Фиктивная политика

17 Липня 2006
3689
17 Липня 2006
13:19

Фиктивная политика

3689
Наслушавшись пропагандистской трескотни, обалдев под гипнотическим воздействием телевизионной шумихи, наш избиратель идет на избирательный участок как на ярмарку.
Фиктивная политика

Самая популярная тема, ставшая политической жвачкой во рту депутатов, – единство Украины. Всё теперь у нас делается во имя его. Запоздало-непродуктивная активность президента Ющенко и продуктивный мордобой в Верховной Раде, ригоризм Тимошенко и оппортунизм Мороза-Симоненко, содержательно-«долларовая» молчаливость Ахметова-Януковича и пустая схоластическая риторика Зварича-Бессмертного – всё возложено на этот священный алтарь.
 
Даже депутат от Партии регионов Олег Калашников, антропологические черты которого говорят красноречивее его слов, сначала избил телеоператора канала СТБ, а потом извинился «заради того, щоб Україна була єдина". Тут есть о чем задуматься.

Похоже, важнейшее понятие культурно-исторической жизни народа в устах политиков на наших глазах превратилось в маркировочный товарный знак сословной принадлежности. Подобно тому, как в былое время транспарант «Слава КПСС!», крепившийся на фасаде здания, был знаком принадлежности его хозяина к касте коммуно-советской номенклатуры, так сейчас «раскол-единство Украины» служит своеобразным паролем для опознания новой номенклатурной «элиты». И, как и в прошлом, этот пароль открывает доступ к кормушке.

 ПАРТИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ

- Что вы можете сказать о своей жизни здесь?
- Весь медицинский персонал матерится и кричит
на больных, даже без видимого повода.

(Из анкетного опроса пациентов в психушке)

Бесконечно рассуждая о грозящем расколе страны, наши политики не учитывают (а может, и учитывают) важное  обстоятельство: сами эти разговоры провоцируют апокалиптическое сознание избирателей и становятся фактором ментального раскола общества. Однако, мне кажется, политикам как раз это и нужно: именно в устах депутата Калашникова это понятие наконец-то стало знаком времени и приобрело свой истинный смысл – коммерческий.

Это раньше слова «раскол» и «единство» страны имели первичный смысл «крови и почвы» и взывали к политическому и военному действию. В наше время «политики в телевизоре» эти слова стали рекламой на рынке политических товаров.

Здесь принципиальное значение имеет тот факт, что так же, как в экономике успех фирмы зависит от экономического поведения потребителя товара (нобелевские премии по экономике в последнее время получают именно за исследования в этой области), так и в политике – политическое поведение избирателя определяет успех и эффективность таких политических институтов, как партии. Задача номер один – повлиять на это поведение.

Лучший инструмент для этого дела - реклама, формирующая поведение покупателя (избирателя), которое принесет выгоду фирме (партии). Нужно заметить, что мы тут оказались хорошими учениками западных политтехнологов, манипулирующих поведением человека, хотя и находимся на той исторической стадии, которую Европа прошла (в экономике и политике) два столетия назад.
 
Если оглянуться на историю, эра рекламы на Западе началась с сороковых годов XIX столетия, когда “Times” начала печатать платные объявления. Затем это явление со скоростью эпидемии захватило все информационное пространство, и уже к концу того века произошел важнейший сдвиг в социологической структуре капиталистического общества и в психологической структуре отдельного человека – началась эпоха массового производства для «общества потребления», для «массового человека». Тогда же впервые началось производство и «фиктивных товаров».

Фиктивным товаром называют такой товар, который предназначен для удовлетворения несуществующей потребности. Точнее, имеется в виду потребность, о которой покупатель сам не знал до того, пока не прочел в газете или не увидел по телевизору рекламу этого товара.

Газеты, а затем телевидение стали важнейшим средством продвижения  таких товаров к потребителю – путем внушения ему, что такая потребность у него есть. Потом сюда подключается мода, которая паразитирует на искусственных потребностях и взвинчивает цены на «самый-самый» новейший товар. Именно так происходит и в политике: избирателю внушают, что именно вот этот политический товар (скажем, партия коммунистов, регионалов или прогрессивных социалистов) – как раз тот, который ему позарез нужен.

Достаточно посмотреть на этих странных старух, бросивших внуков и ночующих у феодосийского причала или под стенами Рады, чтобы удостовериться: они таки «купили» этот товар.

 ПОЛИТИКИ В РОЛИ МАКЛЕРОВ

- Каковы ваши отношения с персоналом больницы?
-  Персонал в основном из сельской местности,  малообразованный,
и отсутствие мыслей  заменяет повышением голоса,
при этом любит получать сувениры…

(Из того же опроса)

Политика, потерявшая героический этос исторического служения народу и превратившаяся в рынок политических услуг, создает спрос на политических менеджеров, партийных рекламных агентов, манипуляторов общественным сознанием. Когда мы каждый день «встречаемся» в телевизоре с Черноволом, Кушнаревым, Азаровым, Бессмертным, Рудьковским…  – мы имеем дело с политическими маклерами. Их высокооплачиваемая работа – оболванить избирателя и всучить ему партийный буклет из символов новой веры, которые завораживают и парализуют его критическое мышление.

Стратегия их действий – фабрикация «острых проблем». Вроде проблемы языка или формирования  коалиционного соглашения. При этом используется технология провокации чувств, а не мыслей, создания благоприятных и неблагоприятных ассоциаций в сознании избирателей. Такая технология тем эффективнее, чем менее рациональна, - она имитирует конкурентную политическую борьбу «элит», в пылу которой якобы выковывается партийная идентичность и мобилизуется «массовая поддержка» избирателей. 

На самом деле это фиктивная борьба фиктивных партий, состоящих на содержании теневого капитала в условиях олигархата. Эта «борьба» лишь скрывает, маскирует подлинные конфликты интересов тех, кто находится за кулисами.

Донецкая корпорация, например, заинтересована сейчас не столько в перераспределении активов (уже нахапали), сколько в их производительном использовании. Поэтому ее политическому авангарду поставлена задача: твердые узаконенные правила игры для использования государственного бюджета в интересах корпорации, равновеликих интересам государства. Все это читается в их программе Оказаться сегодня Партии  регионов в оппозиции – загубить бизнес нашего глянцевого миллиардера.

Другие же фиктивные партии из «демократической коалиции» хотели бы, напротив, еще малость перераспределить активы страны в пользу своих корпораций более мелкого масштаба. Либо  договориться о сферах влияния, подписав «пакт о ненападении».

Когда я увидел однажды в телевизоре, как Порошенко, выходя после очередных переговоров из офиса Партии регионов, поцеловался на крыльце с Клюевым, я понял: демократической коалиции не быть. Ее разрушат поцелуи Порошенко-Клюева, Еханурова-Кучмы. Так и случилось. А «зрада Мороза» - лишь мелкое политическое сутенерство лидера левой партии, разложившейся под влиянием коммерческих интересов. Он и его сторонники теперь предъявляют обществу «рациональное алиби» – для подготовки к зиме нужны правительство и бюджет. Надо «спасать страну», об идеалах – не время. Политический оппортунизм партии выставлен на прилавок, как полезное средство от перхоти.

Коалицию демократических сил можно было, конечно, создать за три дня, написав двухстраничный текст коалиционного соглашения. Но это соглашение должен был продиктовать президент. Пункт первый: разрабатываем такие-то законы для отделения бизнеса от власти. Пункт второй: пересмотр итогов приватизации по принципу «доплати и владей» - для легализация теневой экономики и стимулирования притока капитала. К слову, так поступили лейбористы Англии после Тэттчер, введя налог на «непредвиденный доход». Пункт третий: политическая демократия в стране основывается на экономической демократии - на доступе наемных работников к собственности компаний. Пункт четвертый: государство вмешивается в бизнес с одной целью – преодоление узости внутреннего рынка путем повышения доходов домашних хозяйств и вовлечения всего имущества страны в рыночный оборот, а также для выравнивания отраслевых норм прибыли. Пункт пятый: основная задача чиновников в органах власти – управление государственной и коммунальной собственностью, социальная безопасность граждан. Количество чиновников зависит от объема этой собственности, а размер их зарплаты - от эффективности ее капитализации. Пункт шестой: декриминализация,  демафизация суда, прокуратуры, милиции, СБУ. Пункт седьмой: свобода слова и независимость СМИ – фундаментальная предпосылка эффективности власти, создания и функционирования социального и культурного капитала. Пункт восьмой: Не менее десяти процентов ВВП должны обеспечивать услуги общественных организаций. На этом историческом этапе - всё! Остальное – приложится. И на должность премьер-министра -  по принципу: кто с этим лучше управится?

Объединил бы такой демократический «проект» нацию? Не-миллионеров - безусловно. Но еще и сегодня наш президент в поиске: «Як політик я переконаний в тому, що проект, в якому зійдуться політичні сили, які репрезентують людські симпатії на Сході України і на Заході, проект, який може об'єднати ці політичні сили  … це буде один з великих політичних проектів. Я думаю, що до цього нація повинна прагнути і розуміти».

Как же надо оторваться от жизни, чтобы не понимать, что Украину раскалывает пропасть между богатыми и бедными, а вовсе не «симпатии» избирателей к различным  политическим силам на Востоке и на Западе Украины.

Потому-то мы в течение трех месяцев и видели, как президент был «третьим лишним» при формировании коалиции, а вся политическая кухня была занята формированием иррационального ужаса перед образом возможного премьера Тимошенко. Этот ужас должен был цинично замаскировать шкурный интерес олигархов - нежелание «доплатить» и желание укрепить свой бизнес.

 ИЗБИРАТЕЛИ В ЗАКОЛДОВАННОМ ЦАРСТВЕ
- Нарушаются ли здесь ваши права?
- Разве все упомнишь после таких уколов!
(Из той же анкеты)

«Мы выполняем то, что обещали своим избирателям. Мы выполняем их волю», - рефреном звучат куплеты «маклеров» от Партии регионов, БЮТ, НСНУ, социалистов и, конечно же, коммунистов. Правда, последние почему-то напрочь забыли, как в октябре 2005 года Петр Симоненко открывал в Луганске, при большом стечении народа, Коммунистический фронт освобождения Украины от олигархического режима. А может, Симоненко совершит этот гераклов подвиг именно сейчас, в союзе с олигархами?

Звучит и такая песня: политики, которых мы выбрали, оказались не на высоте исторической задачи, но наш замечательный народ - он «на голову выше» этих политиков, «он все понимает» - дайте ему еще раз выбрать, в следующий раз не ошибется.

Так и большевики когда-то, чтобы замаскировать свой авантюризм, славили пролетариат-гегемон, который якобы был сознательной «движущей силой истории». И потом три четверти века они и их подручные интеллектуалы пели осанну этой «движущей силе». Только единицы, в их числе – наш соотечественник Владимир Короленко, с самого начала имели мужество смотреть открытыми глазами. Обращаясь к А.В. Луначарскому, он прозорливо писал: "Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом", поскольку "власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола". И еще: «Самая легкость, с которой вам удалось повести за собой наши народные массы, указывает не нашу готовность к социалистическому строю, а, наоборот, на незрелость нашего народа».

Не волю свою, а безволие и социальную слепоту выразил наш народ, выбирая калашниковых управлять государством. И нет никакой гарантии, что и в следующий раз его «выбор» будет лучшим. Потому что в массе своей наш избиратель в качестве наемного работника находится в личной феодальной зависимости от таких вот мордатых «аристократов духа». Они, «властелины мафиозных колец», лучше, чем разложившееся государство, дают работу, кормят, взимают налоги и вершат быстрый суд. А избиратель, не будучи причастным к созданной им же  собственности, находится, как наемный работник, в заколдованном мире отчуждения. В этом мире он вынужден с благодарностью и даже любовью относится к тем, кто его нещадно эксплуатирует.

В таких условиях всеобщее избирательное право превращается в фетиш, а выборы – в манипуляцию «волеизъявлением» избирателей. Наслушавшись пропагандистской трескотни, обалдев под гипнотическим воздействием телевизионной шумихи, наш избиратель идет на избирательный участок как на ярмарку. Он выбирает политических лидеров под воздействием телевизионной рекламы точно так же, как он выбирает новейший сорт мыла – как фиктивный товар.

В заключение хочу обратить внимание на самое, как мне кажется, тревожное обстоятельство в этой ситуации. Такие крупнейшие социальные мыслители современности, как нобелевские лауреаты – Дж. Стиглиц и Д. Норт, экономист Э. де Сото, политолог и лингвист Н. Хомский и многие другие бьют тревогу по поводу того, что в странах бывшего СССР, в том числе в Украине, идея народного капитализма потерпела сокрушительное поражение. Они изумлены, до какой степени трудящиеся в этих странах подвергаются жесточайшей эксплуатации, а все выгоды трансформации социализма в рыночный капитализм стали привилегией для замкнутых кругов бизнесменов и технократов.

Только наша интеллигенция «не видит» этой проблемы. Ее зрение устроено так, что жизнь «во дворцах» она воспринимает более реальной, чем жизнь «в хижинах». Это прекрасно демонстрирует наше телевидение.

Николай Козырев

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для "Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
3689
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду