Берега лжи, или Большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту

Берега лжи, или Большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту

19 Листопада 2013
14586
19 Листопада 2013
11:00

Берега лжи, или Большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту

14586
Выход в эфир на «Интере» российского мини-сериала «Берега моей мечты» предприимчиво опередил его показ в России. Популяризация российских вооружённых сил на полных парах идёт и в нашей стране. Американские же СМИ показываются лживыми и контролируемыми местным ЦК и местным КГБ
Берега лжи, или Большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту
Берега лжи, или Большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту

Российская телепремьера мини-сериала «Берега моей мечты» состоялась 5 ноября на канале «Россия 1». Украинский «Интер» начал показывать сериал на день раньше - 4 ноября. Несмотря даже на то, что газета «Телепрограмма» №44 обещала на этот день заключительные серии предыдущего мини-сериала - «Однолюбы». «Однолюбы» эти так и повисли в воздухе, но зато выход в эфир на «Интере» «Берегов моей мечты» предприимчиво опередил его показ в России.

 

Сюжет фильма вкратце состоит вот в чём: молодой флотский офицер-подводник Алексей, выросший в семье флотского офицера, вдруг узнаёт: тот, кого он считал отцом, на самом деле брат отца. Настоящий отец Алексея, командир подводной лодки, погиб ещё до его рождения: лодка затонула. Не выдержав горя, настоящая мать Алексея умерла при родах. А скрывали это потому, что на экипаж погибшей лодки пало подозрение: якобы лодка не затонула, а ушла в США.

 

Восстановлением доброго имени своего настоящего отца и занялся Алексей - в этом состоит основной сюжет сериала. В конце, как и подобает, хеппи-энд: лодка действительно затонула, отец Алексея действительно погиб, а не живёт за океаном в объятиях жёлтого дьявола - одним словом, все счастливы и довольны. По российским, они же советские, меркам, во всяком случае.

 

Снят сериал высококлассно, сюжет захватывает, актёры (в том числе такие корифеи, как Василий Лановой и Екатерина Васильева) играют превосходно. Вот только каково содержимое этой блестящей обёртки?

 

 Украинским телезрителям опять показали российское патриотическое кино

 

Разумеется, военная жизнь в фильме выглядит глянцевой и старательно отлакированной. Популяризация военной службы на самой грани её рекламы - одна из топ-тем и в СМИ, и в массовой культуре современной России. Скажем, общедоступный в Украине российский канал «Россия - кабель» в конце той же недели, 10 ноября, демонстрировал ещё один шедевр с мудрёным названием «Воин.com» - о том, как некий парень перевоспитался и стал положительным-положительным - аж до такой степени, что решил идти служить в армию: именно в этом его решении состоял хеппи-энд данного фильма.

 

А поскольку львиная доля всех произведений на тему «того, чему только и может посвятить свою жизнь настоящий мужчина», демонстрируется и в Украине, выходит, что популяризация российских вооружённых сил на полных парах идёт и в нашей стране. Хотя, в отличие от российского официоза, милитаризмом большинство украинцев не страдает, а патриотизм не отождествляет с ношением военной формы.

 

Нет, была в сериале и правда жизни: один из командиров оказался отъявленным негодяем. Но такая правда жизни - на уровне «если кто-то кое-где у нас порой» - допускалась и в самых что ни на есть пропагандистских советских фильмах, начиная с классики сталинских времён. Если же исключить этого командира, всё на российском флоте в высшей степени замечательно - обывателям на зависть. Ну, а то, что российская блогосфера рисует несколько иную картину российских вооружённых сил? Это её, блогосферы, проблемы.

 

Российский флот на страже родины

 

Был в сериале и лёгкий намёк на осуждение советского прошлого: гибель подводной лодки, которой командовал отец Алексея, случилась в советские времена, и именно советские власти оскорбили память её экипажа необоснованными подозрениями. Вместе с этим славные традиции доблестного советского флота, равно как и советского патриотизма, в сериале живут и торжествуют.

 

И если уж создавать лубочную картинку, то создавать. Не обращая внимание на неточности и несуразности - они не имеют ни малейшего значения. Правда ли, что реальному российскому морскому офицеру разрешили бы носить такую, как у героя «Берегов», причёску? Правда ли, что и в реальной жизни он (подводник, живущий по высшей категории секретности!) мог бы запросто вести беседы с гражданкой США - когда и о чём пожелает? Откуда взялись у американцев фотографии членов экипажа погибшей советской подлодки - людей отнюдь не публичных? Зачем вообще американцам понадобилась эта мистификация (или фальсификация) с вымышленным уходом в США советской подлодки? Всё это мелочи, не стоящие внимания ни зрителей, ни критиков.

 

Но есть в сериале «мелочи» другого рода. По сюжету оказывается, что американский журналист - якобы автор статьи в американской газете о побеге советской подлодки, статьи, которая и стала причиной подозрений и обвинений в адрес экипажа - оказался, по его собственному выражению, «подсадной уткой», и его нагло и грубо использовали. Статья, которую он писал, на самом деле была совсем не такой, не о том. А в газете она вышла в фальсифицированном виде, фальсифицирована была и приложенная им к материалу фотография. Вы говорите, демократия? Вы говорите, свобода слова? Так смотрите же, как у них, америкосов этих проклятых: кичатся они своей якобы свободой слова, а на деле все газеты контролирует местное ЦК и местное КГБ. А журналисты американские - на самом деле винтики, бесправные и бессловесные.

 

Почему бесправные? Да потому, что под именем этого журналиста вышла статья, которую он не писал, и фотография, которую он не предлагал. Более того - откровенно лживая статья вышла под его именем, провокационная статья. А он ни шума не поднял, ни даже в суд не подал - ну, там, с требованием восстановить его доброе имя, опровергнуть его подпись под лживой статьёй, а то и моральный ущерб возместить. Нет, ничего - молчит себе, и вот уже сколько лет. «Эта тема - для меня табу», - признаётся он своей дочери. И его, подразумевают авторы фильма, можно понять: попробуй он только пикнуть о том, что его нагло подставили, - и тут же перед самым его носом замаячит перспектива угодить в американский ГУЛАГ, отправиться на американскую Колыму.

 

Боится человек, ох как боится - это же любому зрителю «Берегов» должно быть понятно. Это же ещё со сталинских времён хорошо известно, как тяжело живут в стране статуи Свободы простые трудящиеся, и труженики пера и диктофона в их числе! И как счастливо живут их коллеги, которым посчастливилось появиться на свет под сенью кремлёвских звёзд! Вот эти кремлёвские звёзды - они на самом деле и есть «берега мечты». Именно такое впечатление должно остаться у зрителей.

 

А теперь вспомним: для многих постсоветских обывателей, и украинских в том числе, Запад - понятие цельное и неразделимое, гомогенное. Так что большой-пребольшой привет от «Интера» вильнюсскому саммиту.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
14586
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду