По следам инцидента в Глазго
Мы живем в очень спокойной стране. Вероятно, поэтому украинские масс-медиа почти не уделили внимание недавним попыткам террористических актов в Великобритании. А жаль. В динамике террористической активности последних десятилетий эти попытки были этапными: трое из восьми задержанных террористов-смертников – врачи, квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, представители весьма респектабельной и гуманной профессии.
Украина – часть Европы, все более интегрирующаяся в материнское европейское лоно. Несмотря на противодействие отечественных политических маргиналов и клинических психопатов. Интеграция не может принести только позитивный эффект - неизбежен и негативный. В том числе – и потенциальное вхождение в зону террористической активности. Мы все больше входим в мировые процессы, а значит, появляются новые риски, ранее отсутствовавшие в глухом украинском хуторе. Необходима готовность к ним. Полицейская готовность в том числе: умение видеть зоны риска, профилактировать и квалифицированно вести переговоры. Да, переговоры, с убийцами и фанатиками.
Несколько лет тому назад совершенно неожиданно для самого себя мне довелось по телефону уговаривать человека, захватившего заложника. Меня об этом попросила милиция. Удалось: спустя 15 минут заложник был освобожден. Об этом писали в наших газетах… «Террористом» был несчастный психически нездоровый парень, живущий в стране, где нет социальных служб. Из дальнейшего своего разговора с полковником милиции, слушавшего мои телефонные уговоры «террориста», я понял, что готовность наших славных органов к подобной весьма специфической деятельности близки к нулю. По-видимому, наше внутренних дел начальство уверено, что и впредь террористами будут парни с ножом и больной психикой.
А ведь сравнительно недавно, в 60-70-х годах прошлого века, в Европе политическим террором занимались вполне здоровые и великолепно образованные молодые люди. Из сугубо идеологических соображений (с целью спасения человечества, разумеется) они взрывали, расстреливали… Германия и Италия особенно хорошо помнят эти уроки.
Ну а мы на чужом опыте не учимся. В том числе и на опыте давнероссийском, где бомбистами-террористами также были не крестьяне и торговцы.
Известное мне – печалит. Всего лишь несколько лет тому назад мое личное вмешательство предотвратило появление в СБУ двух дебилов от психиатрии (разумеется, профессоров), рвавшихся туда в качестве главных консультантов. Увы, я знаю кого из моих коллег, психологов и психиатров и сегодня приглашают силовики для обслуживания спецотрядов и спецзаданий.
Знаю, поэтому утверждаю: наше государство противостоять террористической активности на своей территории не готово.