Признание Гюнтера Грасса
Мировая сенсация: замечательный писатель, живой классик, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс, автор всемирно известных книг «Жестяной барабан», «Собачьи годы», «Траектория краба» и других, разоблачающих фашизм, в 78 лет решился на смелый поступок. Он признался, что служил в войсках СС - в тех самых проклятых во всем мире частях Waffen–SS.
Об этом он поведал в интервью «Frankfurter Allgemainen» и агентству DPA. Кроме того, Грасс написал автобиографическую книгу «Шелуха луковицы», которая появится на прилавках немецких книжных магазинов осенью.
Со времени службы Грасса в СС прошло более 60 лет. Пресса пестрит заголовками: «Почему так долго молчал?» Боялся? Настоящий писатель ничего не боится, тем более – Грасс! Пусть и в Германии, ненавидящей свое фашистское прошлое. В чем же дело?
Гюнтер Грасс рассказывает:
«В конце концов, это должно было выйти наружу. В 17 лет мне стало ясно, что пора уходить из семьи, поэтому я добровольно завербовался, но не в войска СС, а в соединение подводных лодок. Что, впрочем, тоже было безумием. Никто меня не заставлял. В последние месяцы войны, в конце 1944 – начале 1945 года в армию набирали всех, кто мог пригодиться. Я так до конца и не понял, как многие юноши того времени, что я сделал. Мы работали во вспомогательных службах подводников. Через год на мой стол лег приказ, и я понял, что направляюсь в войска СС, первоначально расположенные в Дрездене».
Гюнтер Грасс служил в танковом дивизионе СС, воевавшем до февраля 45 года на Восточном фронте и капитулировавшем в Германии перед наступающими советскими войсками. Агентству DPA он сказал, что за время службы ни разу не выстрелил. Возможно. Но все же, почему так запоздало признание?
«Мысленно возвращаясь назад, я все время молчал о том, что меня тяготило, и о чем я не мог говорить. Это должно было быть написано»…
Вот и все, что сказал Грасс, глядя с портретов, как всегда, прямо в лицо читателю. И, наверное, он поступил правильно, хоть и с опозданием.
«Лучше поздно, чем никогда» - это уже наша пословица. Всегда ли мы признаемся в содеянном, как это сделал, пусть с опозданием, Гюнтер Грасс? Например, в своей книге «Траектория краба», описывающей зарождение фашистской психологии в массах, он изобразил высокопоставленного нациста Вильгельма Густлова и привел подлинную историю гибели одноименного транспортного судна от залпов легендарного советского героя-подводника, одессита Александра Маринеско.
Известные сегодня всему миру, факты о потоплении «Вильгельма Густлова» всплыли в истинном свете благодаря исследованиям Гюнтера Грасса. Человеческих жертв, - а судно перевозило эвакуированных из Восточной Пруссии немцев, военных и гражданских, - на «Густлове» было в несколько раз больше, чем при гибели романтизированного «Титаника». В ледяной воде Балтийского моря погибло свыше 9 тысяч человек, из них треть – дети. Почему же, все-таки, Грасс, выяснивший и отразивший в своей книге все обстоятельства гибели «Густлова», лишь на закате жизни признался, что служил в войсках СС. Стыдно было?
В большинстве публикаций о последнем признании Грасса приводится краткая справка о злодеяниях Waffen SS и их жертвах. Страшно… Только лично я не могу не проводить параллели с многолетними зверствами НКВД. Ведь это должно быть нам ближе. Достаточно подъехать к Быковне, где еще дышит земля и зияют дырки в черепах расстрелянных энкаведистами людей. Тысяч невинных. Убитых своими.
Много ли мы слышали признаний в злодеяниях НКВД? Личных, поименных. Разве «карающие мечи» не находились рядом с пером Михаила Шолохова, Аркадия Гайдара, других талантливых писателей? Они тоже были молоды. Украинский художники вообще вне подозрений. Куда там! Ведь у нас есть только языковая проблема, а о расстрельных делах и их вдохновителях, о покаянии сексотов предпочитают не вспоминать.
Гюнтер Грасс признался и покаялся в своем давнем грехе. А вы…? Конечно, не в чем! Тогда читайте его новую книжку «Шелуха луковицы».
