Выбор между Украиной и недоУкраиной. Или сейчас, или…

24 Листопада 2004
831
24 Листопада 2004
15:46

Выбор между Украиной и недоУкраиной. Или сейчас, или…

831
От Своей правды каждому журналисту нужно сделать шаг к Общей правде. От Своей правды журналистам нужно сделать шаг к Общей правде.
Выбор между Украиной и недоУкраиной. Или сейчас, или…
Жизнь, как всегда, опережает журналистские перья. Еще вчера, ночью с 23 на 24 ноября, я на 5 канале в шоке слушала из уст одной очень известной и очень мною уважаемой журналистки пламенную речь (по ее собственному признанию). В этой речи сконцентрировалась квинтэссенция всех уже давно набивших оскомину обвинений в сторону тех журналистов, которые призывают коллег лучше молчать, чем работать по «темникам» – в расколе профессиональной корпорации.

А уже сегодня Степан Гавриш, один из самых больших «демократов» страны, обвинил этих же журналистов в том, что это они, оказывается, хотят, используя «западные технологии революции», лишить страну объективной (!!!) информации. Круг замкнулся. И, как ни печально, он замкнулся именно так, на 100-процентном резонансе выступления одной из самых талантливых наших журналисток и одного из самых беспринципных в стране политиков.

Очень бы этого не хотелось. Как очень не хотелось и говорить публично и громко о том, что да, в стране уже давно сложилась не только связка коррумпированной власти и бизнеса, но и связка власти с частью журналистов, которые либо своими прямыми и непосредственными действиями, упоенной работой над «темниками» и по «темникам» помогают манипулировать сознанием, выбором и реалиями существования народа. Либо освящают, легитимизируют орудия цензуры: кто-то - непротивлением или недекларированием неприемлемости их использования в демократической стране, и только Бог им в таком случае судья. Но кто-то – и это, увы, значительно опаснее – провоцирует недоверие к тем коллегам, которые пытаются публично отстоять свое право на профессию,которые призывают к сопротивлению других,которые ставят право народа на объективную информацию выше каких бы то ни было корпоративных интересов, договоренностей и взаимоотношений. Что самое обидное - нередко эти "кто-то" субъективно честны и не имеют отношения к распространению «темниковской» информации. Более того, возможно – я в этом даже практически уверена, – что подобная связка с властью, воюющей со своим народом, для многих из этих журналистов нежеланна и неожиданна. Но мы все взрослые люди, и не можем не отдавать себе отчет, как слова наши отзываются и как нас используют…

Такое уже было в 2001-ом – когда вспыхнувший той осенью стихийный бунт журналистов против цензуры был погребен не без значительных усилий некоторых «коллег». Последние всю силу своего публицистического дара бросили в 2001-ом не на изобличение антизаконных действий «темникотворцев», а на то, чтобы объявить журналистские протесты происками «грантоедов», которые, якобы (внимание!) все по тем же самым пресловутым западным (американским) технологиям раскалывают журналистское сообщество. Что ж, так называемый бунт «грантоедов» – при помощи слаженных действий «темникотворцев» и вышеназванных публицистов – в 2001 году не достиг своей главной цели. Цензура продолжает править бал в отечественных медиа до сих пор. Но, наверное, по логике тех самых «коллег»-антигрантоедов, это и есть НОРМАЛЬНО для НЕРАСКОЛОТОЙ журналистской корпорации?

Впрочем, сейчас судьба нашей страны и нашего народа решается, слава Богу, не только на телеканалах и не только в политических кабинетах, а и на площадях и улицах, где народ отстаивает свое право стать, наконец-то, единственным источником власти в стране. И нет времени и сил задавать риторические вопросы по поводу того, так кто же все-таки раскалывает журналистов и страну – те, кто так или иначе, но мирится с «темниками», кто делит Украину на «наполняющий бюджет Восток» и «фашиствующий Запад», или те, кто этому пытается противодействовать?

Поэтому позволю себе лишь одно замечание. Я полностью согласна с тем, о чем вчера в «Детектор медіа» сказал мой коллега Сергей Черненко, – цитирую: «Одразу було зрозуміло, що як тільки слухняний ЦВК спробує легалізувати сфальсифіковані владою результати голосування, ініціатори, замовники і виконавці агресивного плану фальсифікацій президентських виборів швидко перетворяться в “голубів миру і стабільності”. Це, взагалі, традиційна тактика всіх авторів протизаконних і антиконституційних переворотів – особливо тих, які проводяться “повзучими” засобами, шляхом маніпуляцій нібито демократичними процедурами. Як тільки такі перевороти доводяться до логічного кінця – наприклад, до оголошення неправдивих результатів виборів, – одразу від нелегітимних “переможців” звучать заклики до толерантності, тої ж таки стабільності і національного примирення. Зараз ми бачимо точне дотримання цієї тактики з боку команди Януковича: її головного пропагандиста В’ячеслава Піховшека та її речників, на зразок Гавриша, Коновалюка чи Шуфрича».

И точно так же я убеждена, что относительно журналистской среды НЕТ оснований для таких прямых аналогий. В конце концов, подавляющее большинство коллег никогда не были «ястребами» информационной войны. А исключения были и есть весьма и весьма – количественно!– незначительными. В то же время, я и «Детектор медіа» настаивали и настаивают на главном.

Первое – всей профессиональной корпорацией должен быть дан, наконец-то, ответ на вопрос, РАДИ ЧЕГО должно и может состояться ОБЪЕДИНЕНИЕ журналистов? Объединение не лицемерное, не прикрывающее состояние крайнего кризиса в отечественных медиа. А объединение истинное, такое, которое бы позволяло открыто смотреть в глаза своих сограждан, лицом к лицу стоящих сейчас перед тысячными отрядами спецназа под стенами Администрации Президента, и тех своих коллег – с ICTV, Нового канала, других изданий, – которые вместе с народом мерзнут в палатках на Крещатике за свободу и демократию. К сожалению, я вчера из выступления на 5 канале моей известной коллеги именно этого – ради чего – так и не услышала, несмотря на то, что она как раз призывала всех нас задуматься об этом.

Мы же – мои коллеги из «Детектор медіа», и мои коллеги из Ивано-Франковска, Донецка, Луганска, Винницы, Львова, Симферополя, Харькова, которые нам звонят и пишут со словами поддержки, и те мои коллеги, которые сейчас, именно в этот момент, делают в своих изданиях, на своих телеканалах так называемые «последние шаги» – если процитировать самую авторитетную нашу ведущую новостей Аллу Мазур – уже давно для себя этот ответ нашли. И, собственно, ради того, чтобы этот ответ стал реальностью, мы и прилагаем массу усилий, которые кому-то очень хочется обозвать «западными технологиями» или «так называемой поддержкой». Объединение журналистов возможно лишь вокруг публичного и открытого «нет» антиконституционным, преступным цензуре и политическому давлению на СМИ, исходящему от органов власти, прежде всего Администрации Президента, а потом уже – от связанных с ними коррупционной нитью медиасобственников. Именно публичного и открытого «нет» – ибо мы уже убедились в том, что пресловутые наши «бантики», «борьба за запятые и отдельные слова», к сожалению, НЕ ПОМОГЛИ украинским журналистам донести до общества полную и достоверную информацию о происходящем в стране и, тем самым, удержать Украину от глубочайшего кризиса.

И второе. Мы все, журналисты всех изданий – провластных, независимых, оппозиционных, вот уж точно не деля друг друга на «хороших» и «плохих», «правильных» и «неправильных», «мелкоклановых» и «крупноклановых» – должны, наконец-то, принять на себя всю меру ответственности за то, что, как заявили участники движения «Мы не лжем», у «неправды журналистское лицо». Мы все повинны в этом. Мы все – так или иначе – но либо совершали информационные преступления, либо способствовали им, хотя бы просто непротивлением или умалчиванием, либо эффективно не противостояли им, не смогли защитить от медийного террора народ. Да, безусловно, есть ответственность солдат слова, прапорщиков и генералов. Да, кто-то из нас может справедливо считать, что как раз он-то делал все возможное и даже невозможное, чтобы правда таки находила пути к людям, чтобы те учились бороться за справедливость. Но – именно осознание всеми журналистами необходимости действенного покаяния перед народом, на самом деле, только и может стать тем самым побудительным мотивом к объединению, которого так не хватает нам всем. Только так, признав общую вину, мы и сможем объединиться, иного просто не дано. В противном случае мы бесконечно будем подозревать и обвинять друг друга во всех мыслимых и немыслимых грехах, искать «правых» и «виноватых», «раскалывающих» и «стабилизирующих»...

При этом покаяние наше должно быть именно действенным – я это подчеркиваю, – должно вылиться не в стенания, а в слаженные и решительные усилия для восстановления доверия народа к украинской журналистике. А мы все прекрасно знаем, что это очень непросто, поскольку, увы, требует от нас не просто личной честной работы на своем рабочем месте, в зоне своей личной ответственности. Увы, только этого уже мало – мы все в этом имели возможность убедиться не раз. Сейчас крайне необходимо всекорпоративное давление журналистов – и непременно при помощи общества, к которому нужно для этого обратиться за поддержкой – на политиков, собственников и топ-менеджеров СМИ. Давление, которое позволит, наконец-то, установить действенные законодательные, политические, нравственные препоны их на сей день тотальным возможностям извращать личные честные усилия журналистов и превращать их в системные манипуляции, дезинформацию и прямую ложь.

Как понимает «Детектор медіа», вот именно этого – принятия каждым из нас своей меры ответственности за то, что не смогли, не захотели, не получилось, ets. удержать нашу профессию в условиях нынешней Украины хотя бы в рамках пристойности (о рекордах Гиннеса по части соблюдения журналистских стандартов никто же не говорит!) – и не хочется столь категорически многим нашим коллегам. Между тем «Детектор медіа» никогда не снимала и не снимает – всегда произнося в диспутах о журналистской этике слово «мы», а не «они» – с себя этой самой ответственности, и призывает к этому всех остальных. Это в юридическом смысле «сын за отца не отвечает», а журналист – за топ-менеджера. В моральном же смысле – все отвечают за все происходящее во всей стране. Позволю себе провести опять не прямую, но все же аналогию, напомнив, что после второй мировой войны ВЕСЬ немецкий народ взял на себя ответственность за преступления фашизма, невзирая на то, что значительная часть этого народа погибла в тех же фашистских застенках. И именно это мужество ответственности позволило немецкому народу не только очиститься, но и создать одну из самых демократичных общественных систем.

Хватит, в конце концов, разбираться в том, кто кого поддерживал, кто что делал в 90-ых, кто через кого и через что переступал, кто кого когда-то защищал и не защищал и о чем писал-не писал… Хватит копаться в чьих-то, возможно, резких словах или несправедливых, на чей-то взгляд, укорах, хватит копить взаимные обвинения. Хватит вскармливать в себе обиды. В конце концов, у каждого из нас есть СВОЯ ПРАВДА. Но не следует забывать, что есть еще и одна на всех ОБЩАЯ ПРАВДА. И эта ОБЩАЯ ПРАВДА в данный судьбоносный исторический момент состоит в том, что для выбора каждым украинским журналистом своей позиции УЖЕ НЕТ ни дня, ни минуты, ни секунды отсрочки! Народ именно сейчас пытается вымолвить свое собственное слово. А те, кто хочет по-прежнему держать журналистов на поводке, чтоб те продолжали помогать держать в узде народ – как раз на то и рассчитывают, чтобы годами искусственно подогреваемые разборки внутри профессиональной корпорации не позволили нам защитить общество, страну, государство от диктатуры ЛЖИ и НАСИЛИЯ.

У нас сейчас есть только один, черно-белый, выбор – как бы это ни было неуютно осознавать вечно рефлексирующим интеллигентам. Выбор, который может или объединить, или окончательно разъединить нас, журналистов, не только между собой, но и с народом. Это выбор между Правдой и Ложью, между Оппозицией и Позицией, между Украиной и недоУкраиной, между Свободой и Несвободой.

Так победим – сделав этот единственный выбор, и вне зависимости от развития событий в стране, вплоть до наступления жесточайшей реакции. Нравственная правда и победа – уже за народом. И за журналистами?
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
831
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду