Жизнь за пределами «зомбоящика»

12 Лютого 2013
7547
12 Лютого 2013
13:59

Жизнь за пределами «зомбоящика»

7547
Уже сегодня ТВ начинает проигрывать интернету и даже – зародышу нового, мультимедийного радио.
Жизнь за пределами «зомбоящика»

Люди - существа, как известно, социальные. Это означает, что для каждого из нас важно знать, что - не обязательно «всегда», но совершенно точно «здесь и сейчас» - мы, как и миллионы других хомо сапиенсов, принадлежим к определенной референтной группе. Кто-то любит фотографии кошек. Или, как в «Отче наш», верит советам доктора Комаровского. Или включает ТВ, чтобы, не дай Бог, не пропустить нового выпуска «Голоса краины». Или из принципа вообще не смотрит телевизор.

 

Мои киевские друзья, когда я интересуюсь причинами их полного равнодушия к «голубому экрану», обычно отвечают, что, мол, игнорируют именно украинское, а также российское ТВ, потому что там «сплошную ерунду показывают». И вообще: у всех есть интернет. А в нём - навалом хорошей документалки. И фильмы онлайн. А я - глупостями занимаюсь и дурью маюсь, тратя время на просмотр политических ток-шоу.

 

До конца прошедшего лета я и впрямь держала в доме «зомбоящик», только чтобы внимательно, вдумчиво и, что главное, более-менее регулярно их, украинские, смотреть. (Да, есть в природе и такая группа присутствия - а куда ж без нее?) Зря. Удивительно, какие вещи в мире открываются, стоит только пожить вдали от телеэфиров!

 

 

Как я была с моим народом

 

Вы знаете, что такое смена квартиры и переезд? Мебель - в кусках и досках. Одежда, книги, бумаги - в мешках. Где и что, совершенно непонятно. Компьютер разобран. Интернет, телефон и «ящик» еще только предстоит подключить (для начала же нужно выбрать провайдера). Но - не до этого. Потому, что с утра и до глубокого вечера новокупленное жилье оккупирует до десятка серьезных, работящих мужчин. Это сантехники, электрики и, наконец, могучие, как скалы, и такие же флегматичные специалисты по установке окон. А также откосов. Без них потому что как без рук (в смысле, без спецов. И без откосов - тоже). Работают, как звери. И ты с ними.

 

- Да не переживайте вы так, хозяйка! - чуть не хором успокаивал меня «рабочий класс» (к слову, проживают все «мои» умельцы, как выяснилось, в разных селах в Киевской области, и только работают в столице), когда в самом начале ремонта я спохватилась, что трудиться придется в полной тишине. Если, конечно, не считать грохота дрелей и перфораторов.

 

- Телевизор мы всё равно не смотрим. Никогда. А музыка - вот она, всегда при нас!

 

В доказательство «пролетарьят» предъявил мобильные телефоны с динамиками. Оказалось, что день за днем и год за годом, впахивая на «халтурах» и собираясь на них, да и просто сидя за рулем своих машин (а без них из Киева домой в село просто не доберешься), эти люди привычно слушают радио.

 

- Главное - шоб музыка была помелодичней. И не русская попса. От нее голова и зубы болят, - объяснил мне один из дядек. - Новости? Так вполне хватает трехминутного выпуска в час. В нем брехни поменьше и разных катастроф. Просто сказать не успевают.

 

- Но дома-то телевизор вы смотрите, после работы? Наверное, сейчас с ним было бы привычнее, - не успокаивалась я. Если верить соцопросам и самим телеведущим, от «зомбоящика» сейчас, скривившись, словно от лимонов без сахара, открещивалась как раз его «целевая аудитория». В общем, со мной случился форменный когнитивный диссонанс.

 

- А на фиг надо тот телевизор? Чушь там сплошная и «чернуха», - припечатали рабочие. - Жены, те, когда дома с детьми, смотрят. Сериалы, концерты и разные развлекательные ток-шоу. И пенсионеры - те, конечно, включают. По привычке, Москву. А мужики у нас в селах - нет, нечем заняться, что ли?..

 

 

Иллюзия выборов

 

Лето подошло к концу, и жизнь в моей квартире (в виде проложенной проводки, исправленной сантехники, вставленных окон, закрепленных новых карнизов и старых картин) заметно наладилась. Вместо ТВ, я по примеру своих новых знакомых купила стационарное радио. Интернет, всё еще определяясь с провайдером, успешно читала на работе. В общем, для полного счастья и гармонии с собой мне не хватало, пожалуй, одного-единственного. Новостей. В смысле, привычных, политических. Да и вообще - о жизни в Украине и в мире...

 

Что касается последних - так их (если не считать многочисленных сюжетов о катастрофах, природных и техногенных, в разных концах Земли) и без того в последние годы в Украине приходится искать днем с огнем. Но чтобы остаться еще и без политики?.. И все-таки, хотя как раз приближались выборы, не без удивления я поняла: практически все предвыборные политические баталии в стране ведутся все-таки по телевизору. А в интернет-СМИ, на радио (за вычетом политрекламы в виде проплаченных роликов) и даже в «бумажные» журналы и газеты попадают, в лучшем случае, их отголоски. По какой-то причине владельцы наших СМИ, не сговариваясь, как один решили, что все эти газеты-журналы-радиостанции-сайты - не очень-то и нужное приложение к ТВ? Что ж, сами того не желая, они обеспечили мне самые, наверное, спокойные парламентские выборы в моей жизни. Которые я, можно считать, и не заметила. А если судить по моему общению с рабочими, как раз завершавшими делать мне ремонт, нас таких, мирно проживших конец лета - начало осени 2012-го и «не заметивших» предвыборные страсти, наверное, были миллионы. (Чем, кстати, не еще одна спонтанная «группа присутствия» - при том, что вполне определенные политические предпочтения и безо всякой политрекламы имелись практически у каждого из нас?)

 

Не видя, что творится в «зомбоящике», вначале я, правда, ощущала себя полным инопланетянином, из мирной и солнечной Альфа-Центавры - осенней Украины «без выборов», - враз приземлившемся в дурдом. Ведь вся «бумажная» политреклама, а также реклама на биллбордах, и та явно намекала на проговоренные где-то в другом месте - но где? - и, увы, совершенно мне неизвестные истины. Интернет вяло пережевывал сказанное в эфирах у Шустера, на 5-м и у двух К. - Киселева и Куликова. (Для меня, вот уже который месяц прекрасно живущей без телевизора, - это было как в параллельных вселенных.) Газеты... Да ну их, только зло берет!..

 

Попереживав, я, впрочем, быстро успокоилась. «Нет, - сказала я себе твердо, - сумасшедшая здесь - точно не я!» Шизофреничной (или, может, просто анекдотичной) стоит считать саму ситуацию в стране. Ведь кто «заказывает музыку» политических рекламных кампаний? Уж точно не я и не пролетаризированные крестьяне из Киевской области. Мы мирно радио слушаем, дрелями гремим. Политическую музыку, как известно, у нас в стране заказывают те, у кого есть деньги. Но наши олигархи, они же политики, давно уже живут в настолько отделенном от «народа» (это от нас, с нашими глупыми радио и визгливыми дрелями), практически виртуальном мире - что, кажется, наконец, допрыгались. Рано или поздно их труды и дни обязательно должны были переместиться в абсолютную виртуальность. Вот и имеем просто-таки фантастическую «телевизионную» избирательную кампанию. (Тем более что голубой мечтой каждого завалящего украинского олигарха всегда было иметь собственный телеканал). О том, что следующим логическим шагом из нынешней ситуации станет, скорее всего, отмена даже иллюзорных «телевизионных» политических выборов, осенью-2012 я решила не задумываться...

 

 

«Свобода, свобода - так много, так мало...»

 

Ремонт закончен. «Зомбоящик» подключен. Эта история - из серии: «Встретишь Будду - убей Будду!» Иначе говоря, чтобы оценить, что же происходит с украинским ТВ, его надо было хотя бы несколько месяцев, до полугода, не смотреть. За время, пока я (вместе, как попутно выяснилось, со значительной частью украинского народа) не смотрела телевизор, из самых интеллектуальных - ну, «маємо те, що маємо», - т. е. политических его эфиров, словно окончательно ушла жизнь. «Тоска, Анфиса - Ой, тоска, Лариса!». Гости ток-шоу - те же, что и годы назад, просто многие под другими партийными флагами, - откровенно скучают, повторяя свои предсказуемости. (На осмелившегося сымпровизировать хоть чуть-чуть, - как-то на моих глазах такое было с на минуту призабывшим, «какое столетье на дворе», Пиховшеком, - волками вскинулись все до единого политики разных лагерей). И братаются, уже даже не дождавшись рекламных пауз, когда телезрителям «не видно». (Ку-ку, родные: я-то всё вижу и запоминаю!) Ведущие словно больше всего на свете боятся нарушить новый «закон роботехники»: «политиков обижать - ни-ни! задавать неудобные вопросы, если они заранее не согласованы - низ-зя!». Сплошной выполненный заказ - и ни грана стеснения!

 

Неудобно, правда, в итоге стало мне: такое ощущение, что это я незваной вломилась на «междусобойчики» хорошо знакомых друг с другом людей, часть из которых, к тому же, ближайшие родственники. И подслушиваю, и подглядываю, и повсюду сую свой нос. «А может, мне закрыть свой гнусный рот? А может, я и вовсе не народ?» - пели, помнится, когда-то давным-давно покойный Илья Алейников с другом Стояновым. И все как один слушатели прекрасно понимали, о чём речь.

 

Ну, да в том, что эта тоска смертная - т. е. отечественные политические ток-шоу новейшего времени, - рассчитана явно на очень немногих зрителей, сомневаться особенно и не приходится. (Так и большинство украинских бумажных общественно-политических СМИ давным-давно выпускаются, чтобы потрафить собственным хозяевам, а не «массовому читателю», что бы последний о себе ни воображал). Свобода слова в трактовке этой, безусловно, очень важной украинской публики до жути напоминает моль. Гадину ведь тоже называют бабочкой, но - ни красоты в моли, ни пользы, ни даже нормального полета... Правы, в общем, были мои друзья, заявляя: «Сплошную ерунду показывают»!

 

 

ТВ умерло - да здравствует радио?

 

До выборов-2015 в Украине - рукой подать, так что есть призрачная надежда, что через какой-нибудь год «политические» телеэфиры немного оживятся. Даже если не все из крупнейших отечественных ток-шоу этот год переживут. Лично мне ее, вопреки всем мрачным предчувствием, внушает... Правильно - радио (спасибо добрым людям за подсказку!).

 

Единственным разговорным у нас пока остается «Радио Эра FM» - то самое, которое входит в состав ТРК, чьи передачи делят эфиры с Первым национальным телеканалом имени Валида Арфуша. (Говорят, содержать «разговорную» радиостанцию слишком дорого, «КоммерсантЪ», тот не потянул...) Зато демократия на «Эре», в сравнении с ТВ, цветет пышным цветом.

 

Уже сегодня, помимо хорошо известных постоянным слушателям старых радиоведущих, свои авторские программы здесь ведут Микола Вересень (хм, он представляет государственное российское «Радио Россия») и Андрей Куликов (по пятницам вечером, для тех, кто не смотрит Шустера, составляет конкуренцию Севе Новгородцеву музыкальной передачей «Пори року»). Не боясь политических репрессий, в своей программе гнет правду-матку небезызвестная Оксана Ващенко, и гостями ее эфиров охотно становятся ведущие укрполитики. Особенно представители компартии. «Прямые» эфиры, темы которых определяют сами слушатели (и они же, на чём свет стоит ругают в них Януковича и вообще «власти»), чередуются с «душевными» программами по типу «В кабинетах» 5-го канала, и душеполезными передачами Московского патриархата с участием самого Георгия Коваленко. О бандитских 1990-х в своем проекте вспоминает легендарный Валерий Кур. Кра-со-та! Чтобы не показалось мало, в качестве рекламных пауз политики, в основном, комми и регионалы, и известные люди, включая г-на Никиту Василенко (отец небезызвестной Сони Кошкиной), вкратце рассказывают, почему Украина - великая страна. И да, чуть не забыла: «Эра FM» по-прежнему предоставляет эфиры украинским «Радио Свобода», «Польскому Радио» и «Радио Россия».

 

Что тут сказать? Неслучайно в начале 2000-х «независимых» разговорных радиостанций в том же Киеве было больше, чем сегодня. И работали на них самые сегодня известные медийные персоны... Но я сейчас не об этом. Я о том, что жизнь за пределами «зомбоящика» не просто есть. Чем дальше, тем большей вещью в себе, а уж никак не главным средством информации, становится само телевидение. Уже сегодня оно начинает проигрывать интернету и даже зародышу нового, мультимедийного радио. Главное, правда, - чтобы не проигрывало здравому смыслу. Но именно с этим у ТВ в Украине самые большие проблемы. Стоит несколько месяцев прожить вообще без телеэфиров, чтобы задуматься: а такое в принципе лечится?..

 

Фото - joyreactor.cc

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Алла Чердынцева, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7547
Коментарі
2
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
kvchas
4092 дн. тому
Начав читать статью, полумал - ну может автора накатило и немного выплеснулся. Но дочитав статью, не глядя на имя автора, я уже почувствовал что автор - женщина.
kvchas
4092 дн. тому
Начав читать статью, полумал - ну может автора накатило и немного выплеснулся. Но дочитав статью, не глядя на имя автора, я уже почувствовал что автор - женщина.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду