О мюзикле
Последние годы на наших телеканалах часто анонсируются «мюзиклы» - например, «Золушка», «Сорочинский ярмарок», «Алибаба и сорок разбойников», «Женитьба Фигаро»… Но, увы, все эти произведения трудно отнести к такому виду кинематографа, как мюзикл. В основном это более или менее удачно инсценированные концерты звезд эстрады.
Что такое мюзикл?
Мюзикл – это особый вид кинематографа, рожденный на основе театрального мюзикла, истоки которого лежат на Бродвее. Это экранизации таких знаменитых театральных мюзиклов, как «Май фэр леди», «Волосы», «Скрипач на крыше», «Иисус Христос - суперзвезда», «Оливер» и многие другие.
Мюзикл – вид кинематографа, которому подвластны все жанры, от эксцентрической комедии до мелодрамы и трагедии. В отличие от обычного кинематографа, основанного на сценарной драматургии, мюзикл отличается, прежде всего, драматургией музыкальной. Здесь драматургом является композитор, создающий крупную музыкальную форму в сотрудничестве с либреттистом, поэтом и хореографом.
Крупная музыкальная форма мюзикла предполагает и проведение двух-трёх основных тем, включение в общую канву «зонгов», хореографических номеров, массовых хоровых цен. В отличие от ряда фильмов, где вставные музыкальные номера используются как «визитные карточки» героев (действие фильма в этот момент как бы останавливается), в мюзикле действие фильма развивается в каждом номере.
Рискну привести один пример из собственной практики. В «Бумбараше» (который никаким образом не является мюзиклом, но в котором музыкальные номера играют большую роль в проведении авторской мысли) есть номер «журавль по небу летит…». В течение этого номера, исполняемого актерами Хочинским и Золотухиным, герои поначалу чуть не передрались, но «спелись» и дальше пошли по дорогам гражданской войны как соратники и друзья. В мюзикле музыкальный номер – основная часть общей драматургии и всегда продолжает общее движение сюжета фильма.
Технологии создания мюзикла в целом, и режиссура в частности, значительно отличаются от кинопроизводства. Режиссер сначала создает фильм в звуке в сотрудничестве с композитором, либреттистом, поэтом и – часто – хореографом. Все номера должны быть «сыграны» актерами. Исходя из партитуры, выстраиваются будущие мизансцены, которые затем фиксируются в фонограммах. Это сложный процесс взаимопонимания авторов, гибкое взаимодействие в решении задач. Например, хореографу для рисунка танца требуется ещё 4 такта. Композитор и режиссер должны учитывать это. Здесь все должны идти навстречу друг другу. Но примо, конечно, композитор, основной автор фильма.
Процессу записи фонограмм предшествует период репетиций под клавир, в ходе которых вносятся все новые и новые коррективы. В результате возникают такие шедевры, как «Урок воровства» в «Оливере», или «Сцена прощания» в «Волосах». Все участники процесса стараются максимально «вложиться» и учесть все «находки». Ибо после записи и монтажа фонограмм, под которые и проходит съёмка, изменить что-либо кардинально почти не возможно.
Актер мюзикла – исполнитель «синтетический»: и актерское мастерство, и вокал, и движение – все должно соединиться в одно. Он должен «спеть» характер своего героя, его эмоции, состояние, настроение в данный момент. Таким был, например, покойный Андрей Миронов.
К сожалению, эстрадные звезды исполняют свои номера под фонограмму привычным образом. «Сыграть» персонажа в вокале и движении – это совсем другая профессия. Примеров можно привести много. Скажем, в «женитьбе Фигаро» Киркоров «шалит» в кадре, напевая номер Альмавивы, весьма далекий от героев Бомарше. Вообще говоря, сочинение под названием «Женитьба Фигаро» (мюзикл производства «Интера») имеет весьма отдаленное отношение к первоисточнику. Чего стоят строчки: «как хочется зимой, как хочется порой…», под которые актриса Стоцкая сладострастно массирует свою грудь. Мизансцена – без комментариев, как, впрочем, и весь опус. В тех мюзиклах, которые предлагает наше телевидение, не найдешь хоровых массовых сцен, подобных «Утру в Лондоне» («Оливер»), или «Централ-парк» в «Волосах».
А, между тем, мюзикл технологически весьма приближен к требованиям производства телефильма. Процесс съёмки значительно сокращается за счет подготовительной работы. Так что стоит заняться мюзиклом истинным вместо имеющих место имитаций. Право, это доставит радость зрителям, а коммерческая сторона дела явно многообещающая.
Так что – да здравствует мюзикл!