Простота
Сюжет о подкупе избирателей в выпуске программы «Вікна. Новини» 24 сентября на СТБ не стал неожиданностью. Публичная предвыборная кампания вице-президента Национальной академии наук Украины Владимира Литвина, самая безыдейная в новейшей истории Украины, не предполагала затейливости и в «полевых» технологиях.
Спецификой парламентской кампании-2007 вообще стала очевидная недооценка «простого народа». Даже в нынешнем информационном шквале его историческая память не настолько коротка, чтобы забыть, как ударила по его благополучию внутренняя борьба «оранжевых». А перманентный экономический стресс, тем не менее, не довел украинское общество до состояния имбецильности, чтобы не видеть роста цен и инфляции, стабильность которых обеспечили «бело-голубые».
Телеагитки большинства политических сил сводятся к декларациям собственных, чаще дутых, заслуг, да к обещаниям, в утрированном варианте де-факто повторяющим невыполненные. Такая уверенность в потере украинским избирателем ощущения реальности свидетельствует об обратном: проблемы с адекватностью – в избирательных штабах. Но даже на этом фоне лозунг «Стране нужен Литвин» впечатлил.
Может быть, академик переоценил реакцию зала на декларируемые им банальности в студиях «Свободы слова» и «Свободы Савика Шустера». А может – тайно нанял в пиаристы даже не американцев, а марсиан. Так или иначе, выходец из народа Владимир Литвин подошел к народу чересчур просто. Забыв народную мудрость: «Простота хуже воровства».
В нашей семье есть традиция – собираться на праздники в небольшом частном доме моей тетушки в районе, который коренные киевляне до сих пор называют Сталинкой. В последние годы разговоры пожилых родственников неминуемо затрагивают тему политики. Было так и на 71-летии моего отца 8 сентября. Обыкновенно он и начинает политинформацию, но на этот раз инициативу перехватила тетушка Нина Кузьминична: «Вы не представляете, до какой наглости дошли. Ко мне на днях пришла почтальонша, пенсию принесла. И спрашивает – за кого я собираюсь голосовать. Я ей отвечаю, мол, еще не определилась. Интересно ведь, к чему она клонит. А она мне: «Голосуйте за Литвина! Он всем, кто за него голосует, 50 гривен дает и еще паек. Нужно подписаться, что проголосуете. А после выборов, если сдержите обещание – еще 50 гривен выдадут». Я ей дала пару гривен, как всегда с пенсии, и выставила. Еще чего не хватало! Это меня, которая всю жизнь на эту страну проработала, так покупать будут?». Пока я радуюсь чувству достоинства тетушки, она продолжает: «И что вы думаете? Стою у калитки, подходит ко мне соседка. Рассказывает: «Мне тут почтальонша предложила за Литвина голосовать, 50 гривен пообещала. Так я сама записалась и мужа своего записала. Его дома не было. А он как пришел, как разругался, даже матерился, кричал, что я его опозорила». А я вот ей ответила, что с мужем ее согласна».
Честно говоря, такая безыскусность электорального подкупа даже меня, поработавшего в свое время на мажоритарке, поразила. Пайки, помощь в решении бытовых проблем, всякая модернизация коммунального хозяйства, подарки компьютеров в школы, оборудования в колхозы – тактика украинского предвыборного подхалимства имеет целый арсенал подобных уловок. Но о таком сценарии прямой коммерческой сделки я услышал впервые. Это вам не годами старичков бесплатной газетой да пайками окучивать, чтоб в один прекрасный день мэром стать на волне искренней симпатии пенсионеров.
История гражданского жеста дорогой тетушки Нины Кузьминичны на некоторое время стала моим анекдотом для коллег журналистов. Но вчера мой друг, художник Юрий Никитин, предпочитающий работать в мастерской под Киевом, прислал мне sms: «В деревне всем откровенно предлагают деньги за Литвина. Примитивная наглость!».
Так что сюжет в «Вікнах» не стал для меня личным открытием. Зато подтвердил, что это – действительно профессиональная команда информационных журналистов. Первыми открывать тему для зрителей, находить, а не ждать информационные поводы, оперативно организовывать журналистские расследования – это и значит «делать новости». Конечно, съемки скрытой камерой, выданные в эфир без согласия на то запечатленных на них лиц – рискованный шаг, и, весьма возможно, кто-то будет пытаться задействовать против канала юридические механизмы. Но, по моему мнению, общественная значимость таким образом раздобытой и обнародованной информации превышает меру возможного дискомфорта, причиненного частным лицам. Телевизионщики пошли на риск ради интересов общества – и правильно сделали.
И хоть я не был в числе медиаэкспертов, решавших судьбу первой украинской награды «Фаворит телепрессы» в рамках премии «Телетриумф», присудивших ее программе «Вікна», солидаризируюсь с этим выбором.
А коллегам из СТБ хочу просто сказать спасибо. От имени всех, кого академик Литвин оскорбил своей простотой.
Фото «УП»