Они жили счастливо и умерли в один день
Нынешняя годовщина трагедии Бабьего яра прошла без прошлогоднего телевизионного юбилейного размаха. Словом, «Без пафоса». Именно так и называется фильм Юлии Лазаревской,
Нынешняя годовщина трагедии Бабьего яра прошла без прошлогоднего телевизионного юбилейного размаха. Именно так и называется фильм Юлии Лазаревской, показанный 30 сентября в ночном эфире канала «1+1».
Это история безымянного киевского скульптора, довоенной порой ваявшего в сарае одного из подольских двориков монументальные – большие, белые, архаично трогательные скульптуры … своих соседей, знакомых, друзей, родных – киевлян довоенной поры. И вот – они найдены. В целости и сохранности, так никогда и не покидавшие укромные уголки своего обитания – глухие и ветхие дворики, захолустные и живописные закоулки старого города. Просто в жестокой повседневной суете давно не приходилось забредать в эти чудом уцелевшие, словно сошедшие с раритетных фото, киевские уголки. Потому никто и не обнаружил там этих белотелых великанов до Юлии Лазаревской. Скульптор, художник, режиссер - она не только запечатлела их в щемящей поэтической наготе, но разыскала свидетелей их жизни. Точнее, жизни тех, кого изваял безымянный киевский скульптор предвоенной порой в подольском сарае. Лица людей, которым принадлежат эти воспоминания-свидетельства – это лица сегодняшних киевлян, которые тогда, до войны, были детьми. И их воспоминания полны ярких и чувственных деталей, когда-то взбудораживших детское восприятия, и не потускневших с годами. Лица этих людей кажутся не просто знакомыми – родными. Как родными кажутся их истории о тех, чьи души навеки поселились в неуклюжих и грациозных скульптурных телах. В эту историю не поверить почти невозможно, как невозможно представить себе, что большая часть представленных в фильме документальных кадров предвоенного Киева – это вовсе не кинохроника. Это… фотографии. Как это снято оператором Николаем Мандричем, остается только догадываться. Ощущение движения камеры не по поверхности снимка, но скольжение взгляда по стенам домов, витринам, фигурам и лицам – не какой-то компьютерный обман, не дешевый виртуальный фокус. Потому что невозможно сымитировать вдохновенную рукотворность воплощенного замысла.
Можно с первых кадров догадаться, что это – мистификация, а можно даже не задуматься об этом до самого конца фильма. Так об этом и не узнать. Те, кто не был на выставке Юлии Лазаревской в галерее «Тадзио», могут так и не узнать, что эти скифские колоссы подольских дворов - на самом деле почти миниатюры из шамота, волшебно внедренные в пространство обветшалого и бесценного киевского архитектурного антиквариата. Подлинного, как все реальные и узнаваемые персонажами нашей сегодняшней реальной киевской культурной среды. Это реальные люди, не артисты, но представители киевской творческой интеллигенции. Словом, тоже объекты уходящей натуры. И потому в их исполнении эти не придуманные истории-воспоминания о жизни довоенных киевлян - абсолютно достоверны. Как и то, что герои этих историй умерли все в один день – в Бабьем Яру.
Это фильм-напоминание о самоценности человеческой жизни во всех ее самых нехитрых и трогательных, самых хрупких проявлениях. Это фильм – напоминание о безвозвратно, но не бесследно исчезнувшем предвоенном счастье обычной жизни.
И еще – это фильм напоминание о том, что телевидение во всей самобытности своих технологий – это все-таки искусство. Искусство, которым можно жить сегодня. Телевидение, которое сегодня можно просто делать. Делать и все. Без пафоса…
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ