Говорит и показывает Михалков
Чуть более 45 минут доверенное лицо кандидата в президенты Путина режиссер Михалков, удобно расположившись за кабинетным столом, практически в сказовой манере вещает о нелегком пути Ивана Ильина, сопровождая обширные цитаты из текстов философа собственными развернутыми комментариями - для непонятливых.
Главными популяризаторами наследия Ильина в России можно считать Путина и Солженицына, обильно цитирующих философа. Обоим близки консервативные взгляды мыслителя, настаивавшего на необходимости в России если не монархии, то авторитарного правления, и непригодности для России европейской демократии, а также вовсю критиковавшего коммунистов.
При таком мощном пиаре за первое десятилетие ХХI века из подзабытого философа второго ряда Ильин превратился в одну из ключевых фигур российской философии - о нем уже дважды сняли фильм, создан сайт при МГУ, на котором выложен архив и работы Ильина, а в 2005 году, согласно воле покойного и по указу президента России, прах Ильина и его жены был перезахоронен под Москвой.
Не знаю, писали ли о своем желании покоиться в России Бердяев, Булгаков или Шестов, но их взгляды так далеки от пропагандируемой сейчас необходимости построения жесткой вертикали власти, и цитаты из их работ никоим образом не помогают легитимизировать авторитаризм в России - так что их прах так и останется лежать в Париже до лучших времен.
Другое дело - Ильин, очень близкий своими взглядами премьеру, и особенно актуальный перед выборами. И Никита Сергеевич, чтобы не подвести своего доверителя, старательно, как школьный учитель, разъясняет зрителю пророческий смысл текстов философа. Как он предсказал крах коммунизма и полный упадок России, если она попытается пойти проторенным европейским путем. Как ждет россиян развал страны, духовная и материальная нищета, разгул коррупции, междоусобные войны - и все из-за ее стремления к всеобщим выборам. И что все пророчества уже сбылись в начале 90-х, а ведь тексты были написаны за пятьдесят лет до падения СССР! И если сейчас не опомниться, то может быть будет хуже - по крайней мере, так считал Ильин.
В общем, не фильм, а агитка среднего качества, - если бы не страннейший видеоряд и некоторые лакуны в биографии философа. Видно, что слеплено было как-то непродуманно, на скорую руку, и деталями ради цельности идеи пренебрегли.
Идиллические кадры из художественных фильмов о счастливой жизни дворян в дореволюционной России сменяются кадрами хроники революционных событий - теми самыми, где колокола и кресты падают на землю, где толпы штурмуют, кричат и слушают вождей. Ильин винил в развале страны «полуинтеллигенцию», которая пришла к власти во время Февральской революции и погубила страну своим цинизмом, неверием в бога и огульной демократизацией. Тут Михалков с видом пророка сообщает, что и сейчас страна полна такими опасными элементами, пляшущими и поющими во времена, когда страна находится в опасности.
А чтобы россияне знали «стаю полуинтеллигентов» в лицо, Михалков показывает нам певца Лазарева, Леру Кудрявцеву, Анфису Чехову и даже Филиппа Киркорова резвящимися на какой-то вечеринке. Так вот какие они, полуинтеллигенты!
Продолжая рассказ о том, к чему может привести демократия без твердой руки, Михалков неожиданно обращается к украинским реалиям - и как пугало огородное использует знаменитый предвыборный ролик кандидата в мэры Харькова Михаила Добкина. «Вы хотите, чтобы такие вот пришли к власти? - вопрошает режиссер. И сам же отвечает: «Я - нет». И развивает свою мысль: если бы его, такого-рассякого, назначил президент, то после такого ролика его бы тут же сняли. А так - нельзя, всенародно избранный представитель власти, терпи его целых четыре года.
Конфуз, конечно, заключается в том, что избиравшийся Добкин затем и был назначен - как раз президентом - на пост более ответственный, губернаторский.
Но и это не заботит Михалкова. Он движется дальше, прямо к цели - рассказывает о гонениях со стороны гестапо на высланного из Советской России Ильина, который покинул родину на «философском пароходе» в 1922 году и осел в Германии. В пересказе Михалкова Ильин получается вечно гонимой трагической фигурой - но в своих статьях и до Второй мировой войны, и после нее Ильин считает национал-социализм и даже фашизм единственной альтернативой коммунизму, способной побороть эту заразу. И после войны, признавая некие перегибы на местах, Ильин со всей серьезностью писал, что Салазар и Франко, избежавшие ошибки обожествления фюрера и тотального атеизма (а не концлагерей и уничтожения евреев), могут явить миру отличный пример правильного фашизма или национал-социализма.
Этого, конечно, Михалков публике не рассказывает, но подчеркивает, что философ был вынужден покинуть Германию и переселиться в нейтральную Швейцарию под давлением гестапо.
Наконец, Михалков добирается до финала: необходимости творческой национальной идеи, которая как раз и изложена у Ильина, и «диктатуре единственного и лучшего», как формулирует Ильин свои представления об авторитарном единоличном правлении, только и пригодном в России. Сам же Михалков, творчески развивая идеи Ильина, скрестив в руках две шариковые ручки, показывает, что распятие - это как раз и есть символ того, что нужно: вертикаль власти и горизонталь культуры и экономики. «Власть, - говорит он, - должна быть вертикальной и цивилизованной». А иначе - ужас, ужас.
Под конец режиссер говорит, что россияне вообще зря заглядываются на Европу. Что в ней хорошего? Просто счастливый и благоустроенный дом престарелых, - сообщает Михалков. А показывает в этот момент Меркель и Саркози. И что Петр, вздыбив своего коня, может и перепрыгнет пропасть, отделяющую нас от скучной Европы, но весь обоз (то есть Россия), конечно, полетит в пропасть. А вот Александр III на своем битюге - тот, конечно, такие розвальни к светлому будущему медленно, но обязательно дотащит. Такая вот всем понятная метафора.
Конец. Занавес.
Кстати, фильм этот полностью можно посмотреть на Youtube. Где, во избежание излишнего многообразия мнений, комментарии заблокированы.