«Догори дриґом»: несмешная история любви одесситки и львовянина
«Детектор медіа» предложил двум нашим авторам поделиться своими впечатлениями от нового сериала «плюсов» собственного производства. Рецензию Инны Долженковой читайте тут.
На канале «1+1» показали сериал собственного производства под названием «Догори дриґом» режиссера Максима Делиергиева («1+1 продакшн»). Сериал этот — 12-серийная адаптация испанского формата Alli Abajo, над сценарием которого работали Сергей Щербаков, Алексей Супрун, Михаил Гусаров, Никита Глущенко. Главные роли сыграли Лилия Ребрик и Олесь Федорченко, а в остальных ролях масса популярных актеров — Виктория Литвиненко, Алексей Тритенко, Наталья Сумская, Владимир Горянский, Екатерина Кистень, Виталий Иванченко, Назар Заднепровский, Наталья Васько, Виталина Библив, Ксения Вертинская и другие.
Судя по актерскому составу, сериал мог бы получиться неплохой, если бы сценарий этой комедии был хоть немножечко смешным. Ну хоть чуть-чуть. И зрителям было бы приятнее — все-таки предполагалось, что это будет ромком, так что люди могли бы посмеяться пару раз за 12 серий. И актерам не пришлось бы так отчаянно переигрывать, пытаясь своими ужимками оживить совершенно неестественные диалоги и компенсировать отсутствие шуток. Лучше всех, конечно, справилась со своей ролью Наталья Сумская — ей почти десять серий пришлось изображать коматозницу, так что переиграть она не могла — лежала тихонечко с закрытыми глазами и не меняла выражения лица. Хуже всех пришлось Виктории Литвиненко — она в который раз играет главную стерву, причем второй раз подряд — в больнице.
По сюжету образцово-показательный педагог из Львова, демонстративно не любящий русский язык, по воле министра образования едет отдыхать в Одессу. По идее, его должна была сопровождать в поездке сестра, которую играет Наталья Васько, но у сестры затопило квартиру в день отъезда — и мама-педагог в приказном порядке назначает сопровождающим своего сына, владельца бара и повара Марьяна. Вот уже в этом месте становится не смешно: Марьян панически боится свою маму; последней же в голову не приходит, что сын может сделать хоть что-то, чего бы она не утвердила. Честно говоря, в сериале практически нет мужчин, которые не являются подкаблучниками, лентяями и раздолбаями — все они панически боятся своих мам и жен, а пуще всех — тетю, мамину сестру. Они не умеют пользоваться стиральными машинками, не могут отказать липнущей к ним барышне, даже если женаты, их избивают подростки и роняют с лошадей малознакомые люди. И все это подается как нечто милое и забавное. Женщины же, напротив, командуют и своими, и чужими мужчинами, как бог черепахами — и снова же, это выглядит на экране чуть ли ни национальной гордостью.
Может быть, из всего этого сюжета и можно было бы сделать комедию — черную, причем. Но получилось что-то малосмотрибельное, с хеппи-эндом, который настолько предсказуем, что до 12-й серии просто нет смысла ждать — и так понятно, что Марьян и хамовитая одесситка Оля, которую играет Лилия Ребрик, будут вместе. Правда, непонятно в каком: мама главного героя считает русскоязычных окружающих «бакланами», которые «ґелґотять», а не говорят человеческим языком. И к тому же отказывается ступать даже на одесскую землю. И к тому же в любой момент может распоряжаться своим сыном, как чемоданом — так что шансов у такой невестки при такой свекрови ровно ноль. А сын-то не может даже объясниться по-человечески в любви, и при любой удобной ситуации собирается сбежать во Львов, — к друзьям, бару и пиву, а также к группе, в которой они играет на барабанах. Вряд ли стоит ожидать, что он отстоит свое право на личную жизнь с понравившейся ему, а не маме и тете женщиной. Особенно если учесть, что мама, хоть и говорит в конце, что понимает его чувства, но плачет в трубку и просит не забывать ее — после двух дней разлуки.
В конце концов, достоверности от сериалов не стоит ожидать — главное, чтобы зрителю нравилось. И, вероятно, кому-то может понравиться, что школьная учительница, когда ей пытаются помочь подняться в карету, говорит: «Руки прочь от государственной собственности», — имея в виду свое тело. Или фраза: «Что ты ноешь, как президент в МВФ?». Или: «Пациент тоже думал, что креветки на пляже свежие». Или: «Эти новые полицейские появляются как прыщи — из ниоткуда». И еще одна шутка: «В неумелых руках и скальпель — холодное оружие». Ха-ха, вы поняли? Это же шутка! Ведь в умелых руках скальпель — это медицинский инструмент! Для любителей остренького в сериале имеется обязательная шутка про геев и очень оригинальная сцена с хождением голым по квартире на глазах у соседей. Конечно, главный герой также напоролся задницей на арматуру — ничего же смешнее железного штыря в попе просто не бывает. Не забыли и читающую публику. Одна из соседок говорит Марьяну, который ищет еду в холодильнике Оли: «Не смотри в холодильник. Там — Чапаев и пустота!». Нет, ну вы поняли — кто-то из сценаристов читал Пелевина!
Не будем обсуждать, почему женщина, приехавшая по государственной путевке отдыхать в санаторий, лечится по страховке в частной клинике. Или почему медсестра в той же клинике запрещает посетителям приносить цветы в палаты, но при этом сами медсестры ставят букеты у постели больных. Или почему человек, который хочет «наслаждаться шумом моря», требует, чтобы ему показали Одесскую оперу. Оставим также вопрос, как человек собирается приехать из Львова в Одессу на автобусе и вернуться обратно тем же транспортом за одни сутки. В сериалах вообще множество условностей, конечно. Но всех этих мелких нестыковок могло было и не быть. Создается впечатление, что авторы еще в процессе съемок предполагали, что никто не будет внимательно смотреть все двенадцать серий.
Еще немного смущают совершенно нереальные цвета интерьеров, с какими-то особенно нелепыми нарядами и с очевидным гримом, почти театральным у некоторых персонажей. Но это, конечно, мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Главное, что в конце «одесситка балованная» и «западенец нерешительный» целуются на вокзале под Утесова. Ну вы поняли, да — все, что нам нужно — это любовь.
Фото: кадры из сериала