Кличко в гостях у Познера: неплохой тираж для начинающего политика

17 Грудня 2011
29753
17 Грудня 2011
12:42

Кличко в гостях у Познера: неплохой тираж для начинающего политика

29753
Но зачем этот разговор был нужен российским телезрителям, равно как и обоим участникам – осталось загадкой
Кличко в гостях у Познера: неплохой тираж для начинающего политика
Удар, удар, еще удар, опять удар – и вот 
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот. 
Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел, 
Вот – апперкот, я на полу, и мне нехорошо.

Высоцкий, «Песня сентиментального боксера»


«Чемпион мира в супертяжёлом весе по версии WBC и, кроме того, уже довольно заметный политический деятель в Украине» – так представил Виталия Кличко зрителям своей программы Владимир Познер 12 декабря. Программа вышла занятная, и чемпион мира беспокоится не напрасно. Я имею в виду – как «довольно заметный политический деятель».

Заявляя сейчас, что сказанные им в беседе слова об УПА были «выдернуты из контекста и поданы манипулятивно», Виталий Владимирович нисколько не лукавит. Другое дело, что его слова по этому поводу вообще не поддаются неманипулятивному истолкованию. Любая, даже самая благожелательная версия будет лишь интерпретацией. Кроме, разумеется, дословного воспроизведения. 


Проблема УПА. Предмет полемики

Прошу прощения у читателей за нижеследующую длинную цитату. Но разговор вокруг УПА занял в беседе действительно много времени. И, как мне кажется, отнюдь не по вине автора программы «Познер».

«Владимир Познер: Теперь скажите, можете ли вы внятно и понятно для российского зрителя объяснить свою позицию, которая сводится к тому, в частности, чтобы приравнять ветеранов Украинской повстанческой армии по льготам с ветеранами Великой Отечественной войны? Или вы так не считаете? Я читал, что вы говорили, что это очень деликатный вопрос, что к нему надо подходить очень взвешенно. Но, тем не менее, считаете ли вы, что именно по этим льготам (больше ни по каким вещам) нужно приравнять ветеранов УПА к ветеранам Великой Отечественной войны?

Виталий Кличко: Вы дергаете за те же самые ниточки, за которые дергают украинские политики, когда стараются ворошить прошлое. Они начинают делать себе либо политические дивиденды, награждая людей, которые уже давным-давно ушли в прошлое, медалями, наградами...

Владимир Познер: Ющенко этим занимался.

Виталий Кличко: Зачем вытягивать вопрос награды или пенсий? Я считаю на сегодняшний день глупостью поднимать эти вопросы, которые ведут к напряжению в украинском... Есть разные мнения в украинском обществе, и мое личное мнение – эти вопросы не трогать. Нам необходимо объединять вокруг ценностей и вокруг нашего будущего, строить будущее, а не копаться в нашем прошлом. И, к большому сожалению, для копания в этом прошлом берутся те ключевые вещи, которые разъединяют Украину. И этот вопрос очень неоднозначно оценивается.

Владимир Познер: А вами этот вопрос как-то оценивается? Или вообще вы не имеете касательства к нему, и это опять вас неправильно цитируют?

Виталий Кличко: Так вы процитировали меня, что данный вопрос очень тонко воспринимается, и он вызывает напряжение.

Владимир Познер: Согласен. Но вы, лично? Лично?

Виталий Кличко: Только лишь история даст объективную оценку этим действиям УПА, только лишь история. Если мы начнем копаться сейчас в нашем прошлом, ничего хорошего из этого не выйдет, так как найдется огромное количество людей, которые будут высказываться за, высказываться против, и снова мы начнем играть на струнах напряжения. Так же в обществе.

Владимир Познер: Я это говорил в своей программе, я вам это скажу. Моя дочь любимая живет и работает в Германии уже 21 год, она замужем за немцем. Мой внук Коля – немец, он родился в Берлине. Так вот у них в школе постоянно занимаются прошлым, постоянно объясняют им, что такое был Гитлер, что такое была нацистская партия, кто такие были эсесовцы, что такое было гестапо и почему за все отвечает немецкий народ, что меня потрясает, а не просто эти люди? Они это делают, потому что они понимают, что если не разобраться с прошлым, никакого будущего не будет, потому что оно будет все время возникать. А вы говорите: "Не надо трогать прошлое, потому что оно сложное, потому что оно задевает людей". Конечно, задевает.

Виталий Кличко: Знаете, почему? Потому что большАя часть людей говорит, что УПА – они также боролись один промежуток времени и против фашизма, боролись также и с Красной армией, якобы они боролись, отстаивая интересы Украины.

Владимир Познер: Как в Прибалтике некоторые латыши, эстонцы и так далее были в СС и боролись, говорят, за независимость Латвии и Эстонии. Но они были в осужденной организации СС.

Виталий Кличко: Я одно могу сказать по этому поводу. Если человек надел форму СС, он окрасил себя в те цвета, в которые он окрасил себя. Есть очень много по этому поводу точек зрения. Я четко придерживаюсь позиции: мой дед воевал, у меня очень много родственников… (Отец не воевал, он родился в 1947 году.) И я четко понимаю, что те проявления... Или те люди, которые поддерживали нацистов, фашизм, вызывают только лишь негативные эмоции у меня лично. Зная историю, я ни в коем случае таких людей ни поддерживать, ни защищать… Я никогда не делал и не собираюсь этого делать. Если вы уже так ребром ставите вопрос...

Владимир Познер: Конечно, ребром. А как иначе? Понял. Очень хорошо».

Разоблачая фальсификаторов и «передёргивателей», Виталий Кличко приводит в качестве демонстрации своей лояльности следующую версию своего ответа: «Воины УПА воевали с фашистами и с Красной Армией, они видели Украину своей мечты без немцев и без Советов». Однако это не столько манипуляция и передёргивание, сколько неправда. Дело даже не в текстуальном несоответствии, а в отличиях по сути. Поскольку в действительности Виталий Владимирович при этом излагал не свою точку зрения, а слова «большой части людей», которая – «говорит, что УПА – они также боролись один промежуток времени и против фашизма, боролись также и с Красной армией, якобы они боролись, отстаивая интересы Украины». Вот это «якобы» однозначно отделяет позицию чемпиона от излагаемой точки зрения.

Примечание. Здесь и далее используется стенограмма беседы на официальном сайте программы «Познер». Там же, при желании, можно просмотреть и запись целиком. Я, разумеется, не официально аккредитованный наблюдатель, и не проверял аутентичность текста, но у меня сложилось впечатление, что если стенограмма и грешит некоторыми неточностями, то эти отклонения, как принято сейчас выражаться – «не оказали принципиального влияния» на выявление позиций собеседников. Хотя можно отметить, что расшифровщики позволили себе перенести в текст допущенное Кличко (один раз) выражение «на Украине» (ведущий ещё в начале разговора подчеркнул, что знает: правильно «в Украине»). При этом расшифровщики деликатно поправили Познера, обозвавшего (тоже один раз) Януковича – «Янушкевичем». 

Впрочем, в тексте стенограммы сглажено также большинство словесных корявостей интервьюируемого. 


Ноу-хау чемпиона

Ироничное замечание Познера – «это опять Вас неправильно цитируют?» – неслучайно. Очень было заметно, что, если приводимые ведущим цитаты смущали Виталия Владимировича, он не тушевался и реагировал мгновенно. Хоть и без особого разнообразия – раз за разом ссылаясь на передёргивания, извращения, а то и заведомую клевету СМИ.

На резонный вопрос Познера: «Вы вообще никогда не подавали в суд на издания, которые цитируют вас и при этом это – не ваши слова?» – ответ был великодушный: «…Если такие высказывания не идут вразрез каким-то ключевым принципам, я не обращаю на это внимание…. Правда всегда находит свою линию, как бы ни искривляли информацию, что бы ни дописывали. Я лично могу, в Вашем, например, интервью рассказать свою точку зрения».

Как мы уже увидели, и интервью программе «Познер» не стало таким уж безупречно защищённым от разностороннего манипулирования, как на тот момент представлялось собеседникам.

Любопытно, что аналогичный приём был использован Виталием Кличко, когда Познер сослался уже на официальный сайт боксёра. При вопросе, действительно ли он считает себя «самым великим чемпионом супертяжелого веса всех времен»? – как написано на сайте, в ответ прозвучала лишь вариация на ту же тему: «Я думаю, что вы российскую версию или английскую смотрели».

Далее Виталий Кличко рассказал о том, что вполне владеет украинским языком, но при этом: «Я – русскоязычный. В моей семье всегда говорили на русском языке, и мне приходилось учить язык. Но вы знаете, если выучил английский, немецкий, почему украинский невозможно выучить? И для меня первым языком всегда был русский язык, я не скрываю этого, я думал на русском»

Таким образом, приходится предположить, что либо Виталий Владимирович вообще не заглядывает на свой сайт, либо он и на самом деле считает себя «самым великим чемпионом всех времен», но почему-то стесняется признаться в этом Познеру. Немного зная украинских политиков, лично я бы не исключал обе версии.


Проблема израильского нейрохирурга

Впрочем, главный вопрос, который не даёт покоя по мере просмотра интервью или чтения стенограммы, это – зачем? Зачем этот разговор был нужен российским телезрителям, равно как и обоим участникам? 

Если состоялся он из любви Владимира Познера к боксу – то спорту уделено было не очень много эфирного времени. Если из интереса к украинской политике – то Виталий Владимирович Кличко, мягко говоря, не самый крутой деятель. «Довольно заметный» – точней не скажешь. Как политический эксперт он тем более не слишком впечатляет. Повторюсь, корректорам пришлось потрудиться, выравнивая в стенограмме довольно рваный чемпионский слог. 

А зачем это нужно было самому Кличко – вообще загадка. Влияние программы на её украинских зрителей, мягко говоря, не слишком велико. Может, боксёр просто случайно оказался «в нужном месте в нужное время» – так тоже нет: «Знаю, что вы приехали специально на эту программу – я очень это ценю», – вежливичал Познер. Понятно, что из Киева в Москву час лёту – меньше, чем до иных модных загородных кабаков, но, тем не менее – «приехал специально». Это вовсе не то что – гулял по Москве, и тут звонок: приглашённый заранее имярек не смог приехать, так не могли бы Вы нас выручить? Кличко именно и был заранее приглашённым и загодя анонсированным имяреком.

Полностью непротиворечивой версии не складывается, но некоторые предположения можно делать, исходя из того, что, по крайней мере, две позиции чемпион озвучивал довольно бойко, связно и без особых запинок.

Первая – если и не была «заготовкой», то точно была ожидаемой.

«Владимир Познер: … Четвертого ноября этого года в "Советском спорте" я увидел статью, которая неприятно меня поразила. Я не знаю, наверное, вы с ней знакомы, это мнение израильского нейрохирурга. Знаете, о чем я говорю уже, да? Вы улыбаетесь. Я не буду ее читать целиком, но он говорит, в принципе, что вам пора уйти в 40 лет, что для вас опасно продолжать быть на ринге, что количество ударов, которые получает боксер, в конце концов, сказывается и на речи, и на рефлексах, и на движениях. И что он, наблюдая за вами, и это я, пожалуй что, просто прочитаю, чтобы завершить. Он говорит: "Речь идет в первую очередь о частых проявлениях амнезии, то есть потери памяти, характеризующихся спутанностью сознания, замедлениями, нарушениями моторной функции, которые могут быть предвестниками прогрессирующей энцефалопатии. Это хорошо видно и зрителю. Посмотрите, как зачастую говорят боксеры по телевизору. Замедление речи, несвязанные слова и предложения, часто откровенно языковые ляпы". Но пока что у нас с вами этого не произошло.

Виталий Кличко: Одно могу сказать: когда я начал заниматься политикой, я очень много узнал о себе. Мой отец был военным атташе, дипломатом, и я читал СМИ, которые распространялись очень, якобы, из правдоподобных источников, что он занимался контрабандной наркотиков, оружия и так далее. Очень много узнал о себе интересного, узнал о своей семье. Сейчас приближаются выборы на Украине. Буквально через 10 месяцев начнутся новые выборы. В преддверии этих выборов я начинаю снова читать информацию, очень грамотно запакованную, в отношении меня, в отношении моей семьи, которые мне предъявить ничего не могут, а направлена она на одно – разрушение имиджа: что, якобы, Кличко не в состоянии не то что заниматься политикой, он не в состоянии связать пару слов, и более того, это влечет за собой еще дополнительную агрессию, дополнительные опасности.

Я посоветовал бы этому хирургу, который с экрана телевизоров, якобы, определил болезнь Паркинсона… Вы как человек, как журналист знаете, наверняка, какую-то раннюю степень болезни Паркинсона. В следующий раз какой-то доктор снова сможет определить раннюю степень беременности с экрана телевизора с таким же самым успехом.

Владимир Познер: Но вы полагаете, что этот человек кем-то подкуплен или?..

Виталий Кличко: Этот человек… У меня есть вопросы, существует ли он в действительности. Если существует в действительности, то он, наверняка, подкуплен. Как может доктор ставить диагноз, не обследовав человека?».

Тут с Кличко согласится любой. И в данном случае, и относительно ситуации в целом. Липовые исследования, ложные диагнозы, ссылки на несуществующих специалистов – это уже давняя проблема отечественных СМИ (не проверял – может, и российских тоже). О некоторых из таких «диагнозов» и «разоблачений» мы уже писали. Хотя, если Виталий Владимирович принимает подобный чёрный пиар близко к сердцу – то напрасно. Как раз такая «чернуха» редко оказывает влияние на реальный политический процесс – в силу своей неэтичности и эпатажности вызывая реакции, зачастую обратные тем, на которые рассчитывают провокаторы.


Черновецкий, Турчинов и политическая репутация

Со второй подготовленной темой – значительно сложнее. Речь шла об участии Кличко в выборах киевского мэра. Для боксёра-политика действительно крайне важно убедить аудиторию (хотя, повторюсь – совершенно неясно, какую) в том, что он уже не новичок, многое понял и со многим разобрался. И, оправдываясь за свой первый опыт, с этой своей задачей Кличко в значительной мере справился:

«Не буду лукавить, неприятно проигрывать, какие бы планы ты ни ставил… И одно могу сказать: здорово, все-таки, что первые выборы я не выиграл. Только лишь потому, что с той фракцией, с которой я пришел в Киевсовет, не имея достаточно политического опыта… Те люди буквально на первой же сессии, буквально на первых же голосованиях показали то, зачем они пришли в Киевсовет. Получив предложение занять позиции в администрации, получив какие-то преференции, они сразу же вышли из политической силы, пошли к оппонентам для того, чтобы удовлетворить свои личные интересы. Одно могу сказать: став мэром, опираясь на таких людей, много каши бы я не сварил, и мне бы пришлось бы очень и очень тяжело».

А вот с рассказом о второй попытке – о досрочных выборах мэра Киева в 2008 году, боксёр явно использовал то самое осуждаемое им манипулирование: 

«Владимир Познер: А вторые, когда вы только третьим были?

Виталий Кличко: Вторые выборы… К большому сожалению, Юлия Тимошенко приняла решение также выдвигать кандидата, хотя мы договаривались, что поддержат того кандидата, который имеет больший шанс, должны были поддержать меня. И мы растянули голоса, в результате мэром города Киева снова стал тот же самый человек».

Манипулирование очевидно даже вне знания деталей тех не таких уж давних событий. Оно – уже в самом ответе. Ведь, коль скоро Кличко занял тогда третье место, а Александр Турчинов, выдвинутый Тимошенко – второе, то очевидно, что в рамках оговоренной логики «выдвигать кандидата… который имеет больший шанс» – именно бютовский претендент и должен был быть поддержан и самим Кличко, и всеми оппонентами «того самого человека» (Леонида Черновецкого). Потому что, заняв второе место, Турчинов продемонстрировал, что как раз у него шансы были «больше». Странно, что Познер, очень дотошно дожимавший все свои вопросы и пресекавший все попытки собеседника спрятаться за «если говорить боксерским языком… обманными движениями» – на эту несообразность никак не отреагировал.

Но всё-таки трудно представить, что лишь для разоблачения пары-тройки клеветнических инсинуаций и отбеливания (перед кем?!) политического реноме чемпиона и была организована эта довольно неожиданная запись. Особенно если принять во внимание, что, более-менее приемлемо осветив одни вопросы, боксёр заметно «подставился» по многим другим.


Тираж «в сухом остатке»

Попытаемся подвести черту. В программе гуру российской тележурналистики политический портрет Виталия Кличко оказался выписанным ярко, выпукло, но очень уж неоднозначно для избирателей раскалываемой на две неравных части Украины.

С одной стороны – признание, что «думал на русском», и невнятная позиция по УПА (и, напротив – жёсткая по людям, «надевшим форму СС») вряд ли выводит его в первые ряды политиков для болельщиков Западной Украины.

С другой стороны – рассуждения «чтобы быть в украинской политике, где государственный язык – украинский, необходимо говорить на украинском» – вряд ли понравятся избирателям Юга и Востока. Особенно с учётом очень чётко озвученной (правда, нехотя и после множества «обманных движений») позиции по ЕС: «Я – сторонник того, чтобы Украина стала членом Европейского Союза». 

И далее: 

«Владимир Познер: При этом не став, очевидно, членом Таможенного союза с Россией. 

Виталий Кличко: Невозможно сразу».

Кстати говоря, понимание того, что и то и другое одновременно «невозможно» – выгодно отличает Виталия Владимировича от многих украинских избирателей. Но свидетельствует скорей о здравомыслии, чем об электорально-политической расчетливости.

Возможно, что как раз на этот здравомыслящий сегмент общества, на умеренных избирателей, раздражённых неистовством радикалов обеих сторон, и надеются Кличко и его штабисты. Правда, процент умеренных невелик. Но тут уж – смотря с чем сравнивать. Сейчас личный рейтинг «довольно заметного» боксёра-политика – где-то около 4%. Можно надеяться, что умеренных избирателей значительно больше. Нет, увы, – не 50–70% – но точно больше 4%.

Как-то два моих приятеля обсуждали направленность некой газеты. – Вас не поймут! – убеждал социолог. Редактор горячился: – Да нашу позицию разделяет больше 70% граждан! Социолог опешил: – Откуда! По всем опросам – никак не больше 30%. Редактор обрадовался: – Тоже очень неплохой тираж!
 
Фото - tsn.ua 
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
29753
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
nistelroi
3422 дн. тому
Кличко себя как политик весьма быстро дискредитировал Достаточно ознакомиться со списком его наиболее популярных перлов http://klichko-citaty.ru/ Нельзя быть таким косноязычным.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду