Отравленная «Ностальгия»


Есть среди общедоступных в Украине телеканалов российский канал «Ностальгия». В общем и целом, весьма интересный. Вряд ли стоит сомневаться: такой себе музей старых телепрограмм вполне имеет право на существование.
И функцию музея канал выполняет. Не всегда, но чаще всего показывает он действительно лучшее: смотря ту или иную передачу, ловишь себя на том, что те или иные фрагменты запечатлелись в памяти и сохранялись там десятилетиями. Ну где ещё, помимо интернета, можно посмотреть старые выпуски «Что? Где? Когда?» - с молодыми Александром Друзём, Виктором Сидневым и другими легендарными знатоками? Выпуски «Взгляда» с Листьевым, Любимовым и Политковским? «Утреннюю почту» с Юрием Николаевым?
И пусть даже выпуски эти появляются в эфире бессистемно, по методу генератора случайных чисел - это почти не раздражает. Память - вещь избирательная, а воспоминания лишены логики: сегодня вдруг вспомнилось одно, а завтра - совсем другое.
И если бы ролью музея и генератора воспоминаний функция канала ограничивалась, ему можно было бы только аплодировать. Увы, она этим не ограничивается - и даже более того: выполнение функции музея для канала - отнюдь не главное, не цель, а средство.
Начнём с того, что временной период воспоминаний у «Ностальгии» чётко ограничен 31 декабря 1991 года. Дальше, по идее руководства канала, ностальгировать не о чем и незачем. СССР прекратил своё существование - и всё. И не беда, что тем, кому тогда было двадцать, сегодня уже за сорок, и им тоже очень хотелось бы хоть одним глазом взглянуть на любимые телепрограммы своей молодости. «Ностальгия» - не для них.
На самом деле это не совсем так, и исключения бывают: скажем, только наведя справки в интернете, я вспомнил, что программа «Пока все дома» начала свою историю осенью 1992 года. А её первые выпуски по «Ностальгии» нет-нет, да и покажут. Ни словом не упоминая о том, что эти выпуски - уже постсоветские.
Ну и что? - скажете вы. А то, что вся «одежда» канала упорно и настойчиво отсылает зрителей к «союзу нерушимому» и именно к нему. Начиная с логотипа, в котором буквы С и Т в слове «ностальгия» выполнены в виде серпа и молота. Продолжая заставками, в которых - пионерские галстуки и горны, окрябрятские звёздочки с портретом Ленина в том нежном возрасте, когда он ещё не был Лениным, буквы «СССР», выполненные в виде солнечных лучей, красные звёзды и, наконец, гордо развевающийся красный флаг с серпом и молотом на весь экран. И заканчивая постоянной программой «Рождённые в СССР».
О ком она? Среди её героев немало людей, чья деятельность отождествляется с СССР и именно с ним. Но немало и других. Вот некоторые из них. Юрий Лоза, Вячеслав Малежик, Николай Носков - звёзды, чьё творчество в советские годы не приветствовалось. Алиса Мон, чьё имя широкая публика узнала в самые-самые последние годы СССР. Инна Желанная, ставшая известной и вовсе после СССР, в 1990-е годы. Евгений Додолев - журналист перестроечной поры, чьё творчество того периода состояло в осуждении и отрицании советской системы. Руслан Аушев и Геннадий Бурбулис - люди, чья политическая карьера достигла пика уже после развала Союза и которых ну никак не назовёшь апологетами СССР.
Но все эти уточнения в эфире неочевидны. Ведущий строит диалоги так, чтобы заретушировать негативное отношение героев к советскому периоду и подчеркнуть их якобы неотъемлемую принадлежность к «союзу нерушимому». И даже если гость студии станет говорить о советском периоде критически - ничего страшного: в итоге всё будет выглядеть так, словно именно в Советском Союзе и в советские времена с телеэкрана можно было вот так запросто критиковать всё и всех. Лоза и Носков как символы СССР - лихо, не правда ли?
А память имеет свойство стирать подробности, особенно негативные, «осветлять» прошлое. И вот уже манипуляции с подобными «символами великой страны» многим зрителям не кажутся откровенно грубыми и подтасовочными. Ну, а более молодое поколение и вовсе принимает всё за чистую монету. Слишком уж ловко на экране понятие «СССР» превращается из географического в хронологическое и обратно. О том, что на самом деле понятие «СССР» - прежде всего идеологическое (некое территориальное образование без географической и национальной конкретизации, почти по Жириновскому: где ступала нога советского партчиновника - там и СССР), вот так прямо не говорится. Вовсе не говорится. Логотип, заставки, музыкальное сопровождение заставок («Время, вперёд» Георгия Свиридова, например) и вся остальная атрибутика канала внушают это без слов.
Журналисты и ведущие канала говорят об СССР нечто ностальгически-позитивное. Критики советского периода - ни малейшей. Хроника, подборки новостных сообщений из серии «В этот день много лет назад» - все они создают картину потерянного рая. Не тупо, не в лоб, незаметно: капля и камень долбит.
Нет, на канале вы не увидите ни нудных партсъездов, ни бесконечных «вестей с полей» - одинаково бессодержательных из года в год, ни «концертов мастеров советской песни». 99% контента советского телевидения на «Ностальгии» не бывает никогда. В результате у зрителей создаётся картинка якобы советского телевидения, каким оно никогда не было. Зритель перестаёт осознавать, что видит музей, в котором собрано только лучшее, причём лучшее с сегодняшней, а не тогдашней точки зрения. Исключения, а не правила. Он поневоле начинает сравнивать советское телевидение (увиденную сказку о советском телевидении) с сегодняшним - естественно, не в пользу последнего. Ему и невдомёк: сравнивать музейную коллекцию с уличной раскладкой - некорректно.
Вот на экране подборка: Роза Рымбаева, Анне Вески, Полад Бюль-Бюль оглы, Тамара Гвердцители, Надежда Чепрага, Нора Бумбиере и Викторс Лапченокс. Вот оно - зримое свидетельство дружбы народов! Зритель уже не обращает внимания: все, кроме Чепраги, поют по-русски и только по-русски. В этой связи нельзя не вспомнить один слишком уж характерный телевизионный пример - уже перестроечных лет. Огромную популярность приобрела каким-то чудом показанная в «Утренней почте» песня Gratie молдавского артиста Иона Суручану. Пришла пора новогодних праздников, праздничных концертов, подводящих песенные итоги года... Суручану в них не было, зато звучала песня «Сеньорита грация» в исполнении Валерия Леонтьева - на ту же мелодию, но уже с русским текстом, не имевшим ничего общего с оригинальным молдавским. Песня была явно не леонтьевского темперамента, звукоряд текста не соответствовал мелодии и глушил её, была потеряна созвучность молдавского языка итальянскому, в исполнении Леонтьева пропал эффект «под Челентано». Время расставило всё по своим местам, и в «золотой коллекции» Валерия Леонтьева этой песни нет и близко. Зато тогда, в 1986 году, распространение «неправильноязычной» песни было остановлено.
Но вернёмся к «Ностальгии», к нарезке фрагментов песен имени дружбы народов. Фрагменты эти слишком коротки, чтобы зритель мог понять: в целом они не так уж зажигательны и «продвинуты». Артисты показаны крупным планом. Зрителю неоткуда узнать: на советской эстраде певцы должны были стоять неподвижно, а их одежда была стандартной - вплоть до покроя. Костюмы Эдиты Пьехи (ничего фривольного, просто красивые, сшитые со вкусом вечерние платья), широко расставленные руки и лёгкое покачивание в ритм песни Муслима Магомаева - даже они подвергались критике и вырезанию из эфиров. Но узнать об этом зрителю «Ностальгии» неоткуда.
Просмотр эфиров «Ностальгии» оставляет еле уловимое впечатление: что-то не так, имеет место какой-то фокус. При более тщательном рассмотрении фокус становится понятным. Подавляющее большинство программ, показываемых «Ностальгией», львиная их доля - это программы перестроечного пятилетия. Последних лет существования СССР, когда коммунистические догмы, и на телевидении в особенности, теряли силу. Когда советское телевидение и вправду стало ярким - но не благодаря советской телевизионной традиции, а вопреки ей, как отрицание её. Музыкальные номера, показываемые в перерывах между программами, - тоже из тех «горбачёвских» пяти лет. А вот заставки выполнены в стилистике 1950-1960-х годов. В той же стилистике, если не в ещё более ранней, выполнены надписи на экране. К тому же периоду относятся показываемые фрагменты хроники. Фокус оказался очень простым - обычным подвёрстыванием друг к другу разных, не совместимых друг с другом эпох. И всё это - под знаком красного флага во весь экран, красной звезды и серпа с молотом.
Ловко и виртуозно канал «Ностальгия» подменяет воспоминания о молодости воспоминаниями об СССР. Подменяет частную жизнь зрителей идеологией. Внушает мысль о неотделимости частной жизни и идеологии, личного и приватного - от государственного: «Ах, у вас сладкие воспоминания о молодости? Спасибо товарищу Сталину!».
Иллюстрация - staroetv.su




