Ритуальные столкновения
В день памяти Крут прессе очень нужны были беспорядки. Хоть какие-нибудь. Хоть маленькие. Чтобы было можно поставить ритуальную галочку «произошли столкновения между украинскими националистами и левыми». При этом, на месте «националистов» в этой схеме могут быть как национал-демократы, так и откровенные неонацисты, на месте «левых» - как «новые левые», так и нафталиновые русские шовинисты, выступающие под красным флагом только лишь потому, что под рукой не оказалось черносотенной хоругви. Никому не интересна реальная идеологическая подоплёка конфликта, важно распределение ролей в праздничном спектакле. 14 октября, 7 ноября, 9 мая, а теперь вот ещё и 29 января в Украине должны происходить столкновения между националистами и левыми. Это традиция, наподобие ёлки на Новый Год.
Как показывает опыт, вместо ёлки можно установить разноцветный конус и назвать его ёлкой. Все будут смеяться, но в конце концов поверят. Точно так же можно взять забавный эпизод с истерикой пожилого человека и назвать это «столкновениями между левыми участниками митинга и возмущёнными прохожими». Внимательно посмотрите на это видео. Именно так, по мнению ряда украинских интернет-СМИ выглядят массовые беспорядки, которые пресекаются «Беркутом». Anarchy in Ukraine.
Первооткрывателем беспорядков был «Багнет», но другие СМИ охотно продублировали у себя эту важную, заслуживающую внимания новость. Если не знать, что происходило на самом деле, выглядит очень убедительно. Бильд-редактор при репосте подберёт картинку с суровыми бойцами «Беркута» или же фото уличных беспорядков где-нибудь в Греции - и всё, массовая драка готова.
К ночи появилась ещё одна новость, посерьёзнее. Задержаны 27 антифашистов, которые попытались напасть на шествие ВО «Свобода». Ура, у нас почти настоящие, почти беспорядки. На конусовидной ёлке зажглись разноцветные лампочки. Никто, правда, не объяснил, каким образом 27 человек (пускай и вооруженных, если верить заявлению МВД) планировали нападать на марш с пятью сотнями участников. И, самое главное, никто не брался обозначить мотивацию «хулиганов». Подразумевается, что ими двигал национальный нигилизм и ненависть ко всему украинскому. Но давайте посмотрим обличающее видео «провокации», которое уже опубликовали многие сайты.
Мы слышим радостную перекличку юных голосов. «Анти-антифа» кричат украинские патриоты. Антифашисты, перед тем как их принимает милиция, успевают выдать витиеватое: «Ану-ка, давай-ка, у..вай отсюда, нацистским ублюдкам у нас никто не рад». Как правило, человек, просматривающий этот ролик, испытывает праведное возмущение, услышав вторую кричалку (на митинге были дети и старики, они могли услышать мат!), и пропускает мимо ушей первую. А зря, именно она всё поясняет. Обычный человек патриотических взглядов, пришедший на митинг, чтобы почтить героев Крут, и увидевший провокаторов, никогда не будет скандировать «Анти-антифа». Он может крикнуть «ганьба!». Или «коммуняку на гілляку». Или «москалів на ножи» - если это нацдем старой школы. Но он не будет кричать «анти-антифа». По той же причине, по которой обычные люди, столкнувшиеся со случаем полицейского беспредела, не кричат «Эй Си Эй Би». У них в лексиконе нет такого слова. «Анти-антифа» - это субкультурный маркер. С таким кличем уличные ультраправые нападают на левых активистов. Именно «анти-антифа» кричали 19 января люди, атаковавшие в Киеве и Симферополе мемориальную акцию памяти жертв неонацизма. Собственно говоря, именно присутствие на митинге ВО «Свобода» любителей уличного насилия и спровоцировало сумбурное выступление антифашистов.
Ключевая ошибка почти всех СМИ в том, что все они пишут о «попытке устроить драку». Схватка 27 против 500 была бы бессмысленным самопожертвованием. Если бы целью действительно была драка - антифашисты нападали бы на небольшие группки ультраправых после окончания шествия. Примерно так же и поступают сами ультраправые после всех левых акций. Если бы целью был срыв мероприятия - «провокаторам» имело бы смысл влиться в общую колонну и шуметь внутри. «Беркуту» пришлось бы полезть в массу митингующих, а это почти неизбежно спровоцировало бы драку с милицией. Но всего этого не было. Как ни парадоксально, но цель антифашистов была сугубо мирной - выразить своё отношение к публичным факельным шествиям с участием неонацистов. Да, это выглядело смешно и неуклюже. Яка країна, такі й теракти. В Германии, когда нацисты проводят свои шествия, их останавливают не радикалы в масках, а простые горожане. Просто выстраиваются живой цепью и не пускают. На сотню нацистов - тысяча их противников. Мысль о том, что «нацистским ублюдкам у нас никто не рад» высказывается в более респектабельной форме. И прежде чем возмутиться матерной кричалке антифашистов и привычно заклеймить их «московскими шовинистами», умеренно-патриотичному и высокоморальному обывателю следует спросить себя - не смущает ли его то, что «патриотизм» и «нацизм» в его стране потихоньку становятся синонимами? Что в почти парламентской партии состоят люди, не скрывающие своего участия в насильственных «акциях прямого действия»? Автора мало беспокоит чистота патриотических рядов, он космополит, а вот самим патриотам следовало бы призадуматься о том, кто марширует рядом с ними.
В конечном счёте, пресс-служба ВО «Свобода» оказалась честнее, чем милиция и СМИ, слепо повторявшие официальную версию. Можно иронизировать над тем, что, по мнению ВО «Свобода», люди в масках и без символики из неустановленной организации занимались тем, что «пиарились». Но это издержки стиля и особенности логики «социал-националистов». По сути же, непосредственные «потерпевшие» проявили себя более адекватно, чем СМИ, принявшие на веру слова пресс-службы МВД. В своём заявлении националисты прямо признают то, что физической угрозы шествию не было.
Для того чтобы проявить меньшую объективность, чем заведомо ангажированная праворадикальная партия, нужен какой-то совершенно особый недосягаемый уровень профессионализма. Многие СМИ смогли взять эту планку.
Хорошо всё-таки быть любителем.
Фото - fotoinform.net