Мудрая недееспособность?
Бой в крупных и мелких военных операциях представляет то же самое, что уплата наличными при вексельных операциях: как ни отдаленна эта расплата, как ни редко наступает момент реализации, когда-нибудь его час наступит.
Карл фон Клаузевиц, «О войне»
Штрафные санкции в 7 миллиардов долларов, которые «Газпром» выставил нам за недобор своего газа, грянули, как гром среди ясного неба. И почти сразу же была оглашена версия, согласно которой это стало местью жестокого монополиста за соглашение с Royal Dutch Shell о разработке и добыче сланцевого газа, буквально накануне подписанное в швейцарском Давосе в присутствии президента Украины и премьер-министра Нидерландов.
Гипотезу о мести озвучил известный эксперт Богдан Соколовский, работавший во времена президентства Виктора Ющенко уполномоченным по международным вопросам энергетической безопасности. На этот же мотив мести недвусмысленно намекают журналисты Euronews (как русской, так и украинской редакций) в коротком репортаже, более суток повторявшемся в каждом получасовом блоке новостей.
Такое предположение заметно облагораживает нашу позицию в грозящем кризисе, однако, скорее всего, оно ошибочно. Склонен согласиться с польским аналитиком по энергетическим вопросам Анджеем Щесняком, который считает, что главной причиной выставления счета именно сейчас является не подписание договора о добыче сланцевого газа с Shell, а формальные временные рамки для выставления таких счетов. Действительно, год истёк совсем недавно, и в договоре должны быть оговорены сроки выставления штрафных санкций.
Кроме того, документы подобной значимости, предназначенные, в том числе, для рассмотрения в международных арбитражных судах, не пишутся наскоро за два-три дня, а, напротив, готовятся загодя и очень тщательно. Во всяком случае, российской стороной, о чём свидетельствует пресловутый пакет соглашений от 19 января 2009 года, на которые так любят ссылаться чиновники «Газпрома» и российские официальные лица.
Да и не нужен был «Газпрому» дополнительный стимул. Для страстного желания получить взыскуемую сумму хватает и этих самых «семи миллиардов причин» - как говорят в таких случаях американцы.
Наконец, есть ещё одно соображение. Дело в том, что именно такое развитие событий было описано задолго до того, как «Нафтогаз» потряс основы газовой монополии, заключив судьбоносное соглашение с Shell. И даже раньше, чем было заключено сначала тоже судьбоносное, а потом оказавшееся несколько менее судьбоносным соглашение по строительству LNG-Терминала.
«Сценарий действий РФ в экстремальных обстоятельствах известен. В случае, скажем, значительного несогласованного недобора Украиной российского газа будет выставлен здоровенный счет штрафных санкций, а при весьма вероятном отказе платить и предложении обращаться в суд - последует тупо перекрытие вентиля. Памятных для Европы "ужасов газовой войны 2009 года" россияне надеются если не полностью избежать, то существенно их демпфировать. Уже работает первая очередь "Северного потока", осенью войдет в строй вторая, плюс контролируемый на 100% "Белтрансгаз", плюс газохранилища в Европе. Определенная возможность маневра у "Газпрома" (и у Кремля) действительно есть».
Прогноз был обнародован в июле прошлого года, в рядовой заметке, в которой ваш автор анализировал демарши и месседжи президента РФ Владимира Путина в ходе его визита в Ялту, формально - для переговоров со своим коллегой Виктором Януковичем. («Ялтинская встреча "большой двойки"», «Детектор медіа», 18.07.2012).
Первая часть предположений уже сбылась. Вторая ветка «Северного потока» была введена в строй в запланированные сроки, и санкции выставлены. Автору было бы чрезвычайно лестно считать себя великим аналитиком, провидцем или даже персоной, допущенной к «эксклюзивным сливам» (что сейчас котируется особенно высоко). Но - увы! - чего нет, того нет.
Развитие ситуации было очевидно для всех, кто сколько-то внимательно следит за событиями в этой стратегически важной сфере. А не за заявлениями патентованных экспертов и правительственных чиновников. Которые так искренне удивляются всякий раз, когда происходит что-то, о чём они так убедительно рассказывали, что именно этого не будет и быть не может. Когда россияне таки «перекрыли вентиль», что стало решающим фактором газовой войны 2009 года; когда отказались принять Брюссельские украинско-европейские протоколы (23.03.2009), чем свели на нет этот великий прорыв. И когда начали строить Северный поток, и когда достроили его, а затем и вторую ветку, с перспективой строительства третьей и четвёртой. И когда заключили все необходимые договорённости о строительстве Южного потока. И... и так далее. В том числе, и когда весь прошлый год отказывались санкционировать объявленный нашей стороной объём недобора законтрактованных поставок.
Ведь проблема возникла не вдруг и имеет уже давнюю предысторию. Скажем, официальный отказ «Газпрома» взимать штрафы за недобор 2009 года стал единственным, правда, сильно приукрашенным, но всё-таки серьёзным положительным результатом провальных переговоров тогдашней премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москве (29.04.2009).
Принципиально важно, что, пообещав тогда не «вымогать у Украины 2 миллиарда» (как выразился кто-то из публицистов), российская сторона руководствовалась своими, отчётливо сознаваемыми интересами, последовательно и планомерно реализуя их в реально складывавшихся обстоятельствах. Собственно, как и сейчас.
И это - наша самая большая проблема. Нет, не газпромовская (кремлёвская) методичность. А то, что она выглядит таковой почему-то именно на нашем фоне. Ведь нельзя же сказать, что не предпринималось меры противодействия! Предпринимались, и не раз. И намерения были (не будем сомневаться!) самые что ни на есть патриотические и благие. Однако либо оканчивались ничем, либо более-менее радикально ухудшали положение, как газовая война, завершившаяся тем самым пактом о капитуляции от 19 января 2009 года. Или выставляли страну и её правительство на посмешище - как при подписании скандального соглашения о строительстве LNG-терминала с лыжным инструктором из Барселоны.
Впрочем... Гипотетически (ну - очень гипотетически) нельзя исключать и того, что всё это - мудро просчитанные элементы сложного, стратегически продуманного плана по дезинформации партнёров по переговорам. Чтобы, понимаешь, вконец убедить их в абсолютном непрофессионализме и недееспособности украинских представителей. Чтобы поверили, расслабились... и пропустили решительный ход, который навеки избавит Украину от жестокого диктата газового монополиста.
Во всяком случае, пока - это самый обоснованный из всех ну очень гипотетических оптимистичных сценариев.
Фото - smiua.net