Закат виртуальной политики
Внимание медиа в последние недели было приковано к местным выборам. Я использую это как повод для того, чтобы в своей колонке сделать попытку оценить влияние интернета и новых медиа на то, что в нашей стране все мы, кто с иронией, кто по инерции, называем политикой.
Еще до появления интернета своего рода виртуальная реальность в Украине уже была, и обязаны этим мы не зарубежным программистам, а отечественным политикам. С появлением интернета количество людей, которые на вопрос «чем вы зарабатываете себе на жизнь?» отвечали «я политик», только увеличивалось; и стало ясно, что очень скоро эти два виртуальных мира пересекутся.
Это и происходит сейчас, прямо на наших глазах.
Политики, «созданные» телевизионной рекламой и реалити-шоу, прекрасно понимают, что для того, чтобы победить на выборах, нужно покорить медиа. А чтобы покорить медиа - нужны деньги. Телевидение - дорогое удовольствие. Больше денег - больше телевидения - больше шансов на победу.
И вот сейчас эти люди пришли в интернет. Почему, зачем? Кому-то не хватило денег на ТВ. Кому-то рассказали историю о том, как Обама победил в интернете, и даже назвали секретный код - «сайт-блог-твиттер». Хватило пары выборных кампаний, чтобы стало ясно: все это у нас не работает.
Большинство из политиков, пришедших в интернет, просто не заметили, что впервые с заменой медиасреды изменились и ключевые ценности. В Сети на смену деньгам пришло что-то другое. Что?
Ответ на этот вопрос уже давно не тайна. Один из ключевых идеологов новых медиа, американец Сет Годин, в своем блоге недавно сформулировал это так: в Сети главное - не деньги, а внимание, интерес. Многие украинские политики пока не догадываются, что это - приговор для них и для политики, какой мы ее знаем.
Общение вместо сообщения
Реальность такова, что интернета политикам не избежать. А значит, придется принимать новые правила игры с теми, для кого интернет - главный источник информации и основной инструмент познания мира. Эти люди завтра пойдут к избирательным урнам.
Скучные, однообразные люди, говорящие лишь о себе, своей роли в истории и стоимости наших голосов, - а именно такими многие из нас и видят политиков, когда те пытаются привлечь к себе внимание, - обречены на провал. В отличие от телеэкрана, интернет предоставляет неизмеримо более широкий выбор тем, возможностей, взглядов и мнений. Причем, в отличие от традиционных медиа, новые дают возможность общения, обсуждения, реакции. К этому привыкли уже миллионы украинцев, но абсолютно не привыкли те, кто пытается завоевать их голоса.
Провальные, с точки зрения пользователей Сети, кампании ряда «новых» политиков в ходе последних президентских выборов показали, что попытки вещать, информировать и ставить в известность, даже используя новые технологии, бесперспективны. Никто из них не оказался готовым к открытой дискуссии, к тому, чтобы начать слушать своих избирателей. Поэтому им не поверили.
Политики-бренды
Внимание в Сети можно привлечь, лишь совершив кардинальную ломку существующих традиций политической дискуссии, когда политик говорит в первую очередь о себе. Да, он привык к тому, что он - герой телевизионного шоу. Его именем названы партия или блок, только его мнение и его оценки имеют значение. Это под его имя дают деньги спонсоры, и его люди работают на победу на выборах.
Эта традиция, выращенная политтехнологами и реализованная рекламными агентствами и PR-службами, автоматически перенесена в Сеть.
Интересно, что во многом так же ведут себя в Сети и крупные компании, именуемые «брендами». Они наступают на те же грабли, забывая, что их имена и торговые марки не являются объектами социального интереса и обсуждения. Людям свойственно интересоваться более важными и актуальными - как для них лично, так и для всего общества - проблемами.
Кстати, не так давно мне довелось послушать выступление на конференции одного из известных предпринимателей страны, который, говоря о брендах (признаюсь, я все еще не могу понять, что же это), дал им такое определение: «бренд - это обещание». Вот-вот, подумалось мне, обещание - это ведь смысл украинской политики, и, наверное, поэтому она полна «брендами», а не людьми и идеями.
Идеи вместо брендов
То, с чем можно победить, используя интернет, - это идеи. Политик без идеи, без идеологии - это нонсенс. С ним просто не о чем говорить. Это значит, что новые идеи будут рождаться, развиваться и воплощаться без политиков-брендов.
Скептики скажут, что украинцев в Сети все еще не так много, поэтому рано хоронить старую виртуальную политику. Но тут дело в другом. В Сети - самая грамотная, самая активная часть населения. И в их руках - эффективный инструмент для проведения любой, и политической в том числе, дискуссии. Политики-бренды не озаботились созданием традиционных дискуссионных площадок. Они им были ни к чему. Оглянитесь вокруг: в стране просто негде поговорить о насущном. Наши СМИ, отчаянно сражающиеся за выживание, для этого уже давно не годятся.
А интернет становится все доступнее. И именно там формируются группы, обсуждающие крайне важные и поэтому привлекательные для всех нас идеи, которые понесут в массы новые политики, за спиной которых будут миллионы тех, кто разделяет их взгляды.
Причем, об этих идеях и этих людях мы узнаем не от пресс-секретарей и не из пресс-релизов, даже оформленных как записи в блоге, а от своих друзей и из своей ленты новостей в Фейсбуке. Т.е. от тех, кому мы верим, и там, где мы чувствуем себя как дома.
Деньги против здравого смысла
Тому, что политики не учатся, и в том числе не учатся на своих же ошибках, есть красноречивые доказательства. В социальных сетях мы все чаще видим людей-политиков. Мы записываем их в друзья, мысленно объединяя их с артистами кино и ведущими телешоу. Но в отличие от последних, явно страдающих от избытка виртуальных дружеских объятий и пытающихся хоть как-то выделить пространство для общения с теми, кого знают лично, люди-политики, наоборот, охотно «дружат» со всеми, считая число друзей новым мерилом их популярности. Чем не политический рейтинг?
Все дело в том, что многие из них просто не имели возможности получить поддержку избирателей явным образом. Членство в партийных списках принесло желаемый мандат, но лишило возможности говорить о поддержке себя лично. А какой же ты после этого бренд? Так, один из списка. Но тут приходит на выручку Фейсбук. Вчерашние «списочники» заводят именные профайлы и, ничуть не смущаясь, пишут в графе «профессия»: «политик», забывая, что политиком человека делают избиратели, а не другие политики.
Кто-то идет дальше. Пока в стране есть какие-то деньги, мы увидим не одну попытку политиков старой закалки не размениваться на мелочи, не возиться с каждым и его мнением, не тратить время на выслушивание чьих-то идей и проектов, а, как говорят профессионалы, решать вопрос. В интернете 13 млн взрослых украинцев? Получайте портал - один на всех, порталище! Забудьте об идеологических разногласиях, вылезайте из своих социальных нор, отложите твиттер - все на строительство новой страны, Украины будущего! Пишем сами себе Конституцию 2.0.
Самое забавное, что наверху этого портала водружено знамя, на котором написано: «Википолитика». Я надеюсь, что на портал под стягом «Викиэкономика» им просто не хватит денег.
****
Вы заметили, как много людей проголосовали на местных выборах «против всех»? Было бы наивным считать, что им наплевать на судьбу страны. Это значит, что им просто надоело быть бессловесной мишенью, по которой год за годом бьет на поражение пропагандистская машина виртуальной, т.е. мнимой, политики. Это также значит, что в недрах виртуального пространства будет все быстрее созревать политика живая, создаваемая в будущем теми, кому она, собственно, и будет служить. В этой политике будут конкурировать разные, но близкие и понятные нам идеи и взгляды, а наши политические интересы будут отстаивать люди, которых мы знаем и которым мы верим. Наши друзья.