Столичный эгоцентризм национальных СМИ — убедит ли он Донбасс?


Майдан и последовавшие за ним тревожные события - российская агрессия, оккупация Крыма, инспирируемые той же Россией сепаратистские выступления в Донбассе - всё это изменило украинскую журналистику. Она, украинская журналистика, повзрослела.
Уже и не вспомнить, что ещё совсем недавно новостные сюжеты на украинском телевидении состояли преимущественно из синхронов политиков и прочих официальных лиц, а журналистские тексты сводились к подводкам, лаконичным переходам и изложению высказываний тех же политиков, только уже своими словами.
Теперь зрителям рассказывают не только об отношении политиков к фактам, но и о самих объективных фактах. И сами по себе эти факты слишком уж часто не совпадают с ними же, но в изложении политиков. Зрители всё это прекрасно видят - и оценивают.
На экранах если и не массово, то намного заметнее, чем ещё совсем недавно, появились эксперты, и круг их весьма расширился. Изменилась и их роль: если раньше эксперты на экране в 90% появлялись лишь для того, чтобы подтвердить точку зрения одних политиков и не согласиться с другими, то сегодня картина поменялась на противоположную: эксперты обрели самостоятельную роль, и уже появляющиеся в студиях политики вынуждены волей-неволей прислушиваться к словам экспертов.
Ушла в прошлое ещё одна привычная черта нашего телевидения: если раньше от экспертов требовали не так анализа, как прогнозов, то теперь эта игра в «что было, что будет» практически незаметна. И если эксперт заявляет, что по данному вопросу прогнозировать что-либо в настоящий момент невозможно, это уже не воспринимается как дурной тон.
Свершилось невероятное: на украинских телеэкранах появилась аналитика! Как самостоятельный жанр, как самостоятельная стадия журналистского цикла. Пусть пока ещё её меньше, чем хотелось бы, но она уже есть.
Всё то же самое касается газет и интернет-медиа.
Но один рубеж так и остаётся непредолённым. Это жёсткое разделение СМИ на центральные и региональные: «Каждый сверчок знай свой шесток».
Казалось бы, сегодня, когда события так тревожны, так неопределённы и так непонятны отсюда, из Киева, - в центральных СМИ должны бы очень широко представить местных, донбасских журналистов. Они - равно как и донбасские общественные деятели, известные донбасские блогеры, представители местной интеллигенции, да и просто люди, которые там живут, - должны были бы не сходить с экранов. В конце концов, в Донбассе тоже есть университеты, и там тоже преподают и политологию, и социологию, и историю, и международные отношения. То же самое касается «текстуальных» СМИ.
Пусть бы у представителей Донбасса, выступающих в киевских СМИ, были разные позиции - это неважно. Пусть даже они были бы обременены стереотипами - сегодня это тоже неважно. В результате из разновекторных составляющих всё равно сложилась бы объективная картина. Главное, чтобы представители Донбасса были ЧЕСТНЫМИ. Искренними.
Несколько дней назад разговаривал со знакомым из Донецка. Сторонником новой киевской власти. По его словам, большинство в городе настроено против сепаратистов, но, во-первых, большинство незначительное, во-вторых, пассивное, и, в-третьих, многие ранее не определившиеся примыкают к поддержке сепаратистов - просто по той причине, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Но это один субъективный взгляд. Если бы подобные взгляды - разные - звучали и звучали в СМИ всё время!..
Сегодня, как никогда, важен взгляд изнутри событий, информация изнутри. Иначе не понять ни мотивации, ни целей участников антигосударственных акций, не понять, до какой степени они готовы идти до победы и какие способы и средства для неё применить. Да, собственно, не узнать и не понять главного: сколько их, насколько широко это движение, насколько укоренено оно в местном обществе. Этот взгляд изнутри мог бы уберечь от множества ошибок.
А на телеэкранах - киевские корреспонденты, киевские комментаторы, киевские аналитики. Да, можно и нужно преклоняться перед мужеством киевских корреспондентов, едущих в горячую точку. Но какое бы мужество они ни проявляли, в результате выходит впечатление, а не знание. А всем нам сегодня так не хватает знания! Не предположений, не догадок, не умозаключений, а именно точного знания.
... Начну с, казалось бы, мелочи. Статья в уважаемой «Украинской правде». Хорошая, ОЧЕНЬ хорошая статья. Но... «Стотысячный Славянск или Славинск, с ударением на первый слог, как говорят местные...». Да, большинство жителей Донбасса ставят ударение на первый слог, но всё равно во втором слоге отчётливо звучит «я»: Славянск - он всё равно Славянск, пусть даже и с другим ударением. Это - вообще донбасская традиция: название города СнежнОе произносится с ударением на второй слог, название посёлка ЗемлянкИ около Макеевки - с ударением на третий слог, название микрорайона в самой Макеевке Новые ПланЫ - с ударением на второй слог во втором слове, название села ПЕски около Донецка - с ударением на первый слог, и таких примеров множество.
Выпуск «Подробностей недели» на «Интере» от 14 апреля сразил ещё больше. Корреспондент, стендап - всё на месте. А речь идёт о том, что сепаратистские акции распространились на «маленькие городки» области. Ну, казалось бы: если корреспондент видел на улицах Краматорска и троллейбусы, и трамваи (если даже сами они не ходили, рельсы и провода не заметить было нельзя), то можно было понять, что это не такой уж маленький город? С троллейбусными линиями в Славянске, трамвайными в Енакиево и Константиновке - то же самое. Все эти названия звучали - под общим грифом «маленькие городки». Макеевка, двенадцатый по численности населения город Украины, - это тоже «маленький городок»?
«В посёлке Красный Лиман...». Казалось бы, если корреспондент был в Красном Лимане - городе размером с Обухов или Переяслав-Хмельницкий, он мог понять, что это никакой не посёлок? Или хотя бы спросить. Казалось бы, если он слышал от местных жителей название города РовенькИ, с ударением на последний слог - а в Донбассе никто не скажет иначе, - он мог бы не называть город «РОвеньки»? «Маленькое Ровно» - так, что ли? Среди захваченных сепаратистами объектов корреспондент назвал «райотдел милиции в Краматорске». Краматорск не является райцентром, городских районов в нём тоже нет - никакого «райотдела милиции в Краматорске» не существует в природе!
Все эти, на первый взгляд, мелочи снижают доверие жителей Донбасса к материалам украинского телевидения и вообще украинских СМИ. Да что там доверие - они вызывают отторжение! Более того: они создают «эффект чужого», «эффект пришлого», «эффект иностранца» - и, соответственно, возводят барьер между киевскими СМИ и донбасской аудиторией. На пустом месте возводят. Собственно, большинство материалов о событиях в Донбассе выглядят точно так же, как материалы о событиях за рубежом, они построены по схеме, обычной для международных материалов - местным жителям отведены разве что два-три синхрона. Убеждает ли это донбассовцев в том, что Украина действительно едина? Что они для Украины действительно не изгои?
В гораздо большей степени этот барьер создаёт доминирование киевлян. За кадром остаётся один непреложный факт: и «Интер», и «1+1», и 5 канал, и другие рейтинговые - это ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ каналы, а не киевские городские. А если так, могут ли они освещать события в собственной стране «с киевской колокольни» и только с неё?
И, наконец, не менее важное. Присутствие представителей Донбасса, донбасских журналистов на киевских каналах - это был бы, помимо всего прочего, диалог. Общение. Сидение в одной студии за одним столом. И сами донбассовцы, и киевляне много говорят о том, что Донбасс хочет, чтобы его услышали. Ну, так услышьте - не вообще и абстрактно, а лично! Приглашайте донбассовцев в студии. Говорите с ними в кулуарах. Поведите их на Майдан, в конце концов - пусть сами увидят, пусть сами услышат, что большая часть майдановцев общается между собой по-русски. У всех у них есть друзья, есть знакомые - и если они не верят центральным СМИ, то рассказам очевидцев они уж точно поверят. «Нужно, чтобы больше дончан бывало в Киеве», - ну так организуйте!
У этого вот «Донбасс хочет, чтобы его слышали» есть и обратная сторона: а хочет ли сам Донбасс слышать кого-либо, кроме себя? Пытается ли? Привлечение жителей Донбасса к подготовке материалов о событиях в регионе, к участию в этих материалах - одна из немногих возможностей ПОБУДИТЬ его услышать оппонентов. А может быть, и вовсе единственная возможность.
