющей получать легальную прибыль, - считает министр.
У российских СМИ тоже немало претензий к государству: оно выступает неконкурентоспособным участником рынка, сохраняя мощные активы, особенно в регионах, государство дотирует государственные СМИ, предоставляет им льготы.
По прогнозам Михаила Лесина, в новом законопроекте нельзя учесть всего, ведь через 5-10 лет, считает министр, произойдут грандиозные изменения в технологическом отношении и вещание в эфире перестанет быть главным для СМИ.
Кстати, в России уже сейчас очень активно развиваются кабельные каналы, особенно в регионах. К примеру, в Белгороде кабельное телевидение составляет 90% от общего числа ТК, тем самым создавая конфликт между двумя технологическими конкурентами из-за качества вещания и количества потребителя. «Кабельщики» становятся монополистами, отказываются договариваться с эфирными ТК, вытесняя их с рынка.
Для активных кабельных каналов российский законодатель подготовил своеобразный крючок: в проекте нового закона о СМИ предлагается разграничить такие понятия, как оператор и вещатель, в результате чего может появиться две лицензии и дополнительный механизм контроля.
«Мы уверенны в том, что вещание перейдет в мультимедийную среду, а абонент будет сам выбирать программу, и будет ориентироваться не на зону распространения, а на то, что его интересует, - сказал «Детектор медіа» Михаил Лесин. - Сегодня мы предлагаем СМИ больше смотреть в сторону создания тематических каналов, которые наиболее интересны для обычного потребителя. Ведь постепенно накал политической борьбы будет снижаться (мы надеемся, по крайней мере), а потребитель будет обращаться к своим собственным интересам. Мы уверенны, что будет формироваться рынок услуг. И мы должны стимулировать именно создание системы, которая позволит его сформировать. Сегодня у нас есть два вида дохода для СМИ: реклама и абонентская плата, но не за доставку сигнала, а за услугу. В тот момент, когда компьютер станет мультимедийным центром качественного вещания, контролировать абонентскую плату за пользование сигналом никто не будет, смогут проконтролировать только абонплату за услуги. На мой взгляд, компьютер довольно скоро станет мультимедийным коммуникатором. Поэтому, разрабатывая сегодня новое законодательств, мы ориентируемся на то, что такие изменения обязательно произойдут и в новую редакцию о СМИ необходимо закладывать все возможные варианты технологического развития медиа».
Основная фигура в новом проекте – владелец СМИ, который сам определяет, кто будет издателем, вещателем и кто будет редакцией этого СМИ. Целью этого должно стать создание прозрачного рынка услуг и появления различных продуктов, которые имеют определенную ценность, начиная с момента их возникновения как брэнда или идеологии. А также, чтобы СМИ можно было продавать не только как определенный капитал, но и как определенный продукт. Это, по мнению М.Лесина, позволит привлечь и новые средства. «Хотя мы очень аккуратно подходим к капитализации СМИ, понимая, что на сегодняшний день – это, в первую очередь, личностный бизнес, а не системный, его нельзя проверить. Все основано на 2-3 фигурах, отношениях или их отсутствии с местной властью и т.д.», - считает министр.
Интересным нам показалось и мнение российского министра печати об участии государства на рынке СМИ, высказанное им в ходе обсуждения его выступления во время конференции:
- Существует мнение, что до того момента, пока рынок не способен обеспечивать экономическую рентабельность, следует каким-то образом ограничить выдачу лицензий. Каково Ваше мнение?
- В России зарегистрировано 35 тысяч средств массовой информации. Можно поступить очень просто: посчитать объем рекламных средств, подписки и розницы и просуммировать общий потенциальный доход отрасли и поделить это на общий тираж и понять, что дефицит составляет ровно 50% их бюджета. Либо это возмещается скрытыми доходами: политические доходы, продажа информации, спонсорство и т.д, либо СМИ работают в убыток. Какие есть варианты развития этой ситуации? Государство может прекратить регистрировать СМИ, но этим мы ничего не добьемся, потому, как и тот существующий объем СМИ уже формирует дефицит бюджета. Надо продумать систему мер, когда бы СМИ, которые не могут выдержать конкуренции, просто погибали. Рынок должен выбирать, кто остается на этом рынке. Просто необходим период времени, когда этот баласт придется отсечь, но никаких государственных ограничительных мер вводить мы не будем.
- Не считаете ли Вы, что финансирование государственных СМИ из бюджета – это нарушение антимонопольного законодательства? Не лучше ли проводить тендеры для размещения соцзаказа?
- Действительно, так было до 1999 года, ГТРК вели и коммерческую деятельность, и получали государственные дотации. Сейчас мы ориентируем ГТРК на выполнение социальных функций за бюджетные деньги. Перед ними стоит задача распространения по РФ канал «Россия», «Культура», радио «Россия», которое является полностью дотационным. Я не считаю, что это нарушение антимонопольного законодательства, поскольку средства направлены главным образом на содержательный аспект.
Содержать этот актив в государственной власти мы будем вынуждены, если мы говорим, что у государства должна быть единая информационная политика. Тем более, что с государственными СМИ государству проще работать, ведь с коммерческими структурами надо будет заключать договор, а в нем невозможно прописать все до последней буквы и при этом еще и контролировать.
- Сейчас правительство рассматривает вопрос введения цифрового телевидения, Насколько это реально?
- Рынок цифрового телевидения (в России – «Детектор медіа»), за исключением транспорта, не готов. Мы можем улучшить качество вещания за счет того, что мы на транспорте будем использовать цифру. Но вы себе представляете потребителя, который вынужден покупать телевизор за 2-3 тысячи долларов, чтобы смотреть цифровое ТВ и платить за доставку цифрового сигнала в 10 раз больше, чем сейчас? Как к массовому явлению мы к этому не готовы, потому что люди не готовы платить даже за аналоговую. У нас 40% ТВ первого поколения. Постепенно, конечно, мы будем вместе с Минсвязью, которая занимает очень прогрессивную позицию в том отношении сегментарно переводить на цифровую линию. Но это затраты, которые сегодня для рынка невозместимы.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа», Москва
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ