Блаженный остров украинского кино

26 Червня 2007
13607
26 Червня 2007
13:01

Блаженный остров украинского кино

13607
Все совпало нынче на «Відкритій ночі», не совпал фестиваль только с государством.
Блаженный остров украинского кино

Цьогорічний одинадцятий кіно- та відеофестиваль «Відкрита ніч», що тривав під відкритим небом на Андріївському узвозі в ніч із суботи на неділю 23-24 червня, засвідчив неабиякий прогрес вітчизняного кіна. «ТК» вже писала про його телевізійну трансляцію, нині ж пропонуємо читачеві долучитися до самої фестивальної ночі просто неба на Андріївському.

 

Одиннадцать лет кряду неизменными символами кино-, а теперь уже и киновидеофестиваля «Відкрита ніч» были цветок папоротника и черный кот. Кот и сегодня красуется на «открытых» программе и программках. Упоминания о цветке, найдя который, обязательно отыщешь счастье, пропали безвозвратно. Вместо поэтичной фразы из сказки появилась констатация: «Нам казали, що українського кіно немає. Ми не повірили і зробили кіновідеофестиваль Відкрита ніч». Нашел-таки Михаил Ильенко свой цветок папоротника! А точнее, сам вырастил. Нынешний, вот уже одиннадцатый по счету, фест национального кино запомнится, во-первых, контрастно выросшим уровнем конкурсного кинопродукта. Во-вторых (хотя и не менее «во-первых») – воспринимающейся уже как традиционная беспрецедентной прямой трансляцией с горы Уздыхальница Первым национальным телеканалом. Наконец тем, что, проходя аккурат в разгар беспрецедентного же «культурного погрома» в столице и, более того, при поддержке «воюющей» с новоявленными рейдерами галереи «Ателье Карась», 11-й дубль «Открытой ночи» волей-неволей превратился в эдакий символ культурного сопротивления. Впрочем, таковым фестиваль был всегда – просто эту типологическую черту детища интеллигентного Ильенко у нас не принято акцентировать. Как до самой предфестивальной пресс-конференции не принято вспоминать: дополнительным, негласным же слоганом «Ночи» вот уже одиннадцать лет следует писать сакраментальное «Денег нет! Но кино – будет».

 

Прощай, Министерство культуры

 

Правоту последнего предположения еще раз подтвердила нынешняя предфестивальная конференция для прессы. Сообщая, что, как всегда, Минкульт не перевел денег на проведение «ВН», Михаил Ильенко пошел даже дальше привычного обещания впредь не проводить фест. «Мы отказываемся от сотрудничества с министерством», – заявил арт-директор «ВН». Журналисты захлопали. Как выяснилось, последней каплей долготерпения Ильенко стало требование чиновников (и это в ответ на вопрос «а деньги где?») в дэдлайн подготовки «Ночи» срочно начинать оформлять документы на финансирование уже следующей – 2008-го года – «А то в бюджетный план не включим». Чиновничья держава в этом году вообще «отличилась», кто чем может помогая не имеющему в мире аналогов кинофестивалю. Второй «главный» государственный меценат, Подольская райрада в лице ее нового руководства, тоже выделила ровно половину от обычной суммы финансирования…

 

Ну, да бог им судья, чиновникам. Радует то, что с годами явно усиливается общественная поддержка «Відкритої ночі». (Благодаря ей сохранился, хотя и чуть уменьшился, призовой фонд, предусмотрены обычные призы фестиваля.) Нынче к организации «Ночи» подключились как государственные, так и негосударственные структуры, имеющие отношение к кино: недостающее финансирование по мере возможностей покрыла НСКУ, технику предоставили Национальная киностудия имени Довженко и НТКУ, благодаря чему впервые на «ВН» был организован «кампус талантов» «Відкрите кіно» (снято шесть игровых короткометражек). Негосударственная студия детской анимации «Червоний собака» провела «кампус талантов» аниматоров «мІнІанІма» (соответственно – шесть короткометражных мультфильмов). Впервые участие в работе «ВН» принял и «Кинофорум Украины» в лице генпродюсера Андрея Ризоля. Г-н Ризоль заявил, что в будущем эта ведущая кинопродюсерская компания Украины собирается более плотно сотрудничать с фестивалем, предоставляя финансовую поддержку. Главное же, что продюсеры, наконец, заинтересовались молодыми отечественными киномейкерами, вместе с которыми в перспективе можно создавать конкурентоспособное украинское кино.

 

Наиболее заметным, по объективным причинам, можно назвать участие в судьбе «Ночи» упомянутой здесь неоднократно НТКУ. Первая кнопка предоставила не только эфирное время (фестиваль шел в эфире нон-стоп с 22:00 до 5-ти утра 24 июня, т.е. от открытия до вручения наград победителям; причем, в промежутках между демонстрацией фильмов следовали мини-интервью с их авторами, дирекцией фестиваля, вип-гостями акции вроде Ольги Сумской или Фомы, А.П. Чмиль, весьма толковые комментарии и т. д.) и не просто организовал платное интерактивное (смс) голосование, в ходе которого страна определяла ленту – лауреата приза зрительских симпатий. (Заметим, что интерактив уже сам по себе повышает рейтинг фестиваля.) Но еще и предоставил собственную технику и профессионалов «в сопровождение» для съемок молодыми кинорежиссерами кино. Благодаря Первому национальному два фильма «Открытого кино» снимались в Крыму, еще один – в Одессе.

 

Вполне возможно, что в будущем «Відкрита ніч», ориентирующая своих участников на создание «неказеннокоштного», конкурентного кино, окончательно станет негосударственным фестивалем. Иначе фестиваль, не имеющий аналогов в мире, просто умрет. А с таким отношением государства, как было, есть и, похоже, будет к кино в Украине, ни «кина», ни вообще культуры в госсекторе здесь точно вскорости вообще не будет, даже в виде симулякров. Одна «катастрофа» (как назвали ситуацию перед самим стартов «ВН» его организаторы) и останется…

 

Наша крыша – небо голубое

 

Из 11-ти лет существования фестиваля на его «ночных» показах я, хорошо помнящая чуть ли не самый первый его «дубль» (тогда короткометражки демонстрировались на «открытом» экране на Андреевском, напротив «Світлыці»), не была раза три. Так что сейчас с полным на то правом могу засвидетельствовать: такого количества зрителей, как собралось на продуваемой всеми ветрами Уздыхальнице в 2007-м, на «Ночи» не наблюдалось, пожалуй, ни разу. Еще показательнее количество тех, кто остался на показе нон-стоп до самого рассвета: вопреки обыкновению, даже утром свободных мест на превращенной в кинозал смотровой площадке практически не наблюдалось. Зато было немалое число зрителей, смотревших «наше кино» лежа прямо под экраном на карематах. И всю ночь просидевших на ограждении смотровой площадки. Завидуйте, Канны! Впрочем, эйфорию «пира духа» поубавила минорная нота, то и дело звучавшая в исполнении разных участников феста, в том числе – демонстративно – и в прямом эфире Первого национального.

 

– 11 лет тому украинского кино не было. Михаил Ильенко его выдумал – и со временем оно действительно появилось, – констатировали, скажем, «модераторы» фестиваля и по совместительству его соорганизаторы братья Капрановы. – Когда-то мы рассчитывали, что со временем «Відкрита ніч» из-под открытого неба Андреевского спуска перейдет в кинотеатры. Вышло не так, как думалось. Сегодня в Киеве сама культура оказывается без крыши над головой, под открытым небом. Так что «ВН»-2007 – это не только фестиваль кино, это символ. Ну, ничего: этого неба над Андреевским у нас, у культуры, никто не отберет!

 

...«Ателье Карась», где по традиции заседает фестивальное жюри, щетинится гигантским плакатом – мол, культуру захватывают рейдеры. Сам галереист Евгений Карась во вступительном слове на открытии фестиваля камлает: «Мы выстоим. И в следующем году такой катастрофы не будет. А те, кто ее устроил, будут сидеть там, где им положено». Многочисленные гости и участники «ВН» между собой и вслух обсуждают и комментируют: «Что происходит в городе и с городом?» Беря слово, арт-директор фестиваля Михаил Ильенко вкратце информирует собравшихся (и телезрителей) о последнем «культурно-коммунально-тендерном» конфликте столицы. И заявляет: «Фестиваль “Відкрита Ніч” и все киносообщество поддерживает галерею “Ателье Карась”, Ассоциацию деятелей современного искусства и Ассоциацию арт-галерей Украины. И присоединяется к протестам против происходящего. Мы, культура – вместе. И все – в одинаковой ситуации».

 

Нормальная, говорите, украинская культурная ситуация, ставшие привычными разговоры? Трогательная нынешняя взаимопомощь – киношников – киношникам, вообще представителей разных сфер отечественной культуры друг другу – чем-то напоминает «толоку», о которой сам Михаил Ильенко снял свой очередной фильм. Грустно только, что обороняться «культурной толоке» де-факто приходится от родного государства. Странным, все же, получился этот одиннадцатый дубль «Открытой ночи»… 

 

«Приблуда», «Мамочки» и совсем немного фрипульи

 

Словно по контрасту с невеселыми коммунально-материальными обстоятельствами, уровень конкурсантов, а точнее, их работ, заставил разве что пожалеть, что первых премий у фестиваля – всего-то одна. А не как минимум 25 – на 32 участника программы. И что ночь – «нежна», конечно, но отнюдь не бесконечна. К слову: судя по всему, уже в следующем году фестивалю, в прежние годы буквально «наскребывавшему» участников по всевозможным сусекам, где только водится в Украине видеотехника и счастливые обладатели оной, придется ограничить число участников программы максимум тридцатью. Из-за прямого эфира с его небесполезной тратой времени на рекламу, комментарии и т. п., последние 2 ленты конкурса практически стали фильмами-невидимками: с ярким утренним солнцем не справится ни один видеопроектор.

 

Из 28-ми лент программы (4 фильма шли вне конкурса) подавляющее большинство составили игровые короткометражки. Зато анимации практически не было – спасли «кампус талантов» «мІнІанІма» и студия «Червоний собака», за месяц снявшая 6 мультиков с помощью детей, младшему из которых исполнилось 14 лет. (Кстати, мультик «в смештехнике» «История замка алых роз» Виктора Тупика, пусть и несовершенный в исполнении, показался одной из самых интересных работ фестиваля. Видимо, в силу наивности.) Одним из самых ожидаемых был документальный фильм Тараса Томенко «Мамочки» – о детях, рожденных в тюрьме матерями-зечками, и о зечках-роженицах. Несмотря на статус режиссера – чуть ли не «мэтра» современного отечественного кино – «Мамочки» были заявлены в конкурсной программе. (Хорошо хоть Олесь Санин, как раз сейчас снимающий две игровые полнометражки и два документальных фильма и присутствующий на месте в качестве зрителя, в конкурсе не участвовал.) Но призов фильм не получил и даже на первое место в интерактивном голосовании зрителей не выбился. Несмотря на «жаренность» темы и даже процесс родов в кадре, Томенко по всем статьям уступил трогательному игровому фильму-дебюту «Приблуда» режиссера и сценариста Валерия Ямбурского.

 

Привлек зрителей, конечно, главный герой ленты – смешной ушастый пес, похожий на тощую болонку. По сюжету, своим хозяином псина выбирает эдакого сельского куркуля и буку, тот ее и гонит, и даже топить пытается… А в финале начинает любить приблуду больше, чем Муму – Герасима. По словам г-на Ямбурского, четырехногого обаяшку-актера выбрали среди 4-х тысяч (!) псов. Видимо, вдохновленные таким героизмом (работа начинающего режиссера с норовливым животным в качестве главного действующего лица фильма), члены жюри фестиваля, не сговариваясь с аудиторией ТВ, присудили первую премию «Відкритої ночі. Дубль 11» именно Валерию.

 

Лучшим фильмом «игрового» «кампуса талантов» феста названы 8-минутные «Крылья» (сценарист и режиссер – Александр Усик). Лента, снятая на пленку не без помощи «старших товарищей» с Первого национального и уж точно на их технике, запомнилась как одна из наиболее философичных и романтичных. Речь в короткометражке идет об обезножевшем пилоте, который выходит в чисто поле только для того, чтобы раз в день прямо над головой увидеть в синем-синем небе полет авиалайнера. Прекрасного, как свобода, и уж точно не скованного физической немощью. Фильм отличается «красивостью», клиповостью.

 

Лучшим студенческим фильмом стал «Борг» сценаристки Марины Горбач – история из жизни «новых украинцев» по мотивам рассказа Евгена Гуцало. Надо думать, награду в данном случае дали потенциальной способности режиссера (она же – сценарист) снимать неплохое традиционное «социально-психологическое» кино (лента несколько «сырая», но ведь и автор только учится делать кино). Зато, думается, исходя из прямо противоположных соображений, жюри вообще не отметило один из самых профессиональных и запоминающихся фильмов конкурса – «Жах» Ярослава Слабошпицкого (неоднократного призера фестиваля.) Эта новелла – слишком фестивальная и более чем напоминает ту же «Необратимость» Гаспара Ноэ с Моникой Белуччи. А если быть совсем точным – переведенную на украинский нашумевшую сцену с изнасилованием, но на фоне наших сельских захолустных пейзажей. Впрочем, словно компенсируя решение профи, жюри зрительское уверенно зачислило «Необратимость» по-украински» в первую пятерку, а то и тройку фаворитов.

 

А вот документальному фильму известного украинского режиссера Александра Дирдовского «Блаженные острова» – об умершем в 2007-м человеке-легенде, киевском художнике Федоре Тетяныче – не пожалела оваций аудитория непосредственно на Уздыхальнице. «Тетяныч был легендой Андреевского спуска. Глядя на то, что с ним сейчас делают, он, наверное, расстраивается на том свете», – заметил г-н Дирдовский, и Уздыхальница на минуту тоже грустно замолчала…

 

Наконец, лучшим оператором видео назван Сергей Никифоров («Лесичку, до тебе прийшли» – комедийная лента о писателе, дописывающем «шпионский роман», тоже держалась в первой пятерке зрительского рейтинга). В конкурсе «мІнІанІма» (то есть анимационного «кампуса талантов») победила экспериментальная, на удивление профессионально сделанная короткометражка «Поза грою» Дмитрия Колосова, она же – еще один «финалист» зрительских симпатий…

 

Да, все совпало нынче на «ВН» – мнения профи и зрителей, явный рост интереса к отечественному кинематографу с не менее заметным развитием вышеозначенного кинематографа. И даже погода, вопреки синоптикам, была хорошей – без обычного для фестиваля проливного дождя. Не совпал фестиваль только с государством. Ну да разве этим у нас кого-то удивишь?..

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
13607
Теги:
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду