Мудрая недееспособность?

31 Січня 2013
2911
31 Січня 2013
12:07

Мудрая недееспособность?

2911
Комментарии СМИ о штрафных санкциях «Газпрома» облагораживают украинскую позицию в грозящем кризисе, однако, скорей всего, они ошибочны.
Мудрая недееспособность?

Бой в крупных и мелких военных операциях представляет то же самое, что уплата наличными при вексельных операциях: как ни отдаленна эта расплата, как ни редко наступает момент реализации, когда-нибудь его час наступит.

 Карл фон Клаузевиц, «О войне»

 

Штрафные санкции в 7 миллиардов долларов, которые «Газпром» выставил нам за недобор своего газа, грянули, как гром среди ясного неба. И почти сразу же была оглашена версия, согласно которой это стало местью жестокого монополиста за соглашение с Royal Dutch Shell о разработке и добыче сланцевого газа, буквально накануне подписанное в швейцарском Давосе в присутствии президента Украины и премьер-министра Нидерландов.

 

Гипотезу о мести озвучил известный эксперт Богдан Соколовский, работавший во времена президентства Виктора Ющенко уполномоченным по международным вопросам энергетической безопасности. На этот же мотив мести недвусмысленно намекают журналисты Euronews (как русской, так и украинской редакций) в коротком репортаже, более суток повторявшемся в каждом получасовом блоке новостей.

 

Такое предположение заметно облагораживает нашу позицию в грозящем кризисе, однако, скорее всего, оно ошибочно. Склонен согласиться с польским аналитиком по энергетическим вопросам Анджеем Щесняком, который считает, что главной причиной выставления счета именно сейчас является не подписание договора о добыче сланцевого газа с Shell, а формальные временные рамки для выставления таких счетов. Действительно, год истёк совсем недавно, и в договоре должны быть оговорены сроки выставления штрафных санкций.

 

Кроме того, документы подобной значимости, предназначенные, в том числе, для рассмотрения в международных арбитражных судах, не пишутся наскоро за два-три дня, а, напротив, готовятся загодя и очень тщательно. Во всяком случае, российской стороной, о чём свидетельствует пресловутый пакет соглашений от 19 января 2009 года, на которые так любят ссылаться чиновники «Газпрома» и российские официальные лица.

 

Да и не нужен был «Газпрому» дополнительный стимул. Для страстного желания получить взыскуемую сумму хватает и этих самых «семи миллиардов причин» - как говорят в таких случаях американцы.

 

Наконец, есть ещё одно соображение. Дело в том, что именно такое развитие событий было описано задолго до того, как «Нафтогаз» потряс основы газовой монополии, заключив судьбоносное соглашение с Shell. И даже раньше, чем было заключено сначала тоже судьбоносное, а потом оказавшееся несколько менее судьбоносным соглашение по строительству LNG-Терминала.

 

«Сценарий действий РФ в экстремальных обстоятельствах известен. В случае, скажем, значительного несогласованного недобора Украиной российского газа будет выставлен здоровенный счет штрафных санкций, а при весьма вероятном отказе платить и предложении обращаться в суд - последует тупо перекрытие вентиля. Памятных для Европы "ужасов газовой войны 2009 года" россияне надеются если не полностью избежать, то существенно их демпфировать. Уже работает первая очередь "Северного потока", осенью войдет в строй вторая, плюс контролируемый на 100% "Белтрансгаз", плюс газохранилища в Европе. Определенная возможность маневра у "Газпрома" (и у Кремля) действительно есть».

 

Прогноз был обнародован в июле прошлого года, в рядовой заметке, в которой ваш автор анализировал демарши и месседжи президента РФ Владимира Путина в ходе его визита в Ялту, формально - для переговоров со своим коллегой Виктором Януковичем. («Ялтинская встреча "большой двойки"», «Детектор медіа», 18.07.2012).

 

Первая часть предположений уже сбылась. Вторая ветка «Северного потока» была введена в строй в запланированные сроки, и санкции выставлены. Автору было бы чрезвычайно лестно считать себя великим аналитиком, провидцем или даже персоной, допущенной к «эксклюзивным сливам» (что сейчас котируется особенно высоко). Но - увы! - чего нет, того нет.

 

Развитие ситуации было очевидно для всех, кто сколько-то внимательно следит за событиями в этой стратегически важной сфере. А не за заявлениями патентованных экспертов и правительственных чиновников. Которые так искренне удивляются всякий раз, когда происходит что-то, о чём они так убедительно рассказывали, что именно этого не будет и быть не может. Когда россияне таки «перекрыли вентиль», что стало решающим фактором газовой войны 2009 года; когда отказались принять Брюссельские украинско-европейские протоколы (23.03.2009), чем свели на нет этот великий прорыв. И когда начали строить Северный поток, и когда достроили его, а затем и вторую ветку, с перспективой строительства третьей и четвёртой. И когда заключили все необходимые договорённости о строительстве Южного потока. И... и так далее. В том числе, и когда весь прошлый год отказывались санкционировать объявленный нашей стороной объём недобора законтрактованных поставок.

 

Ведь проблема возникла не вдруг и имеет уже давнюю предысторию. Скажем, официальный отказ «Газпрома» взимать штрафы за недобор 2009 года стал единственным, правда, сильно приукрашенным, но всё-таки серьёзным положительным результатом провальных переговоров тогдашней премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москве (29.04.2009).

 

Принципиально важно, что, пообещав тогда не «вымогать у Украины 2 миллиарда» (как выразился кто-то из публицистов), российская сторона руководствовалась своими, отчётливо сознаваемыми интересами, последовательно и планомерно реализуя их в реально складывавшихся обстоятельствах. Собственно, как и сейчас.

 

И это - наша самая большая проблема. Нет, не газпромовская (кремлёвская) методичность. А то, что она выглядит таковой почему-то именно на нашем фоне. Ведь нельзя же сказать, что не предпринималось меры противодействия! Предпринимались, и не раз. И намерения были (не будем сомневаться!) самые что ни на есть патриотические и благие. Однако либо оканчивались ничем, либо более-менее радикально ухудшали положение, как газовая война, завершившаяся тем самым пактом о капитуляции от 19 января 2009 года. Или выставляли страну и её правительство на посмешище - как при подписании скандального соглашения о строительстве LNG-терминала с лыжным инструктором из Барселоны.

 

Впрочем... Гипотетически (ну - очень гипотетически) нельзя исключать и того, что всё это - мудро просчитанные элементы сложного, стратегически продуманного плана по дезинформации партнёров по переговорам. Чтобы, понимаешь, вконец убедить их в абсолютном непрофессионализме и недееспособности украинских представителей. Чтобы поверили, расслабились... и пропустили решительный ход, который навеки избавит Украину от жестокого диктата газового монополиста.

 

Во всяком случае, пока - это самый обоснованный из всех ну очень гипотетических оптимистичных сценариев.

 

Фото - smiua.net

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2911
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду