Формула крови

9 Вересня 2004
0
765
9 Вересня 2004
15:07

Формула крови

0
765
Трагедия в Беслане, ранившая сердца всех и каждого, вновь и вновь заставляет задуматься о составляющих террористической угрозы. В том числе – медийных.
Формула крови
Во время захвата заложников на Дубровке в 2002 году, вдогонку российским политикам высшего эшелона, Киев выступил с инициативой взять на себя роль посредника в ведении переговоров с террористами. Дмитрий Киселев тогда лично совершил марш-бросок в Москву для того, чтобы в прямом включении ICTV с площади перед театральным центром озвучить для мировой общественности готовность нашего Президента возглавить переговорный процесс. И вроде бы даже мировая общественность тогда высоко оценила широту бесполезного и запоздалого жеста. Нынче такого жеста не последовало, во всяком случае, озвучен он не был. Хотя, как действующий председатель совета стран СНГ, в которое, в составе России, входят и Северная Осетия, и Ингушетия, и Чечня, Леонид Кучма мог позволить себе подобную риторику. Впрочем, без команды из Кремля, очевидно, не мог. И, очевидно, не только он.

В дни трагедии в Беслане даже с целью предвыборного пиара ни один из 26 кандидатов в наши президенты почему-то не рискнул рвануть в Северную Осетию. Даже на бутафорском броневике.

Зато теперь уже подсчитаны все этнические украинцы среди погибших и пострадавших заложников, отмечен (или отметен) якобы украинский след в происхождении одного из захватчиков…

Наш политический истеблишмент всех мастей по инерции продолжает повторять заклинания об отсутствии в Украине очага внутреннего конфликта как фактора террористического риска, но уже не в состоянии сохранять адекватную дистанцию от общей борьбы с мировым злом.

Одна за другой в прорывающихся в эфир комментариях экспертов и аналитиков звучат теории затягивания Украины в единое террористическое пространство. Как позволил себе заметить Данило Яневский 7 сентября на «5 канале», недалек тот день, когда Путин будет мочить террористов и в наших сортирах? Страшно, что это похоже на правду. Страшно, что мы не сумеем защитить не только наши сортиры, но и наши школы и наших детей. И самое страшное, что мировой терроризм здесь будет совершенно ни при чем.

«Вісті» на Первом Национальном, после шокирующих бесланских репортажей с безумной подводкой о том, что у наших детей, слава Богу, 1 сентября выдалось, таки да, праздничным, показали визит Януковича на открытие восстановленной школы в Новобогдановке. Школы, расстрелянной во время взрывов на военных складах под Мелитополем. И нужно было видеть слезы умиления на лицах учителей и родителей... Умиления, вызванного фактом того, что власть, допустившая катастрофу, удосужилась сама же и залатать кое-какие дыры, не забыв при этом отпиариться по полной программе...

А наших детей, пребывающих в заложниках у социально никчемного государства, можно было увидеть в документальном фильме «Перед обличчям дитини» в программе «Документ» на «1+1» (последний проект студии «Контакт», эфир которого был посвящен памяти Ларисы Роднянской). Масштабы детской беспризорности, явленные в фильме со всей беспощадностью подлинной документалистики, оказались еще более трагичны и устрашающи на фоне трагично беспомощной дискуссии в студии. Ни ведущий Юрий Макаров, ни его уважаемые и компетентные гости из ближнего и дальнего зарубежья так и не смогли хотя бы очертить круг первостепенных и реально решаемых проблем социального сиротства.

Страшно и то, что представители нашей политической элиты, с нескрываемым упоением говоря о необратимой вовлеченности Украины в общемировые процессы, мировой терроризм подразумевают прежде всего. Как бы по умолчанию исключая из этих мировых процессов наши реальные внутренние контексты. Да, практически все отечественные телеканалы в той или иной степени озадачились попытками очертить ближайшее геополитическое будущее страны в связи с бесланской трагедией – в режиме передачи фактов и комментариев к ним. Кто сделал это свободней и масштабней, как «5 канал», кто сдержанней и отстраненней, как ICTV, СТБ и Новый, наворачивая политологические умозаключения, одно другого эффектней, кто тупо вторя прокремлевским темникописцам, работающим под диктовку кремлевских политтехнологов, как «Интер» и «1+1». В сущности, все, что мы могли узнать в сугубо информационном режиме, мы действительно так или иначе узнали. Или – никогда не узнаем.

В этом, собственно, и состоит изначальная ущербность доморощенных вычислений «формулы крови». В том, что одна из основных переменных этой формулы – медийная – воспринимается лишь как фактор в лучшем случае – информационный, в худшем – информационно-манипулятивный. В то время как ей по праву должна принадлежать роль основного социально-психологического показателя, главного артикулятора общественного интереса. Именно «во дни торжеств и бед народных» как никогда остро ощущается вопиющее отсутствие на отечественном ТВ прямоэфирных масштабных общественно-политических дискуссионных форматов. Форматов, способных чутко и адекватно реагировать на событийные потрясения, формулировать общественные настроения – и интересы общества, далеко не всегда совпадающие с интересами власти и политических элит, ставить возникающие у общества вопросы и взыскивать неотложные ответы. Именно сегодня, когда зыбкость благополучия – для всех – очевидна до жути, наличие публичной телевизионной аналитической рефлексии из сферы социальной ответственности телевизионщиков перемещается в сферу национальной безопасности государства. И государственная власть, на самом деле,– самая заинтересованная в публичном диалоге сторона. Без него она теряет адекватность, бдительность и гражданский тонус. Без всего этого – не способна защитить ни свой народ, ни саму себя.

Бесланская трагедия отозвалась в нашем эфире эхом вполне понятных, обязательных человечески и политически необходимых объявленных соболезнований, заявленных пожертвований и гуманитарных обязательств. И все же мера – да, высокая – выраженной скорби и участия оказалась недостаточной. Показалась не то чтобы дежурной, но приличествующей, скорее, ситуации стихийного бедствия, а не безумного в своей бесчеловечности военно-политического катаклизма. Случись в Северной Осетии землетрясение, все произнесенные в эфире слова, озвученные в нем принятые меры и взятые обязательства прозвучали бы здесь, в сейсмически не опасной зоне, как единственно возможные. Но, увы, речь не о геологии, а о геополитике. И наша устойчивость сегодня должна быть если не доказана, то аргументирована. В прямом эфире.

Я далека от мысли о том, чтобы представители спецслужб в студийном ток-шоу раскрывали свои секретные наработки на случай беды. Но я хочу, чтоб мне дали понять, что кто-то об этом конструктивно думает каждый день. И что там, кстати, с нашими складами? Когда и где Премьер-министр в следующий раз откроет восстановленную школу? И можно ли узнать, все ли так плохо с нашими АЭС, как утверждает политреклама „зеленых”?

И стоит ли гневить Бога бездарными политическими фальсификациями, подрывающими не только троещинские мусорники и лифты, но остатки веры в то, что уж наши-то политическая власть и ее силовые структуры не перешагнут той последней черты, за которой человеческие жизни становятся разменной монетой? Стоит ли нам сейчас и сегодня кричать: «Терроризм!»?!... Вместо того, чтобы, наконец, научиться понимать, что если рядом случается беда, с людьми нужно говорить о гарантиях их безопасности в самом широком смысле. И это и есть медийный показатель нашей «формулы крови».

…На самом деле, все эти дни я вспоминаю, как в свое время провожала в первый класс старшего шестилетнего сына с годовалым младшим на руках…
LIKED THE ARTICLE?
СПОДОБАЛАСЯ СТАТТЯ?
Help us do more for you!
Допоможіть нам зробити для вас більше!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
0
765
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду