Cумма технологий, Новогодняя арифметика

3 Січня 2003
872
3 Січня 2003
16:20

Cумма технологий, Новогодняя арифметика

872
В «одном флаконе» сегодня «Детектор медіа» предлагает две телерецензии. Первая - авторства Анны Шерман, написанная по свежим впечатлениям от новогодней ночи 2003-го года. Вторая – авторства Натальи Лигачевой, написанная по следам теленовогодней ночи года 2002-го.
Cумма технологий, Новогодняя арифметика
Наталья Лигачева, Анна Шерман, «Детектор медіа» В «одном флаконе» сегодня «Детектор медіа» предлагает две телерецензии. Первая - авторства Анны Шерман, написанная по свежим впечатлениям от новогодней ночи 2003-го года. Вторая – авторства Натальи Лигачевой, написанная по следам теленовогодней ночи года 2002-го.



Еще год назад «Детектор медіа» прогнозировала, что произойдет, если Традицию микса жирных российских щей и диетической украинской сметаны продолжат эксплуатировать, и не только на ТВ… Увы, традицию продолжили. Но «Детектор медіа» и в начале 2002-го, и в начале 2003-го все же продолжает верить, что еще- не вечер…





ДЕМОРАЛИЗУЮЩИЙ ФАКТОР

03.01.2003 г.

То, что телевидение теряет свою доминирующую роль в регламентации новогоднего праздника – тенденция, так сказать, общекультурная. Тут мы в Украине в русле со всем прогрессивным человечеством оказались. С той только разницей, что кое-где кое-какая традиция все же существует, а мы свою собственную так и не нажили.

Во второй половине 90-х, когда реформированное отечественное вещание делало первые шаги, тягаться с ностальгической мощью советской новогодней технологии ему было явно не по силам. Хотя попытки предпринимались, они были обречены на неудачу. По той простой причине, что строились на все тех же советских технологиях. Однако, вместо ностальгического аромата культовых мелодий, сюжетов и лиц, предлагали их бледную местную тень и шароварную кондовость. Триумфальный же новогодний бестселлер с продолжением «Старые песни о главном» тогдашнего ОРТ, похоже, оказался главным деморализующим фактором. И, по сути, сколько-нибудь значимые попытки создания собственных национальных ноу-хау прекратились.

Им на смену пришла простая в своем гениальном конформизме идея транснационального менеджмента (cпасибо Валентине Руденко за терминологическое подспорье). Реалистичность подходов – взяла свое. И если в московском варианте транснациональный менеджмент с участием украинцев выливается в прилив в ИХ сетевой телебизнес свежей крови, то в родном Отечестве его усилиями воцаряется транснациональное новогоднее теле-оливье "второй свежести". Ведь заниматься "собственно телевидением", а не "политикой, общественными связями и защитой канала от внешних сил"(из интервью Александра Роднянского журналу "Искусство кино", №12, 2002г.) украинские телеменеджеры уезжают в сорок лет в Россию, в том числе, и потому, что зона "собственно ТВ" сузилась в Украине просто до безобразия... Не без вины и самих телеменеджеров - признаем, но ведь не только их... Вот и "маємо те, що маємо". А тут еще и в Москве кризис жанра оказался. Ни тебе свежих идей, ни новых веяний. Одна сплошная пафосная попса горит синим пламенем и горя не знает. И что ж теперь прикажете – неужто свое придумывать, можно сказать, с нуля. У нас своего – по нулям? Нет, не по нулям. Но возни много. И, опять таки, думать надо. А традиции нет. И новогодней нет, и традиции думать – тоже. Ну и денег, конечно, как всегда. О политических деньгах никто, конечно, тут не подумал. А зря. Да, я бы первая написала, мол, как ни ай-яй-яй по черному пиарить в светлый праздник. Но смотрела бы. И все бы смотрели. Если б, допустим, запел Янукович «Вышел в степь донецкую». Если б Ющенко с, ну не знаю, … Ветренко дуэтом «Дан приказ ему на Запад…». Это так, навскидку. А если б профессионалы да задались целью?..

Вспоминается, кажется, прошлогодняя телеэпопея Оксаны Марченко в рамках проекта «Моя профессия», где она в роли Снегурочки путешествовала по киевским предприятиям в поисках самой новогодней профессии. Ну, не фонтан. Но кое-что. Взять бы через год - да пораскинуть мозгами: а что, собственно? В чем прокол? Может, фишку другую подыскать, героев тщательнее отобрать, сценарий грамотней выписать, с темами определиться?.. Глядишь, и было бы на что посмотреть.

Собственно, в отсутствии маркетинговой стратегии и маркетинговой же аналитики, судя по всему, и заключается главная проблема нашего телевидения. Проще говоря, работа над ошибками была и остается у нашего ТВ не в привычке и не в чести.

Наиболее яркий пример аналитического обморока в сфере телевизионной технологии - новогодние мюзиклы «Интера». Не безоговорочный, но очевидный успех прошлогодних «Вечеров на хуторе…» и широко разрекламированная нынешняя «Золушка», казалось, позволят говорить о беспрецедентной попытке создания собственной технологической модели.

Однако… Долгожданная новогодняя очная ставка с «Золушкой» продемонстрировала абсолютную неадекватность авторов во всем, что касается собственных технологических наработок. В качестве рабочего модуля они избрали самый очевидный, самый поверхностный и самый неэффективный сугубо внешний прием банальной перелицовки известного сюжета на попсовый лад в сочетании с процентной нормой отечественных и российских звезд в главных ролях. Не учтя вещей гораздо более принципиальных и технологичных. Оговорюсь, что сам термин – телевизионная технология - воспринимается у нас, судя по всему, как нечто сугубо техническое, механическое. В то время как речь идет о способе создания и построения идей и образов.

Так вот, главная технологическая удача «Вечеров на хуторе…» заключалась в выборе материала, который структурно оправдывал и цементировал все прочие, даже наименее удачные навороты. Во-первых, это был Гоголь, которого Украина с Россией до сих пор делят. Отсюда качество драматургии и транснациональный менеджмент «в законе». Во-вторых, места действия, позволившие отработать и отыграть и национальные фольклорные мотивы, и имперские великоросские. В-третьих, мистика и чертовщина как сюжетный двигатель. В-четвертых, главный герой и главный исполнитель (кузнец Вакула – Олег Скрипка) – культовые национальные персонажи в одном флаконе. Так или примерно так выглядит реальная технологическая схема, обеспечившая этому мюзиклу если и не оглушительный успех, то резонанс. Ничего подобного, аналогичного или отдаленно соотносимого в «Золушке» нет и в помине. Иными словами, она не только, мягко говоря, не примечательна как самостоятельный продукт, но и свидетельствует о том, что даже те крупицы плодотворного опыта, которые все же случаются, на нашем ТВ умудряются тупо уничтожить.

Анна Шерман, «Детектор медіа»





АПОФЕОЗ КОНЦА

04.01.2002 г.

Нынешний отечественный телевизионный Новый год имеет все шансы стать концом одной мейнстримовской традиции в нашем праздничном ТВ. Закатом, возможно, даже ярким, а для кого-то, может быть, и блистательным (хотя мнения о деградирующе-провинциальном тоже вполне могут быть. Все зависит от точки смотрения).

Традиция эта держалась на том не раз доказанном, казалось бы, практикой нашего ТВ факте: украинская попса не в состоянии конкурировать с попсой российской.

А, значит, чтоб канал после боя московских курантов в 23.00 по украинскому времени смотрели, надо либо просто наступать на горло собственной песне московским сапогом «песен о главном». Либо, исключительно ради имиджа канала как бы украинского, исхитряться в производстве неких миксов. Скажем, новые – жирные - российские щи, приправленные… диетической украинской сметаной («Голубой огонек» на «1+1»). Или украинский борщ, произведенный с привлечением основных российских ингредиентов, а потому и с соответствующим малороссийским вкусом («Вечера на хуторе…» на «Интере»).

Но о том, что традиция сия уже играет в «финита ля комедию», засвидетельствовала, как ни странно, не только песнь «безумству храбрых», исполненная в нынешнюю новогоднюю ночь маленьким, но гордым каналом СТБ. Напомним: он взял, да и решился попытать счастья в совершенно иной стилистике встречи всенародного праздника: в режиме он-лайн в прямом эфире, с интерактивом

Нет, о том, что есть порох в собственных пороховницах, засвидетельствовали и опыты тех же «1+1» с «Интером». Ибо они явственно продемонстрировали: проблема не в том, что, якобы, у нас нет своих «звезд», приколистов-говорунов, знаковых лиц, которые вполне способны были бы и составить конкуренцию российским каналам, и отметиться желанием «держать марку» на фоне доступных немногочисленным украинским зрителям западных, а тем более, восточно-европейских «собратьев» по ТВ-разуму. Проблема в другом: в отсутствии стимулов у отечественного ТВ заниматься поиском, менеджментом, раскруткой и продвижением собственных талантов. В отсутствии стимулов для создания собственных модерновых культовых образов и фигур. В отсутствии стимулов для конвейеризации шоу-бизнесового отечественного потока: чтоб «середняк» в масс-эстраде, масс-литературе, масс-зрелищах пекся, как блины, быстрым и промышленно-отработанным методом. А на фоне этого вырастало бы и «семейство» знаковых для отечественной Культуры с большой буквы личностей…

И здесь, согласитесь, дело не только в самом нашем телебизнесе, в его экономических основах. Дело, прежде всего, в политической Тенденции. До тех пор, пока год Украины в России с тем размахом, который нынче оказался нужным нашему северному могучему соседу, будет оставаться не только пределом возможностей для нашего «выхода в свет». Но и пределом «осознанной необходимости» нашей политической элиты – до тех пор на нашем ТВ и будет самым блистательным национальным продуктом малороссийский черт в исполнении Филиппа Киркорова.

Но если меня кто-то спросит, почему же тогда я прогнозирую закат нынешней Тенденции, я отвечу: да потому, что не может уже Украина не подчиняться законам естественного развития открытых сообществ: а именно своевременной и бескровной смене политических поколений. И, быть может, в этом и состоит главный итог революции, затеянной еще Горбачевым, и разрушевшей если не экономический, то информационный «железный занавес».

В Украине новое поколение тоже уже выросло: знающее языки, повидавшее мир, обладающее, пусть благодаря даже часто «теневым» средствам «предков», но все же определенным капиталом, причем не только в прямом смысле этого слова, но и образовательным, технологическим…

Старая советская номенклатура советской республики Украина пожелала было сама заправлять пусть на меньшей, но зато на «нетронуто-заповеднической» территории по-прежнему распределительной экономики (ибо что такое «олигархический капитализм», как не эволюционная модификация все той же государственной монополии?). Из-за пагубности именно самой поставленной цели - не получилось… И на одиннадцатом году так называемая «независимость» Украины стала лишь фетишем, прикрывающим реальное положение дел, т.е., практическую марионеточность нынешней украинской власти по отношению к московской.

Но в багаже у нового поколения есть, зато, и этот опыт неудачи из-за преобладания у «предков» хапательных инстинктов (чисто советская традиция) над здравым смыслом и инстинктом самосохранения. И если наше ТВ действительно уже «взрослое» - на что оно, во всяком случае, постоянно саморекламно претендует – оно не может не ощутить того, что новое поколение – уже на пороге. Что нынешние политические расклады – это последние расклады все еще советской эпохи в истории Украины. Что у Украины - если она все еще хочет оставаться независимой - уже в ближайшее время не будет иного пути, как позиционирования себя пусть в качестве маленькой, но имеющей собственный голос политической нации…

Возможно, это будет, как говорится, еще при нашей жизни. И, даже возможно, на нашем (фактически, а не номинально) телевидении…

Наталья Лигачева, «Детектор медіа»

P.S. «Детектор медіа» будет рада опубликовать у себя впечатления от новогоднего эфира наших читателей. Пишите нам!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
872
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 666
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду