Узница его величества
Сначала - общие впечатления, навеянные информацией о Юлии Тимошенко.
Последние сообщения потрясают дикостью происходящего. В цивилизованной стране такого не могло бы быть, потому что просто не могло бы, и всё. Юлию Тимошенко избили во время доставки в больницу. Её на носилках доставляют на судебные заседания.
После этого все публичные высказывания наших госмужей о том, что речь якобы идёт о верховенстве права, а никакого политического преследования нет и близко, не стоят ломаного гроша. Им теперь всё равно никто не поверит.
Для чего вообще практикуется присутствие обвиняемого на судебных заседаниях? Почему в цивилизованных странах не применяется практика заочного вынесения приговора? Только для того, чтобы обвиняемый мог лично выслушать этот приговор?
Вовсе нет: в основу цивилизованного права положен принцип соревновательности сторон. И, соответственно, их равноправности. А теперь вопрос: может ли человек, доставленный в зал суда на носилках, реально отстаивать свою позицию? Может ли он производить должное впечатление на состав суда? В состоянии ли он это делать, в силах ли? Вот этого в данном случае никто и не знает. Не задавался этим вопросом, не выяснял.
Получается, что человека без сознания, или с высокой температурой, или с приступом ангины, лишающим его возможности говорить, всё равно можно доставить в зал суда и при этом считать, что всё так, как и должно быть? Физическое присутствие обвиняемого имеет место, а больше ничего и не нужно?
В таком случае чем подобный суд отличается от заочного? От пресловутых «троек»?
Вот она, реальная информация, облетевшая весь мир. В нашей стране победившего пиара уверены, что информация - это велеречивые словеса политиков и чиновников, их бесконечные бессодержательные синхроны. А настоящая информация - вот она, бессловесная картинка Юлии Тимошенко на носилках в зале суда. Все объяснения и комментарии на фоне этой картинки меркнут, теряют не только значение, но и смысл, превращаются в самообличение и признание во лжи.
Но вот ведь какой вырисовывается в наших СМИ парадокс. Информация, которую мы получаем от лояльных к власти телеканалов, изобилует недоговорками и умолчаниями. Обо многих важнейших событиях либо не сообщается вовсе, либо сообщается вскользь, без подробностей, как о чём-то несущественном и не имеющем значения.
С информацией, касающейся Юлии Тимошенко, дело обстоит совсем не так. Пусть даже каналы добавляют к своим материалам иронии или злорадства, пусть они смещают акценты, но об основных перипетиях «дела Тимошенко» они сообщают. О многих мелочах - тоже. Аудитории не позволяют об этом забыть.
Пусть даже в случае с избиением выпуски новостей пытались склонить зрителей к убеждённости, что никакого избиения не было, но сам факт они обнародовали. Прозвучали и синхроны представителей оппозиции.
Не умалчивали телеканалы ни о поездках депутатов от оппозиции на Харьковщину, ни о требованиях оппозиции обеспечить Тимошенко лечение за границей, ни об отказе власти удовлетворить эти требования.
Если оставить в стороне акценты и оценки, всю фактологическую сторону событий лояльные к власти телеканалы доносят до зрителей пусть и не безукоризненно, пусть неполно, но достаточно широко.
Почему? Вот этот вопрос и не даёт покоя. Если они так поступают - значит, так нужно, значит, власти выгодно так и именно так. В чём тут дело? Оно, вероятно, в том, как именно телевидение и прочие СМИ освещают тему Тимошенко в заключении. В каком ключе, под каким ракурсом.
Вот вам первый вопрос: Тимошенко избили при доставке в больницу. Это потому, что она - Тимошенко, или же в наших местах заключения вообще так принято? Было ли, помимо личности заключённой, в данном случае нечто такое, что выходило бы за рамки общепринятой практики?
По данным исследования Лондонского королевского колледжа, в Украине из каждых 100 тысяч населения (чуть больше, чем Бровары или Енакиево) 334 человека пребывают в заключении. Есть ли сведения о том, что к Юлии Тимошенко в колонии относятся хуже, чем к другим заключённым? Что обращение с ней - это нечто из ряда вон выходящее?
Вот вам второй вопрос: разрешают ли всем прочим заключённым лечение за границей? Хотя бы в исключительных случаях? Есть ли в отказе разрешить заграничное лечение Тимошенко предвзятое отношение к ней и именно к ней? С фактической точки зрения, на личностном уровне, безусловно, есть - а вот с формальной, на уровне установленных норм и практики пребывания украинцев в местах лишения свободы?
Вопрос, разумеется, сугубо риторический: о лечении за границей могут только мечтать 99% рядовых украинцев, даже не пребывающих в заключении. Вот интересно: если бы Константин Усов снимал свой знаменитый фильм не в Лукьяновском СИЗО, а в любой из киевских (столичных!) больниц - не оказалось ли бы между ними уж слишком много общего?
Да, Юлию Тимошенко осудили несправедливо, неправосудно. Но разве она - единственная такая в Украине? Разве мало рядовых граждан пребывают за колючей проволокой только из-за того, что некоему следователю или судье захотелось получить повышение, премию, а то и живые деньги? Они - жертвы той же самой государственной машины, пусть даже среднего и нижнего её звеньев.
Заслуга Константина Усова состоит прежде всего в том, что он посмотрел на проблему СИЗО как таковую, а не с точки зрения Юлии Тимошенко, политики и политиков. Он обобщил проблему, и... Результатом стало почти что эхо в пустыне. Да, были материалы, которые пытались акцентировать внимание на порядках, царящих в местах лишения свободы, на правах и бесправии заключённых. Как, например, статья «Тюремный прорыв» Надии Михальчук в «Украинской правде». Да, фильм Усова до определённой степени привлёк внимание к проблемам мест лишения свободы вообще. Но адекватным ли стало в итоге это внимание, соразмерным ли проблеме? Превратилось ли оно в систему, в правило?
Нет, не превратилось. Фильм Усова и другие материалы о местах лишения свободы так и остались исключениями из правила. Большинство СМИ наперебой только и кинулись, что прогнозировать: улучшат ли условия содержания в Лукьяновском СИЗО, сделают ли его образцово-показушным или не сделают? Накажут ли его руководителей или не накажут? А может, вообще уволят? Словно именно в Лукьяновском СИЗО и только в нём - весь корень зла.
И тогда вот ещё вопрос: есть ли данные о том, что Лукьяновское СИЗО - какое-то особое, особо зверское? Что условия содержания в нём радикально хуже, чем во всех прочих?
Но нет, подавляющее большинство СМИ только и рассматривали проблему, что на уровне «отдельных недостатков» и «если кто-то кое-где у нас порой». К сведению: даже в советских СМИ в самые что ни на есть брежневские годы время от времени случались материалы о страшных нарушениях и даже преступлениях в том или ином месте и в той или иной организации. Громкое в те времена дело о коррупции в горисполкоме Сочи стало достоянием гласности.
Причины появления таких материалов скрывались глубоко за кулисами политической жизни, которая в СССР, как и сейчас, была отнюдь не бесконфликтной и тоже сводилась к борьбе кланов и группировок. А ещё появление таких материалов было призвано выпускать пар общественного недовольства: люди между собой говорят о нарушениях - так вот пусть и читают о некоторых из них. А заодно читают, как государство борется с ними. Пусть думают, что это - исключения, а не правило; пусть думают, что и до их вороватого руководства рано или поздно доберутся.
Единственное, чего строжайше не дозволялось, - это делать обобщения. По той ли самой традиции, или уже по новейшей, но и сегодняшние украинские СМИ в большинстве своём обобщать не любят.
Наконец, ещё один вопрос. Рано или поздно Юлия Тимошенко выйдет из заключения. Представляется даже, что, возможно, это случится как раз перед выборами, как раз тогда, когда в избирательные списки и распределение округов уже нельзя будет внести изменения. И международной общественности будет показана якобы «добрая воля» и якобы «демократический характер выборов», и освобождение Тимошенко только внесёт разлад в оппозиционные ряды. Но это - не более чем гипотеза.
Так вот, выйдет Тимошенко из заключения. И что же - на этом все проблемы мест заключения будут решены? Всё станет нормально и даже более чем нормально?
Вот этого уже совсем не понять: казалось бы, драма Юлии Тимошенко уж непременно должна была обратить внимание сочувствующих ей СМИ на проблему в целом! На проблему, с которой сталкиваются сотни тысяч граждан! Казалось бы, уж оппозиционные СМИ должны были изучить проблему от и до. Казалось бы, уж оппозиционные политики в своих публичных выступлениях только и должны были, что настаивать и настаивать на недопустимости всего, что происходит за колючей проволокой, - не только с Юлией Тимошенко, но вообще происходит. На необходимости радикальных перемен. Но нет, за редкими исключениями, ничего подобного не происходит. Или нашим политикам уже и вовсе до всего остального мира, кроме себя, и дела нет? Или наши медиа в общей своей массе уже и вовсе, окончательно и бесповоротно, превратились в пиявок при политиках?
Что же касается Тимошенко... Да, «Батькивщина» должна была прилагать все усилия, чтобы по возможности оберегать Юлию Владимировну, охранять её. Чтобы и за колючей проволокой Тимошенко не чувствовала себя забытой, заброшенной. Чтобы ощущала поддержку и сочувствие. Чтобы не выпадала из информационного потока, а была ньюзмейкером, чтобы вокруг неё постоянно создавались информационные поводы. Но, как обычно, батькивщиновцам изменило чувство меры. Как обычно, переборщили они, и очень сильно переборщили. (Вот к чему приводит закрытость, непубличность.)
Неумеренное педалирование темы Тимошенко, слишком уж настойчивые требования её лечения за границей и подобные столь же нереальные, невозможные, искусственные - всё это не помогает Юлии Владимировне, а вредит ей. Ибо создаёт ей негативный образ. Людям словно показывают: даже в заключении она остаётся «белой костью» и «голубой кровью», и за решёткой у неё едва ли не больше прав и возможностей, чем у рядовых украинцев на свободе, в обыденной повседневной жизни.
Власти остаётся только пользоваться слишком уж неумеренным рвением лидеров «Батькивщины». Может, именно поэтому провластные телеканалы так широко информируют украинцев обо всех перипетиях заключения Тимошенко?
Фото - obozrevatel.com