В зомбоящик попал кусочек реальности

2 Березня 2011
15956
2 Березня 2011
08:26

В зомбоящик попал кусочек реальности

15956
Проект «Про що кіно» на Первом национальном: кино, обязательное для всех
В зомбоящик попал кусочек реальности

Даже несмотря на затянутые сюжеты, местами странное, как будто немного растерянное поведение автора и ведущего проекта Савика Шустера, нелепые вопросы и дискуссии, уходящие в плоскость личных разбирательств - проект «О чем кино», пожалуй, первый, в котором, наконец, заговорили о глубинных проблемах украинского общества. Заговорили и заставили задуматься. Как будто бы в зомбоящик по ошибке попал кусочек реальности и почему-то никто этого не заметил. «Это не насилие - это жизнь», - фраза, произнесенная ведущим в эфире программы, посвященной цене человеческой жизни на примере фильма «Альфа-самец», лучше всего отражает подход к рассмотрению сложных, неудобных и раздражающе-мешающих конфликтов украинского общества.

 

Ваш автор уже писала о дебюте программы, которая прошла накануне Нового года и была посвящена фильму «Игла». Продолжать смотреть следующие выпуски программы, честно говоря, особого желания не было. Слишком размыто, слишком про все и вообще - просто слишком - таким было впечатление от премьерного эфира. Однако после просмотра - по заданию редакции ТК - еще нескольких программ, которые теперь выходят на Первом национальном по воскресеньям, в 17.30, ведущему можно добавить несколько пунктов в шкале уважения. Возможно, благодаря тому, что здесь не надо учитывать политические пристрастия гостей студии - их просто нет. Ни пристрастий, ни политических гостей. И ведущий, которого на одной из программ гость называл исключительно «Савелий Михайлович», более раскован в своих оценках: «Страна сейчас в нищете», «У нас не то что преступника, у нас жертву найти не всегда могут»...

 

Формат программы претерпел некоторые изменения. Что примечательно, каждый из выпусков имеет свою продолжительность: о фильме «Пятнадцатилетняя и беременная» в студии говорили 109 минут, «Альфа-самец» - чуть больше 112-ти, «Цоци» - 90 минут. Телезрителям показывают начальные и конечные титры просмотренного фильма. Перед этим Савик Шустер немного посвящает зрителей в историю и сюжет фильма. Однако, чтобы лучше его понять, фильм все же хочется пересмотреть. После всего услышанного, уже как бы с подсказками, на что, собственно, стоит смотреть.

 

Проект добился главного: эти фильмы, будь то о ранних беременностях, убийствах ради развлечения или жизни после тюрьмы, действительно хочется увидеть. «О чем кино» раз за разом, как будто с разных сторон, поддевает края готовящегося блина, который стоит срочно перевернуть, иначе он сгорит.

 

И кино, без дураков, заставляет задуматься каждого, кто хочет об этом думать. Ведь проблемы, составляющие «повестку дня» проекта, стоят того, чтобы о них хотя бы говорить. Ведь причиной всех зол в украинском обществе было и остается невежество, граничащее с тотальным морально-этическим обнищанием нации.

 

Так уж вышло, что пока что почти все эфиры касались, по сути, одного и того же вопроса, но в разных ракурсах: место подростков и молодежи в социуме, утерянные молодым поколением этика и мораль, их ответственность и - как красный пунктир сквозь все программы - ответственность родителей за воспитание своих детей.

 

В своем «кино» Савик начал привлекать к разговору много молодежи. Не всегда диалог получается уместным и взвешенным. Но впереди - обещанные 45 эфиров. Например, в «О чем кино?», посвященном подростковым беременностям, Савик общается с подростком из студии. Юный отличник сообщает: «Я знаю о сексе». Вопрос Шустера: «И как?». Смех в студии. «Как» - это «КАК»?

 

Или выясняется вопрос, кто ответственен за раннюю беременность. Ответ директора вечерней школы: «Отвечает женщина»... Собственно, дискуссия на то и дискуссия. Но после эфира, в котором смотрели фильм «Пятнадцатилетняя и беременная», становится понятно: советский менталитет, в котором секса таки нет, а у кого он есть - блудят, остался. Потому что в эфире секс продолжают называть «проступками», а «виноватых» молча осуждают. Даже несмотря на истории, в которых юные мамы - гости студии - своим примером продемонстрировали, что молодые женщины готовы и берут на себя ответственность, берут ее и молодые мужчины - отцы семейств. И что проблема намного глубже, она уходит корнями все в то же невежество, отсутствие поддержки и понимания со стороны близких. И об этом тоже начали говорить. Именно в этом эфире от 30 января во весь рост поднялась проблема безответственности родителей в воспитании детей. Программа, как и все последующие, ограничилась обсуждением того, кто виноват, чем, собственно, оправдала миссию: заставить задуматься. Точка. Поиск же решений, ответа на вопрос «что делать?» пока идет туже.

 

Эфир от 6 февраля с просмотром фильма «Альфа-самец», в котором рассказывается о цене человеческой жизни, точнее, отсутствии этой ценности как таковой, возвратила нас в 2007 год, когда в Днепропетровской области осудили трех молодых людей за 19 убийств, совершенных, судя по постановлению суда, ради развлечения. О проблемах заниженных нравственных критериев, о безнаказанности и извращенных потребностях в самореализации, о сверхлюдях и неверии в то, что система правосудия осуждает действительно виновных, бурно дискутировали в студии больше полутора часов. «Давайте напишем сценарий, основанный на наших, украинских реалиях», - лейтмотив каждой программы. В этот раз, похоже, сценарий стал одним из самых трудных. Савик Шустер не единожды за программу повторил: «Я к этому не готов». «Этим» стал конфликт прямо в студии между ныне прокурором, который вел днепропетровское дело, и отцом одного из приговоренных к пожизненному заключению. К такому мало кто был готов. Половину программы, с криками и оскорблениями, шел, по сути, пересмотр дела, выяснялось, законно или нет был осужден приговоренный. Агрессивно атаковалась даже мама убитой девушки, которая на удивление спокойно и как-то смиренно, что ли, спрашивала: «Как вы можете так говорить?».

 

И в этом конфликте едва не утонула главная тема: так почему происходят очень жестокие, немотивированные преступления? Ведь, и это подтвердило несколько экспертов в студии, именно подростки совершают преступления, на порядок более беспощадные, и с большей жестокостью.

 

«Я бы писал не криминальный сценарий, а психологический - как трудно быть молодым. Они дети. Им нужна помощь. Они абсолютно аморальны», - собственно, это мнение доктора педагогических наук озвучило миротворческую идею. И со второй половины программы тема конструктивного подхода к решению проблемы стала более выраженной.

 

О чести и совести, утерянных морали и этике, о личностной импотенции и деградации нации говорили гости в завершение программы. «Мы не найдем панацею, - резюмировал ведущий. - Но если мы не захотим видеть правду, мы превратимся в жертву».

 

Все грани жизни после тюрьмы сквозь призму фильма «Цоци», вышедшего на экраны в 2005 году - такой была тема эфира «О чем кино» от 13 февраля. История африканского паренька, в 17 лет попавшего в тюрьму, который, как сказал один из гостей в студии, «на 80 процентов показывает все то, что происходит и у нас». И снова разговор - о потребности в самореализации, о поисках семьи и о том, что «даже детские или подростковые банды - это семья», которую все ищут. Тема отсутствия у ребенка доверия, как и отсутствия простых решений в таком сложном конгломерате под названием «общество» - снова вывела дискуссию к проблеме взаимоотношений: проблемная семья порождает проблемных детей - они вырастают и появляется новое поколение проблемных молодых людей. 59 процентов осужденных (в 2010 году освободились 37 тысяч человек) после освобождения снова попадают в тюрьму. Ресоциализация убивает личность, которая, вероятнее всего, так и не вызрела. Все мы родом из детства. Судя по всему, там и решается, куда мы пойдем.

 

Кто-то - начнет убивать, лишь только подтянувшись к подростковому возрасту. Об этом - последний эфир «О чем кино» от 20 февраля. «Вся жизнь перед ее глазами». Фильм, в котором тема агрессивности снова выводит на вечные вопросы. «Убивает не оружие, убивают люди». Это кино, говорит Савик Шустер, гораздо больше, чем триллер.

 

В эфирах проекта Шустера мало упоминается роль государства, а также роль политических элит, которые должны на уровне общей идеологии подтягивать социум к тем самым непререкаемым ценностям, на которых зиждется любое гражданское общество. И, собственно, и это в том числе демонстрирует отсутствие в Украине этой самой «идеологической политики». Так что - пока что смотрите хорошие фильмы. И пишите свои сценарии, которые основаны на наших, украинских реалиях.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
15956
Коментарі
2
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
ответ
5013 дн. тому
у этого фильма двойной перевод: "Альфа-дог" или "Альфа-самец"
котя
5013 дн. тому
Не «Альфа-самец» а «Альфа дог»
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду