Мастер и Маргарита: Послевкусие
Ко всем критическим замечаниям (уже высказанным и только зреющим в чьих-то умах) в адрес экранизации Владимиром Бортко бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – присоединяюсь!
Всё бесконечно не так в этом фильме – не так трагически, не так смешно, не так гротескно, не так романтически. И все персонажи совсем не такие, какими их хотелось бы видеть. И в антураже пробои. И со спецэффектами не сложилось. И Бегемота мы оплакали в наших сердцах как потерянный персонаж… Бесспорная удача – это Абдулов в роли Коровьева. И это, пожалуй, единственный актер во всем фильме, который сыграл легко, без натуги, без проглоченной швабры и взгляда кролика, которого гипнотизирует удав. Не знаю, циник ли по жизни Абдулов, но сыграл он не циника. Сыграл (или проявил) изящество и вкус, чувство высшей справедливости и даже романтичность, которые не могут прикрыть ни кургузый пиджачок, ни глумливость, ни готовность отрывать кому надо головы… И музыка –хороша, как на неискушенный зрительский вкус… А все остальное – это просто скандал, провал и сплошное огорчение…
Но, вот ведь, господа, какая незадача – фильм-то хороший получился. И нет никакого смысла анализировать недостатки, проколы, неудачи и неувязки. Потому что сквозь новогодне-рождественскую мишуру из голливудских мелодрам, концертных завываний, воплей и визгов, как воспоминание о чем-то светлом и чистом, постоянно всплывали кадры из «Мастера и Маргариты»… И пусть мы пили этот напиток, морщась, но послевкусие осталось восхитительное…
Но как же так могло получиться, что все не так – а фильм хороший? Чертовщина? Мистика? Или просто МАГИЯ?! – магия слова, магия Булгаковского текста? Ах, эта особая неповторимая ритмика и узнаваемость… И ждешь с замиранием сердца – вот, вот, вот сейчас прозвучит эта фраза, эти слова, с которыми прожил почти уже всю жизнь… А потом – вот они! – и оргазм – и восторг, и благодарность – прозвучало! – ставшее уже родным Слово, которое столько раз повторял, вспоминал, перечитывал…
И может быть, именно то, что многими вменяется Бортко в вину, – это и есть основное достоинство фильма: нетронутый текст, уважение к автору и работа над материалом со склоненной в полупоклоне головой… Можно только гадать и выдвигать версии…
Фильм, безусловно, несет на себе отблеск гениальности романа. Но совсем не хочется анализировать – в чем? благодаря чему? вопреки чему? И выход один – забыть, отсеять все, что раздражало в этом фильме, мирно плыть в потоках подсознания… И тогда появится шанс что-то понять. Не сейчас… Когда-нибудь… Может быть… И субъективны мои впечатления, и эфемерны, и противоречивы, и неуловимы, и абсолютно не универсальны – у каждого свои отношения с Булгаковым, с его Главным романом, с Чертом и с Богом…
Гениальный текст тем и отличается, что если начать его трогать, переписывать, тасовать, трактовать, разбавлять своим, то последствия абсолютно непредсказуемы и крайне редко бывают удачны. Механика этого тонкая, мистическая и не слишком поддающаяся анализу. Гениальность писателя передается через текст, через слова, через их особый порядок, через неповторимую авторскую ритмику – своеобразную волну, настроившись на которую, начинаешь постигать истины, открывшиеся автору в минуты прозрений.
Да, на авторской волне теоретически можно пойти дальше, попытаться развить тему и сказать что-то свое, но это опасный и коварный путь – или пан или пропал… Но есть и другой путь – погрузиться в текст, попасть в ритм, догадаться о паузах, поймать интонации… Найти композитора, способного уловить музыкальность фразы… Копать вглубь, проникнуться фактурой… И даже если не получится гениальный фильм, то обязательно получится хороший – такой, как фильм Бортко…
И хочется напоследок сказать – все хорошо в этом фильме, и все хороши. Хороши в главном – в уважении и любви к Мастеру и к роману. И спасибо всем, что этот фильм состоялся. И спасибо за то, что не испохабили, не опошлили, не надругались над текстом… Спасибо, что не опустились до «новых прочтений», «авторских видений» и «оригинальных концепций». Спасибо за понимание того, что нельзя панибратствовать с Булгаковым, как нельзя шутить с романом «Мастер и Маргарита» – опасно. Спасибо за радость встречи с любимым произведением и с теми, для кого этот роман тоже стал фактом собственной биографии…
Читайте також:
Запитання «ТК»: - Ваші враження від телесеріалу «Майстер та Маргарита»?
И сказано: "На уровне озарения..."
Луканово посміхаючись.
Гранд премьера: "О, трижды неромантический «Мастер!..»
Булгаков и Бортко бъют телевизионные рекорды
Вчера на „Интере” состоялась премьера 10-серийной картины "Мастер и Маргарита"
